Умрем от жажды во время разговоров
Проблема питьевой воды в Приморье заявила о себе во весь голос. Многие “специалисты” по воде ударились в прогнозы, советы, рекомендации. Но пока они лишь запутывают и население, и власти всех уровней, направляя их усилия по ложному пути, то есть по пути, который никак полностью не решит этой проблемы. Давайте попробуем в ней разобраться.
Обеспечить Владивосток водой можно за счет 4 источников: транспортировки айсбергов, опреснения морской воды, использования поверхностных и подземных вод. Других источников практически нет.
Транспортировка айсбергов. Эта возможность изучается достаточно давно. Один айсберг содержит около 600 млн. куб. м воды, что достаточно для водообеспечения в течение 20 лет города с населением 300-400 тысяч человек. При этом потери в период транспортировки айсберга не превысят 10 процентов объема. Технически это возможно при наличии попутного морского течения. Экономически же вода окажется дороже в 60 раз по сравнению с использованием местных вод. К тому же к нам нет попутных морских течений.
Опреснение морской воды. Как считают некоторые специалисты, именно это может спасти Владивосток (“В”, 15.01.1998 г.). Неубедительно. Во-первых, в крае никогда не было избытка электроэнергии. Во-вторых, уже имеется опыт промышленного опреснения воды в г. Шевченко на Мангышлаке, где для опреснения требуемого количества питьевой воды пришлось построить АЭС...
Поверхностные воды (реки, озера) в Приморском крае практически непригодны для надежного водообеспечения: ни по их количеству, ни по качеству воды. В зимнюю межень даже самая крупная река края - Уссури не может обеспечить водой один только Владивосток. Единственный выход здесь - строительство крупного водохранилища-накопителя, но оно не может наполниться без тайфунов, которые приходят не каждый год. Опять же все поверхностные воды загрязнены вредными химическими и бактериологическими веществами, которые попадают в реки и водохранилища вместе с атмосферными осадками, последние нередко бывают тоже “грязными”. По этой причине поверхностные воды не являются самым лучшим источником централизованного водоснабжения.
Остаются подземные воды. Подземные воды, если они есть, - это спасение. Это самый надежный, качественный, гарантированный источник централизованного водоснабжения. Не случайно Госстандарт РФ в 1995 году принял ГОСТ (Р.22.6.01-95) “Защита систем хозяйственно-питьевого водоснабжения (в чрезвычайных ситуациях)”, который предписывает использовать для централизованного водоснабжения только подземную воду. Такие воды у нас есть. И чрезвычайная ситуация тоже налицо.
Подземные воды формируются, как правило, в крупных геологических структурах, а не в изолированных линзах, как считают некоторые “специалисты”. Они постоянно пополняются за счет рек, озер и дождей, но в отличие от поверхностных вод, прежде чем попасть в подземные водоносные горизонты, залегающие на глубине 100-250 метров, проходят длительный путь фильтрации и самоочищения. Поэтому они всегда сохраняют свое качество и количество, если не превышается величина утвержденного водоотбора. Такие источники могут использоваться вечно.
В Приморском крае источников подземной воды разведано и апробировано (с разной степенью детальности) более 3 млн. куб. м/сут. Если учесть, что сегодня край “выпивает” в сутки не больше 1,2 млн. куб. м воды, то станет ясно, что Приморье “от жажды не умрет”, если все местонахождения пресной воды будут задействованы. А человек при этом сохранит их от загрязнения.
Для Владивостока и Артема еще в 1983 году разведано крупнейшее на Дальнем Востоке Пушкинское месторождение с эксплуатационными запасами воды 329,5 тыс. куб. м/сут. Это самая надежная и дешевая по сравнению с другими источниками питьевая вода в крае. И если сегодня Пушкинское месторождение еще не эксплуатируется, то это прежде всего вина властей, которые до сих пор не поняли, что дать населению качественную питьевую воду - это сейчас одна из главных социальных задач.
Фирма “СКИТ”, выпускающая “Монастырскую” воду, пытается утверждать, что она в состоянии решить проблему централизованного водоснабжения, если получит соответствующую помощь и за счет этого увеличит выпуск “минеральной” воды из скважины в с. Глазовка. Я сомневаюсь в этом. И вот почему. Глазовская вода никогда не была минеральной, хотя и газируется. Это не лечебная вода. Что касается обычной питьевой воды, то “СКИТ” проблему решить не может, т. к. использует преимущественно трещинно-жильные воды с ограниченными запасами.
Достаточно напомнить, что каждая скважина Пушкинского месторождения, эксплуатирующая пластово-поровые воды, может дать по 3-4 тыс. куб. м/сут., что на два порядка больше каждой скважины “СКИТ”. Отсюда ясно, что поставленная задача решена быть не может, поэтому финансирование ее не имеет смысла.
Смысл имеет другое. Надо завершить уже начатое. Ведь часть скважин уже пробурена, водовод от Раздольненского участка Пушкинского месторождения до Владивостока проброшен. Недостающие деньги можно найти в крае, создав народное акционерное общество открытого типа, чтобы каждый житель мог купить прибыльные “питьевые” акции, сохранив за государством контрольный пакет акций. С Раздольненского участка можно получить до 120 тыс. куб. м воды в сутки, что позволит снять остроту проблемы на несколько лет. А затем за счет прибыли постепенно довести производительность месторождения до 300 тыс. куб. м воды в сутки.
Господа из краевой думы 2-го созыва, у вас в руках решение важнейшей социальной задачи края. Если вы действительно за народ и для народа - действуйте!
Справка “В”. Владимир РЫНКОВ, первооткрыватель Пушкинского месторождения. За поиски и эффективную разработку этого месторождения он был удостоен государственной премии СССР, заслуженный геолог России.