Браконьер спит днем, а власть - ночью
Очередной рейд провели работники Лесозаводского районного комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов, комитета по природопользованию городской администрации, лесхоза “Кировский” и сотрудники ГОВД. В январе совместные рейды проводились трижды. Кроме того, и сами лесники и природоохранники регулярно бывают в тайге. Налажен контроль за передвижением лесовозов милицейскими постами: здесь проверяют наличие соответствующих документов, разрешение на оружие, если таковое обнаруживается у водителей.
Валят не только ясень, но и медведяВ патрульных экипажах с начала зимних заготовок леса непременно есть образцы документов и печатей, которые должны иметь водители, чтобы у дежурных на дорогах была возможность обнаружить “липу”. И все же щели, через которые уходит лес, остаются.
В лесничество поступил сигнал о самовольных вырубках на участке, отведенном ДОКу. Едем по адресу - проезжаем Орловку, сворачиваем на ухабистую проселку. По дороге встречаем 2 “Урала” с ясеневыми бревнами - все как на подбор. Именно такие любы соседям-китайцам, которые не жалеют до 230 “зеленых” за кубометр. Браконьерские же заготовки оцениваются, как говорят, подешевле. На этот раз у водителей “Уралов” все в порядке. Больше того, они предъявили ярлыки на вывозку ясеня, которые по решению арбитражного суда с нынешнего заготовительного сезона отменены как незаконные, между прочим, по ходатайству руководителей ДОКа. В местном комитете по природопользованию на этот счет недоумевают: почему ярлыки незаконны? Их не отменяли ни в Пожарском, ни в Красноармейском, ни в Кировском районах - значит сдерживают незаконную порубку этой ценной породы.
Несмотря на долгий путь по таежным трассам, нигде мы так и не услышали ни визга пил, ни рокота тракторов. Лишь лесовозы свидетельствовали, что заготовки идут. Хотя, конечно, далеко не в тех масштабах, как в прошлом году, когда мне довелось побывать в рейде по зимней тайге. Нынче, чтобы найти хорошее дерево, приходится прочесывать весь лес. А потом, пока сваленный хлыст оттащат на разделочную площадку, по пути помнут-поломают немало молодых деревьев и кустарника. На долгие годы остается мертвая зона. Ведь на арендуемых участках никто лес не сажает.
В районе ключа Илистого обнаруживаем несколько пней от мощных стволов. За рубку ясеня в водоохранной зоне составляется протокол, и мастеру лесозаготовительных работ АО “Уссурийский ДОК” выписывается штраф в размере 15 минимальных окладов. Плюс еще 250 470 рублей - за шкуру гималайского медведя, найденную рядом с вагончиком лесорубов. Выявлен и хозяин шкуры краснокнижной белогрудки, которую якобы он нашел в дупле. Неожиданная “находка” обошлась ему в весомый штраф. Однако возбудить уголовное дело по поводу незаконного отстрела зверя, как позже хотели работники объединенного районного комитета по охране природы, оказалось делом малоперспективным из-за отсутствия веских доказательств.
Глава администрации идет наперехватХотя за время рейда “накручено” более 300 километров, поймать за руку самовольных заготовителей так и не удалось. Лесники утверждают, что днем сейчас рубят и вывозят ясень по законным документам. А “самовольщики” в основном орудуют по ночам. Днем находят подходящие стволы, подпиливают и уже ночью валят, тащат для разделки и вывозят. Чтобы меньше рисковать. Поскольку в эту глухую пору вряд ли безоружные лесники и природоохранники отважатся на “отлов” браконьеров. Выходит, преградить путь лесовозам с незаконной “добычей” могут только посты ГАИ. У них есть в этом материальная заинтересованность: 50 процентов от вырученной суммы за реализацию конфискованного леса поступает в ГОВД. В прошлом году на эти средства приобретены 2 патрульные машины и копировальная техника.
