Японское ралли на наших дорогах

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

В настоящее время во Владивостоке около 110 тысяч автомобилей, находящихся в частной собственности граждан. Это данные краевого управления ГАИ на октябрь 1997 года. Из них автомобилей отечественного производства - 32 процента и иномарок - 68 процентов.

В действительности ситуация несколько иная. В ГАИ учитываются машины, которые находятся на учете и прошли государственный технический осмотр. Но далеко не все они находятся в эксплуатации. Особенно это касается отечественных автомобилей.

Что же касается непосредственно автомобилей иностранного производства, то подавляющее их большинство - это машины из Японии. Их доля достигает 97 процентов от общего количества иномарок. На корейские машины приходится 1,2 процента автопарка, “американцы” и “европейцы” занимают на нашем рынке менее 1 процента.

КТО У НАС НА 1-м МЕСТЕ?

Лидером приморского авторынка является компания Тоyота. Ее доля составляет примерно 60 процентов. То есть больше, чем все остальные производители вместе взятые. На 2-м месте - Nissan (17 процентов). На третьем - Мitsubishi (8,5 процента). По другим маркам эти показатели следующие: Mazda - 4 процента, Honda - 3,5 процента, Subaru - 2 процента, на 3 оставшиеся автомобильные компании - Daihatsu, Suzuki и Isuzu приходится около 4 процентов.

Интересно, что популярность различных автомобильных марок в Приморье и Японии заметно отличается. Например, аналогичные показатели для Японии составляют: Тоуота - всего 34 процента, Nissan - 20, Мitsubishi - 12, Honda - 10,5, Mazda - 8,5, Suzuki - 8, Subaru - 4, Daihatsu - 3 и Isuzu - менее 1.

Однако в целом изменяется только процентное соотношение той или иной марки на рынке, а вот занятые фирмами места практически одинаковые. Отличий по сравнению с Приморьем лишь два: 5-е место Маzda и 6-е место Suzuki. Объясняется это довольно просто. Большая по сравнению с Хондой популярность “Мазды” в Приморье связана с присутствием в производственной гамме фирмы микроавтобусов и микрогрузовиков Mazda Bongo и Mazda Titan, которые у нас пользуются большим спросом. А вот у “Хонды” подобных моделей нет. Если же рассматривать только легковые автомобили, то преимущество “Хонды” на нашем рынке и в Японии будет бесспорным. Что касается Suzuki, то подавляющее большинство ее автомобилей относится к так называемому микроклассу, который очень популярен в Японии, но практически неизвестен у нас.

Теперь о популярности различных типов автомобилей. На авторынке города более 67 процентов парка занято легковыми автомобилями, 19,2 - приходится на джипы, 9,3 - на микроавтобусы и 4,3 - на микрогрузовики.

В то же время продается у нас джипов гораздо больше. Это связано с тем, что рынок в значительной мере ориентирован на перекупщиков из Сибири и Якутии, где джипы пользуются более высоким спросом.

ЦЕНЫ - КАК САКУРА: РАСЦВЕТАЮТ К ВЕСНЕ

Цена на автомобиль японского производства складывается из его стоимости в Японии, расходов на перевозку, таможенных платежей и “навара” продавца. Причем последний, как правило, довольно мал и большого влияния на конечную цену машины не оказывает. То же самое можно сказать и о стоимости провоза. В большинстве туристических фирм она давно стабилизировалась и составляет около 800 у. е. за путевку плюс 600-650 у. е. за каждое дополнительное место на теплоходе для автомобилей. Моряки торгового флота и рыбаки имеют возможность привезти автомобиль из Японии на своем судне либо бесплатно, либо за 200-300 у. е.

Стоимость подержанных японских автомобилей в Приморье в течение года (с октября 1996 года по октябрь 1997 года) довольно сильно колебалась. Наиболее высоки они были в октябре 1996 года, самыми низкими - в феврале-апреле 1997 года. В настоящее время наблюдается незначительный рост цен, который уже в ближайшее время может стать весьма значительным.

