Чемпионка из “Амазонки”
Миниатюрная, женственная, ее меньше всего можно связать с борьбой. И уж никак не просматриваются бойцовские качества сквозь стеснительность и застенчивость. А посмотришь на ковре и воскликнешь с восхищением: так вот ты какая, Оксана Фалеева, чемпионка мира по самбо среди женщин!
- Наверное, я консерватор, но в моем представлении женщина “совмещается” с такими видами спорта, как фигурное катание, художественная гимнастика, синхронное плавание, но никак не с борьбой. Только скажи: идут самбистки - и хочется слегка отодвинуться на безопасное расстояние.
- Этот женский вид спорта зарождался, преодолевая недоверие, да и сейчас, хоть и доказал свою жизнеспособность, право на существование, время от времени наталкивается на скепсис. Но насколько самбо среди женщин стремительно и динамично развивается, можно судить даже по развитию нашей приморской федерации. И конечно же, по высоким результатам, которые постоянно достигают наши девушки на различного ранга соревнованиях, включая международные, в том числе, на чемпионатах Азии и мира.
Сначала многие считали: женщины-самбистки - плечистые, с накаченными мускулами, гераклоподобные. Но это единоборство сохраняет женщину женщиной.
- А есть различия между мужским и женским единоборством?
- Конечно. У мужчин техника основана на физической силе. У женщин - на быстроте, ловкости, гибкости, маневренности и даже на извечной женской хитрости.
- Расскажите, а как вы пришли в самбо?
- Вообще в спорт меня втянул отец. Я еше совсем маленькой была, но помню, как он учил меня подтягиваться: держал за пальцы, и я тянулась вверх. Когда в первом классе я подтянулась больше всех, меня записали в секцию. Я мечтала о балете, почему-то и подумала, что занятия будут связаны с балетом, а оказалось, что запись была в секцию гимнастики. Разочарования не помню, стала заниматься. Затем была легкая атлетика. Но когда училась в старших классах, образовалась пустота. И тут свою роль сыграл случай. Моя младшая сестра Наташа, у нас с ней разница в год, прочитав объявление, пришла в секцию самбо. Дома она увлеченно рассказывала о занятиях, показывала приемы. Я хоть и старше, но помельче, а Наташа - покрепче меня. И вот я с интересом наблюдаю, как она села на диету, снег, дождь - она на тренировки, прямо фанаткой стала. Конечно, я заинтересовалась, и тоже пошла на самбо.
- И сколько лет прошло с той поры?
- 12 лет. Мне легко было входить в коллектив, быстро освоилась. Наташа пользовалась уважением, ее ставили в пример - и мне надо было тянуться за младшей сестрой, как бы я не могла ее подвести. Сначала я тихо в уголке упорно отрабатывала падения, со временем втянулась в тренировки и уже чувствовала, что другого вида спорта мне и не надо.
- Интересно, а вот с собой, Оксаана, бороться приходилось?
- Наверное, это родители наделили меня “генами ответственности”. В школьные годы меня никто не контролировал, но я хорошо училась, и даже себе представить не могла, что принесу домой неудовлетворительную оценку. И в спорте я не искала поблажек, не надеялась на снисходительность, раз уж взялась за дело - тянись. Так что перебарывать себя мне не приходилось.
- Но это так сладко: дать себе возможность полениться, расслабиться, пожалеть себя...
- Все бывает - и усталость, и плохое настроение, и маета, которая не известно от чего. Но это я могу себе позволить только дома, с мамой. Она успокоит, сделает массаж, и легче становится. А в школе как же я могу позволить себе слабинку - на меня смотрят, мне с других требовать, тут только жесткая самодисциплина возможна. И главное, понять что ты хочешь: жить спокойно и легко, с именем “никто”, или трудно и тяжело - но с конкретными результатами и достижениями. По-другому не получится.
- Родители болеют за своих дочерей?
- Однажды мама пришла на тренировки, посмотрела и все, больше не ходит, а отец - постоянно присутствует на всех соревнованиях. Но никто из них никогда не отговаривал нас заниматься, предоставляя полную самостоятельность и свободу выбора.
