Генерал Александр Белоусов: армия без боевой подготовки ржавеет
Новый командующий армией, расквартированной в Приморье, дал первое эксклюзивное интервью корреспонденту “В”.
- Александр Васильевич, в Приморье вы прибыли из Амурской области. Есть ли какие-либо принципиальные различия между прежним и нынешним местом назначения?
- И тут и там люди, техника. В чем-то, конечно, одни командиры могут быть талантливее других. А вот места дислокации, как и климатические условия, - разные. Здесь помягче зима.
- А отличается ли специфика службы на Дальнем Востоке от, например, той службы, которую вы прошли в Ленинградском военном округе?
- В сухопутных войсках практически нет. Специфика что в Заполярье, что здесь - тоже одна. Накладывает, правда, определенную ответственность то, что все войска тут расположены вдоль границы в отличие от тех соединений и частей, которые дислоцируются внутри страны. Последние и занимаются больше другими вопросами - готовят резервы, специалистов. А на рубежах постоянно находишься, что называется, на посту.
СПРАВКА “В”. Александру Белоусову 45 лет. Родился в семье военнослужащего. Окончил Московское высшее общевойсковое училище. Служил в группе советских войск в Германии. Затем в Среднеазиатском военном округе. В 1984 году окончил военную академию имени Фрунзе и служил в Ленинградском военном округе. Будучи командиром дивизии поступил и успешно окончил академию Генерального штаба. Последние 2,5 года служил в Амурской области на должности начальника штаба армии. 1 декабря 1997 года принял под командование армию в Приморье.
- Знакомы ли вы с историей своей армии?
- Да, она одна из первых и, пожалуй, самых легендарных армий нашей страны. Основана в 1918 году. Под ее знаменами прошли школу выдающиеся советские полководцы - Тухачевский, Блюхер, Малиновский, Конев... Армия от начала и до конца вынесла все тяготы и лишения Великой Отечественной войны. Принимала участие в сражениях под Москвой, в Белорусской, Берлинской операциях. Вторую мировую войну завершила после передислокации с западного фронта на Дальний Восток.
- Сейчас много разговоров вокруг военной реформы. Как видите ее вы?
- Если в общих чертах, то это приведение вооруженных сил в соответствие со сложившимися военно-политическими реалиями и экономическими возможностями страны. Воевать со всем миром мы не можем, да и надо ли? Уже были когда-то группировки войск вдоль всех наших границ и в Европе. Одна из них могла в течение 10 суток подойти к Ла-Маншу. В этом на современном этапе отпала необходимость. Тем более экономические возможности, в том числе и по причинам развала СССР, сейчас совершенно иные.
- Означает ли это, что у нас стало меньше врагов?
- Нет, у любого государства они всегда были и будут. Хотя противник для нас, военных, теперь больше потенциальный, чем реальный.
- Кто же потенциальный противник у нашей армии?
- У нас граница с Китаем, Кореей. С моря - Япония. Основная задача - дать надежный отпор любому агрессору, который осмелится посягнуть на территорию нашей страны.
- А может, лучше дружить?
- Я придерживаюсь на этот счет мнения Черчилля. У Англии, говорил он, нет постоянных друзей и постоянных врагов, а есть постоянные экономические интересы. В зависимости от того, как эти интересы меняются, меняются и друзья, и враги. Мы были и друзьями с нашими соседями, и в недавнем прошлом - врагами. Теперь вот снова дружим...
- На первом в нынешнем году заседании Совета обороны президент России Борис Ельцин, он же верховный главнокомандующий, заявил, что в вооруженных силах наконец проведена инвентаризация имущества и мы знаем точно, чем и в каком количестве обладают наши военные. Проводилась в нашей армии такая работа? Знает ли все новый командующий о ее вооружении и его техническом состоянии?
- Знаю. Отстает на 5-15 лет по некоторым характеристикам от передовых стран Запада. Неспроста же реформой планируется с 2005 года начать перевооружение войск, а к 2025 году выйти на уровень ведущих мировых держав. Однако и у нас есть такие разработки оружия, которыми не обладает сегодня никто.
- В Уссурийске расположен единственный на весь Дальневосточный военный округ бронетанковый ремонтный завод. Не первый год предприятие, предназначенное для обслуживания тяжелой боевой техники, практически простаивает. Нет заказов.
- Потребность в ремонте есть всегда: худо-бедно боевая подготовка идет, техника эксплуатируется. Бронетанковая, к слову сказать, имеет крайне ограниченный моторесурс - 5-10 тысяч километров, и надо производить текущее обслуживание. Беда в том, что у нас нет средств на оплату ремонтов.