Основными причинами изменений цен на авторынке Владивостока являются: изменение таможенных пошлин, акцизных сборов и налогов; экономическая ситуация в Японии, которая отражается на темпах обновления японского автопарка, внутреннем спросе на подержанные машины и, следовательно, на их стоимости в Японии; изменения спроса у нас (в основном - сезонные); экономическая ситуация в других странах, которые импортируют автомобили не первой свежести из Японии.

Рассмотрим эти причины подробнее. Последнее серьезное изменение в таможенном законодательстве произошло в августе 1996 года. Именно тогда заметно снизился совокупный таможенный платеж на ввозимые в Россию иномарки и была введена льгота в 0,3 ЭКЮ для некоторых категорий граждан. А так как в число льготников попали моряки и рыбаки, то количество ввозимых по льготной пошлине машин оказалось весьма значительным. Что в конечном счете заметно отразилось на их ценах. Особенно это касается автомобилей, оснащенных двигателями большого объема (джипах и автомобилях высокого класса). Например, если обычная пошлина на Nissan Patrol 1993 года выпуска составляет более 7500 у. е., то льготная всего 2000 у. е. Неудивительно, что с сентября 1996 года цены на рынке стали быстро снижаться. Однако непроданных машин, ввезенных до введения новых пошлин, в октябре-ноябре 1996 года было еще довольно много, что отразилось и на общем уровне цен. Например, выплаченный Мark-2 1993 года с 2-литровым двигателем стоил в октябре 1996 года около 16 тысяч у. е., а в марте 1997 года - 12000 у. е. Еще значительней оказалось падение цен на джипы. Toyota Land Сruiser 80 VX 1992-1993 гг. выпуска в октябре 1996 года продавался за 35-38 тысяч у. е., а в марте 1997-го - на 10-12 тысяч у. е. дешевле.

Снижение минувшей весной акцизов на ввезенные иномарки до 5 процентов уменьшило совокупный таможенный платеж на сумму от 150 до 1.200 долларов в зависимости от года выпуска машины и объема ее двигателя. Однако к заметному снижению цен на рынке это не привело, так как эта мера пришлась на весенне-летний подъем спроса на автомобили.

Что же касается сезонных колебаний цен, то они, как правило, незначительны и составляют около 10 процентов от их среднего уровня. Например, средняя цена на Toyota Carina 1991 года с двигателем объемом 1,5 литра составляет 4.000 у. е. Следовательно, зимой цена снизится до 3600 у. е., а в апреле-мае возрастет до 4400 у. е.

ЯПОНЦЫ ТОЖЕ ХОТЯТ “ездить”. На Нас?

С начала этого года в стране наблюдается серьезный экономический спад. Уровень жизни японцев падает, поэтому они дольше эксплуатируют свои машины. К тому же многие небогатые японцы сейчас предпочитают покупать не новые, а подержанные автомобили. Например, в ноябре 1997 года в Японии новых автомобилей было продано на 18,2 процента меньше, чем за ноябрь 1996 года. Поэтому в последнее время цены на такие машины в Японии заметно выросли. В большей мере это касается джипов, которые стали очень популярны у японской молодежи.

С другой стороны, значительное снижение курса иены по отношению к американскому доллару оказалось на руку российским автобизнесменам, поскольку “долларовая” цена автомобиля в Японии снизилась на 20-25 процентов.

Еще одним обстоятельством, оказывающим существенное влияние на стоимость машины, является появление на рынке новой модели. Особенно это заметно при сравнении цены Toyota Camry и Toyota Corona 1992 года выпуска. Несмотря на то, что “Камри” принадлежит к более высокому классу, цена на нее заметно ниже (7.000 против 9.000). Дело в том, что у этих машин разный модельный год. У “Камри” - 1990, у “Короны” - 1992. К тому же уже в начале 1994 года появилась новая модель “Камри”, а “Корона” обновилась только в конце 1995 года и выйти из моды еще не успела.

