ROCKовая самодеятельность
“Only hard-rock, only rock and roll!” - песенку с таким незатейливым припевом распевала в конце 70-х годов одна из владивостокских групп. Большинство владивостокских музыкантов считали, что rock должен звучать в “натуре”, а для этого нужен английский текст. Быть может, поэтому никто из наших рокеров особо не продвинулся в рафинированном российском шоу-бизнесе, но зато (в отличие от москвичей, питерцев и уральцев) сохранили чистоту жанра.
Зарождался владивостокский рок-н-ролл не в темных подвалах, а в светлых актовых залах средних школ под портретами вождя мирового пролетариата. Известные в конце 70-х в нашем городе группы “Коробейники”, “Баллада”, “Спектр”, “Эврика” начали свою роковую деятельность в прямом смысле со школьной скамьи.
Рокеры той поры начинали проводить опыты с гитарой в классе четвертом и уже к восьмому вполне уверенно наигрывали партии из репертуаров Ричи Блэкмора и Джими Пейджа. Кроме того, в те времена мало кто, начиная музыкальную карьеру, всерьез задумывался о названии группы. Считалось, что с выходом на большую сцену (танцплощадка городского парка, клуба, вуза, дворца культуры) название придумается само собой. Официально же все это именовалось “школьный ВИА” (вокально-инструментальный ансамбль). Правда, поклонники не удовлетворялись этим и в зависимости от заслуг и мастерства того или иного участника группы присваивали ему имя какого-нибудь известного рок-н-ролльщика, к примеру, Блэкмор, Гловер и т. д. Проявленная таким образом признательность народа многими воспринималась с не меньшей благодарностью, чем, допустим, присвоение звания “Заслуженный деятель искусств”. Конечно, все это было не более чем игра, но относились к ней начинающие рокеры вполне серьезно.
Первоначально группа образовывалась, как правило, если не из одноклассников, то непременно из учеников одной школы. После нескольких тайных совещаний и репетиций под акустические гитары у кого-нибудь на квартире будущие рокеры шли на поклон к школьному завучу. Всякая уважающая себя школа обязательно имела у себя комплект аппаратуры, деньги на которую зарабатывали сами старшеклассники в летних трудовых лагерях, в колхозах. В тех школах, где традиция существования ВИА уже давно сложилась, замену себе подыскивали сами “играющие” десятиклассники. Но и в этом случае требовалось утвердить кандидатуры у дирекции школы. Непременным условием была безукоризненная репутация и приличная учеба. Правда, уже через год существования нового состава ни от репутации, ни от учебы не оставалось и следа.
Самой большой проблемой для рокеров 70-х были барабанщик (словами “ударник” и “стукач” пользовались неохотно) и клавишник. С первым трудности заключались в том, что, привыкнув выбивать марши из пионерского барабана, он никак не мог привыкнуть держать твердый четкий ритм, пользуясь “хэтом”, “сольником” и “басом”. Срываясь в очередной “переход” по “альтушкам” и “тому”, он терял ритм и тем самым сбивал всю группу. С пианистами было еще хуже. Во-первых, потому, что найти самого пианиста, а не пианистку было очень трудно.
(продолжение следует).