- Кстати, а как с расчетами с военнослужащими?
- Скажу абсолютно точно: с нашей армией по заработной плате и денежному содержанию рабочих и служащих расчет за минувший год произведен полностью. Не выплачены детские и единовременные пособия, санаторно-курортные деньги и под наем жилья. По последнему вскоре закроем прореху, средства пришли.
- Вернемся к вопросу о состоянии техники. За 7 лет до начала перевооружения не придет в полную негодность то, что имеете?
- Бронетанковая техника, артиллерия будут эксплуатироваться. Запас прочности позволяет. Сложнее с армейской авиацией. На воздушных судах необходимо постоянно делать регламенты. Никто и никогда не возьмет на себя ответственность продлить сроки эксплуатации или выпустить в полет самолет, если данные виды работ не проведены.
- Все это так или иначе отражается на боеготовности. Какова ваша оценка вверенной вам армии?
- Удовлетворительная. Обстановка сложная по нескольким направлениям, но труднее всего - с людскими ресурсами. У нас все формирования мобилизационные. В разных частях и соединениях количество постоянного личного состава различно. Для того чтобы вести успешно боевые действия, следует регулярно призывать в армию мужчин из запаса, переучивать их. Отсутствие финансирования не позволяет полноценно проводить сборы. Основная задача любой армии в мирное время - боевая подготовка. Армия ржавеет как без войны, так и без боевой подготовки. Солдат и офицер без постоянных занятий перестает отвечать предъявляемым им требованиям.
- Как решаются эти проблемы?
- Приходится “изворачиваться”. У нас во всех воинских частях создана приказарменная база - мини-танкодромы. Чем они отличаются от обычных? Не надо солдат вывозить на полигоны за 20-30 километров. Учебная трасса не 6 километров, как по курсу положено, а всего 200 метров. Но на ней есть все препятствия, необходимые для преодоления тем же танкистам, чтобы получить оценку. Экономим время, горюче-смазочные материалы и т. д.
- На 1998 год президент вновь поставил военному ведомству задачу - сократить вооруженные силы еще на 200 тысяч человек.
- Ряд частей армии и нам придется реорганизовать. Некоторые полностью расформируем. Надеюсь, процесс этот пройдет безболезненно. Нельзя забыть, за ним - судьбы людские.
- Ваше отношение к предполагаемому расформированию (ликвидации) УВВАКУ? Неужели у одного из лучших высших военных учебных заведений Министерства обороны РФ нет будущего?
- Мое личное мнение - оно, а также танковое и общевойсковое училища, расположенные в Благовещенске, вокруг которых тоже идут такие разговоры, должны остаться. Регион значительно отдален от центральной части страны, и надо стремиться к тому, чтобы на месте готовить военные кадры. На мой взгляд, сеть училищ следует даже расширять, а не сокращать. Может быть, на прекрасной базе УВВАКУ готовить связистов, инженеров различных профилей и других специалистов, которых катастрофически не хватает армии.
- Коснемся политики, не возражаете? Стоит ли человеку в погонах ею заниматься?
- Считается, что во все времена армия должна быть вне политики. Явное заблуждение. Мы выполняем политическую волю руководства страны. Другое дело, когда кто-то из отцов-командиров хочет заниматься политикой целенаправленно. Пожалуйста, действуй! Образование позволяет, но - снимай погоны и уходи в отставку. Руслан Аушев, с которым вместе учились в академии, так поступил и стал первым президентом Ингушской республики.
- Намечаются ли внутри армии какие-то кадровые перестановки, преобразования?
- Кардинально ломать пока нечего. Вначале осмотреться надо как следует. Ставлю перед собой сейчас 2 основных вопроса. Первый - любыми способами не допустить затухание боевой подготовки. Второй - укрепление воинской дисциплины во вверенных частях и соединениях.
- Что вы цените в людях?
- Порядочность и честность.
- Тогда последний вопрос задам напрямую: надолго ли собирается генерал-майор Александр Белоусов задержаться в наших краях?
- Чтобы досконально освоить любую должность, начиная с командира взвода, меньше двух лет служить нельзя. Таков, убежден, минимальный отрезок времени. А для командира полка и выше оптимальный срок пребывания в должности - 3-3,5 года. Приложу все усилия, чтобы поднять вверенную армию на новую, более высокую ступень боеготовности. Чтобы в ней шла нормальная повседневная работа. Чтобы не только мне, но и офицерам, прапорщикам, солдатам находить настоящее удовлетворение в службе Родине.