ЕСЛИ КИТАЙЦЫ СЯДУТ ЗА ПРАВЫЙ РУЛЬ...

Высокие таможенные пошлины или запрет на эксплуатацию автомобилей с правым рулем в некоторых странах Азиатско-Тихоокеанского региона ограничивают поставку туда японских машин. В результате спрос на них в Японии уменьшается и цена снижается. Но стоит отменить подобные ограничения, и у российских покупателей появятся серьезные конкуренты. По последним сведениям, в Китае ожидается снятие ограничения на эксплуатацию автомобилей с правым рулем, и в ближайшее время туда начнется массовый вывоз машин из Японии.

Кроме того, определенное влияние на стоимость автомобилей на приморском рынке оказывает объем ввоза в Россию краденых автомобилей. По данным японской полиции, среди джипов и дорогих представительских моделей машин с криминальным прошлым довольно много. С января по август 1997 года в Приморье поступило по меньшей мере 600 таких автомобилей. То есть каждые выходные на “Зеленом углу” выставляется 10-15 краденых машин. А они значительно дешевле своих юридически чистых “собратьев”. Поэтому цена в 20000 у. е. за роскошный Toyota Celsior 1994 года выпуска или полноразмерный бензиновый Mitsubishi Pajero 1993 года легко объяснима. Впрочем, нужно признать, что покупка украденной в Японии машины новому владельцу никакими неприятностями не грозит, поскольку все они прошли нормальное таможенное оформление и проданы в России - как это ни парадоксально звучит - на законных основаниях. К тому же между Японией и Россией до сих пор отсутствует соглашение о взаимной юридической помощи. Правда, в последнее время данные о краденых машинах стали приходить из Японии в адрес приморской ГАИ.

МОСКВИЧАМ ЗА НАМИ НЕ УГНАТЬСЯ

Во-первых, к нам попадает большое количество автомобилей, предназначенных исключительно для внутреннего рынка Японии. Как правило, данные модели и модификации оснащаются более мощными двигателями, имеют самое современное электронное оборудование и очень богатое оснащение в стандартной комплектации.

Во-вторых, разными путями у нас быстро появляются на местном рынке новейшие японские модели. Например, минивэны Toyota Picnic-Ipsum, Toyota Lucida-Previa последней модели и Honda Odissey, спортивный внедорожник Honda CR-V или джип Toyota Land Cruiser 95 Prado попали во Владивосток еще до их мировой премьеры.

В-третьих, очень низкие цены практически на все модели автомобилей, в том числе на американские и европейские. Например, Сhrisler LHS 1997 года выпуска с пробегом в несколько сотен миль продавался на “Зеленом углу” за 28000 у. е. Audi 80 или Audi 90 1990-91 гг. стоит около 6000 у. е. BMW 525 1992 года оценивается в 13-14 тысяч у. е. Впрочем, на их фоне цены на японские машины оказываются просто смешными. К примеру, за 7000 у. е. можно купить роскошный 3-литровый Crown 1991 года с роял-салоном, навигационной системой, холодильником, телевизором, CD-проигрывателем; mitsubishi Diamante 1991 года, с двигателем объемом 2-2,5 литра и полным приводом; Toyota Camry 1992 года; универсал Subaru Legacy 1991 года с турбонаддувной “двушкой” и даже внедорожник Suzuki Escudo 1990-1993 годов в 3-дверном исполнении. За 13 тысяч у. е. можно стать обладателем “Крауна” или “Марка-II” 1994 года выпуска; “Тойоты-Камри” или “Ниссан-Лауреля” 1995 года; полноприводного вэна “Тойота-Люсида” 1994 года, в самом навороченном исполнении Gold; или же “Тойоты-Виндом” (Lexus ES 300) 1993 года.