И все же у местной власти другое мнение - милиция ловить браконьера не хочет. Возможно, такое мнение складывается потому, что нынче почти нет бревен на площадке рядом с ГОВД, где в прошлом году она напоминала солидный лесосклад. На этот счет начальник Лесозаводского ГОВД Анатолий Городник говорит, что в отличие от прежних лет большинство лесовозов идут с надлежащим образом оформленными документами. Как они достаются: выдаются ли законным путем или приобретаются за плату - вопрос. Похоже, что из уроков прошлых задержаний и конфискаций вороватый “лесной” люд сделал для себя соответствующие выводы.
Что же касается рейдов с работниками лесо- и природоохраны, Анатолий Иванович считает, что это в большей степени самообман, формальность. Эффективно бороться с самовольными заготовками и вывозкой ясеня можно, лишь создав специальную мобильную бригаду, в которую бы вошли участники теперешних рейдов. Она должна быть обеспечена бензином и соответственно финансирована администрацией. И работать ей надо не разовыми наездами в тайгу, а круглый год. Этому коллективу, понятно, требуются статус и полномочия. Все дело за решением местной власти, куда Анатолий Иванович не раз обращался по этому поводу.
Предложение, безусловно, заслуживает внимания. А тем временем глава администрации Сергей Агаджанов лично выезжает на перехват колонны лесовозов. Без милиции, потому что она, по словам главы, его предложение не приняла. Как видим, вместо взаимопонимания - взаимные упреки. Стоит вспомнить, что Сергей Саркисович, еще будучи кандидатом на пост главы муниципального образования, в предвыборной программе дал понять, что приложит все силы для наведения порядка в лесозаготовках, что повлечет оживление производства на ДОКе и других предприятиях-донорах, прежде исправно пополнявших бюджет. Став мэром, он уже сделал немало для выполнения намеченного. Поэтому можно надеяться, что создание упомянутой эколого-правовой бригады лишь дело времени.
Тем более, как заверил председатель районного комитета охраны окружающей среды Николай Бондаренко, проект постановления об усилении контроля за использованием лесных ресурсов на территории города и района уже подготовлен и ждет своего утверждения на заседании муниципального комитета. Кроме лесоохраны вновь создаваемая структура будет приглядывать за женьшенем и другими ценными дикоросами, которые, как и ясень, безжалостно расхищаются.
Не рубите сук, на котором район сидит3 года назад расчетная лесосека в районе колебалась от 57 до 63 тысяч кубометров. В прошлом году отмечено ее сокращение вдвое. Только по линии комитета охраны природы в прошлом году зафиксировано 27 крупных нарушений. Среди злостных губителей природы - ДОК и его ненасытные, бесцеремонные “дочки” и вольные заготовители, кому комбинат поручает заготавливать лес на арендованной территории. Грубое нарушение технологии лесозаготовительных работ в рубках главного пользования, бессистемная трелевка древесины, приводящая к уничтожению подроста и эрозии почв, невывозка порубочных остатков, необустройство мостов и перепускных труб на таежных ключах и водотоков их - таков далеко не полный перечень нарушений Лесного кодекса РФ “Об охране окружающей природной среды”, предъявленных горе-лесорубами. По предложению природоохранного комитета, учитывая эти обстоятельства, Уссурийскому ДОКу отказано в выделении дополнительных лимитов лесосечного фонда на текущий год к уже имеющимся лимитам по аренде. Что ж, как говорится, не руби сук, на котором сидишь! Впрочем, на этом суку “сидит” весь район.
По данным природоохранных органов, с лесосек района незаконно вывозится столько же леса, сколько заготавливается по разрешительным документам. Вот повод, оставив упреки, всем органам власти поставить перед собой вопрос: куда же, на какие такие нужды уходит деловая древесина? Путь бревна должен быть отслежен не только до ворот деревоперерабатывающего цеха или таможни, но также на всех предприятиях и организациях города и района, ведущих строительство.
Нынче ряду “фирм”, так или иначе связанных прежде с лесом, категорически отказано в выделении лесосек. Возможно, эта жесткая мера, принятая на краевом уровне, послужит предупреждением всем, кто привык считать тайгу своей вотчиной.