Приморская “республика ШКИД”
Маринка плакала, упиралась и умоляла никуда ее не увозить. Взрослые люди с трудом смогли ее успокоить. В истерику девочку привела весть о том, что нужно возвращаться домой.
Не хочу домой!Когда летом Марину вместе с братиком привезли в краевой социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (ул. Маковского, 123), педагоги, видавшие на своем веку всякое, были поражены: девочка вела себя, как маленькая старушка. Ходила съежившись, ни на кого не глядя, лишь пугливо озираясь по сторонам. Про таких говорят: “Забитый ребенок”. Такой она и была в буквальном смысле слова.
За полгода пребывания в центре Маринка преобразилась до неузнаваемости: расправила хрупкие плечики, словно птенец-подранок, которого выходили добрые руки. Девочка с удовольствием училась, вместе с другими клеила поделки для здешнего музея, участвовала во всех делах центра. За последние полгода на ее долю выпало столько человеческого тепла, внимания и любви, сколько она не видела за всю свою жизнь. Но пришла пора отдавать девочку в “родную” семью, где мать любит бутылку пуще родного дитяти (к сожалению, согласно существующему положению, ребенок может находиться в центре не более полугода). Для детей же такое возвращение - настоящая трагедия.
“Коммерческий директор”Так же, как и Маринка, другие ребята попадают сюда не от хорошей жизни. Слишком жестока она к ним с раннего детства. Многие из них пережили страшные потрясения - изнасилование, гибель родителей, поножовщину. Зачастую они в свои 12-14 лет не умеют читать, зато могут воровать и бродяжничать. Но воспитателям из центра легко удается научить их красиво шить, делать симпатичные игрушки, в которые они вкладывают нерастраченное тепло своей души.
“У этих детей сохранилась тяга к прекрасному, - говорит директор Татьяна Гольцова, - просто в их повседневной жизни она не находит выхода”.
Симпатичный черноглазый мальчик Илья не отходит от директора ни на шаг. Мама Ильи - частая гостья в отделе материнства и детства краевого управления социальной защиты населения. Кроме него у нее еще шестеро детей. Отец отбывает наказание в “местах не столь отдаленных”, а мама не знает, чем накормить 7 голодных ртов. Для детей таких родителей центр - просто спасение.
Илья первый по утрам встречает Татьяну Павловну и с серьезным видом интересуется, чем он может быть полезен. “Илюшка у нас сам себе должность придумал, - смеется она, - одно время как взрослый носил на груди пластиковую карточку с надписью “коммерческий директор”. Очень трудолюбивый мальчик”.
ГолодоубежищеНаташа Салтыкова, Надя Рыжова, шестеро братьев и сестер Красных, семья Виеру - всех этих ребят персонал центра любит как родных.
“Я своих детей домой забрать не могу, - пишет многодетная мать из Анучинского района, - дров нет, топить нечем и кормить их тоже нечем”. “Хотела бы отдать свою 6-летнюю дочку в ваш центр, - вздыхает в управлении социальной защиты другая женщина. - Там ее хоть к школе подготовят... Мне одной это не по силам”.
Сколько их теперь, таких семей по Приморью! Администрация края давно уже забила тревогу: по ее инициативе и был в 1994 году открыт краевой социально-реабилитационный центр, рассчитанный на 50 мест. Хотя обычно детей здесь бывает гораздо больше.
Иной раз речь идет буквально о спасении жизни ребенка, который неделями голодает. Многие дети даже такой “деликатес”, как кабачковая икра, дома никогда не видели. “Им в тарелку полагается пара столовых ложек, - рассказывает Татьяна Павловна, - так вместо этого целую банку на стол ставим, чтобы наелись”.
Бедные, но счастливыеНе так давно краевой социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних отметил свое 3-летие. За это время более 600 детей в возрасте от 3 до 14 лет прошли здесь курс восстановительного лечения и пополнили свои знания (не секрет, что дома многие из них вовсе не посещают школу).
“Провести реабилитационную работу с подростком - значит снять у него страх перед школой, восстановить желание учиться, - считает Татьяна Гольцова. - Мне с коллегами довелось побывать в американском городе Сан-Диего с целью знакомства с опытом работы американских специалистов. Там мы вместе изучали особенности внутреннего мира детей из неблагополучных семей. Ребенок алкоголиков, например, часто испытывает стыд за родителей, страхи, замкнутость перед окружающими людьми. Дети из неполных семей могут чувствовать злобу к матери или жалость к ней. Используя опыт американцев, наши психологи работают над снятием стрессов у детей, развитием их психологической активности”.
2-3 тысячи новых рублей в месяц - такую крохотную сумму получает центр из краевого бюджета. А ведь у него такое большое и хлопотное хозяйство из 11 зданий (прачечная, медкорпус, столовая и т. д.). А потому с благодарностью называет Татьяна Гольцова тех, кто оказывает детям посильную помощь. Среди них АО “Приморский кондитер”, “Дальрыббанк”, “Инкомбанк”, торговый дом “Владивостокский ГУМ”, “Хладокомбинат”. Накануне новогоднего праздника кто-то, словно настоящий Дед Мороз, привез к порогу подарки для малышей и уехал. Но, как говорится, на Деда Мороза надейся, да сам не плошай. В этот раз о подарках к Новому году руководство центра побеспокоилось заранее. Малышам досталось много сладостей, фруктов. В коридоре под елкой поставили игрушечного снеговика. К нему в шапку все ребята и складывали записки со своими просьбами к Дедушке Морозу. И вновь объявилась бескорыстная фирма (пожелавшая остаться неизвестной), от которой каждый получил в подарок то, о чем давно мечтал.
Единственное, чего не смог добрый волшебник, - это сделать так, чтобы мамы и папы не забывали о том, что у них есть дети.