- И все-таки старшая сестра на ступеньку выше оказалась. Повод достаточный для младшей, чтобы ревность, зависть затаить.
- Что вы, Наташа не такая. В спорте и у нее есть титулы, и немалые. И я даже не знаю, без ее поддержки поднялась бы я выше. Когда я уезжаю на соревнования, в ДЮСШ “Амазалнка” многое ложится на ее плечи, но можно быть спокойной, что в спортивной школе все будет идти своим чередом. Звонит мне, сны рассказывает, кстати, многое сбывается. Переживает за меня, и это сильно поддерживает в тяжелые минуты.
- А что осталось в памяти из тех тяжелых минут?
- Еще двано, в начале спортивного пути, была у меня такая задача: вес держать. Выступала я тогда в категории 44 кг, а весила - 48. За сборы, за 2 недели надо было скинуть 4 кг. И сейчас вспоминаю - это было ужасно. Непрерывные тренировки при максимальной нагрузке и оптимальной диете: по полстакана чая утром, днем, вечером, на обед - полция творога. Стоишь под душем и плачешь. Выйдешь, утрешься и вновь - в зал, на ковер.
Еще запомнился чемпионат Союза, в 89 году, среди профсоюзов. В сборной мы были перворазрядники, в борьбу вступали с сильными мастерами. И вот после одной схватки я просто не могла сойти с ковра, тренер меня буквально на руках вынес. Что-то говорит, утешает, успокаивает, а со мной истерика, боже, зачем я только сюда пришла, прокляла все на свете. Сейчас вспоминаю с улыбкой, с годами научилась собираться на соревнованиях. Но все равно переживаю, боюсь ужасно.
- Оксана, когда отбывала на чемпионат мира в Югославию, было предчувствие победы?
- Что вы! И не мыслила даже, я - и чемпионка. Кстати, и в сборной России тренеры ко мне довольно скептически относились. Несколько раз подряд выигрывала чемпионаты России, но два года на Россию я не выезжала, из-за отсутствия финансов. И хоть в моем активе были первые места в чемпионатах Азии, ставку на меня не делали. На сборах я посмотрела, вроде успокоилась, моя подготовка была на уровне российской команды.
- Победа легко или тяжело далась?
- Команды были сильные - японцы, югославы, алжирцы, с Украины, из Монголии. Всего - 22 команды. Обстановка была очень напряженная. На каждую схватку я шла как на последнюю. Когда вышла в финал, поняла, что положение у меня просто безвыходное: я обязана выиграть. Чтобы не подвести тренера, не подвести “Амазонку”, не подвести страну. Может, кому-то эти чувства и покажутся наивными, но я действительно ощущала огромную ответственность. Последняя, решающая схватка была с украинской самбисткой. Физически сильная, жесткая, она была достойным противником. Слышу, болельщики кричат, поддерживают, а я себе думаю: кричите, не кричите, ну нет у меня больше сил тянуть болевой прием!
- В момент схваткм еще о чем-то думается?
- Да за 5 минут всю жизнь прокрутишь!
- Как я поняла, в победе сыграли роль как мастерство, так и моральный настрой, ответственность?
- Пожалуй, второе - в большей степени. В современном спорте мотивации победы несколько иные, чем были раньше. В основном доминирует не патриотический настрой, а финансовый. И спортсмен дает себе возможность слегка как бы слукавить, не выкладываться полностью, ну подумаешь, можно идти и на второе, и на третье места, разница-то в деньгах небольшая будет, стоит ли упираться. И не ставят для себя высоких задач, мол, чемпионат не выиграю, денег не получу, зачем из себя жили тянуть.
- А вы, Оксаан, еще старой закваски, получается.
- Моя победа - не только мой личный результат. Это огромный труд Юрия Леонтина, моего тренера, показатель мастерства федерации по самбо среди женщин, наших приморских спортсменок. Во мне очень сильно это сидело - не подвести.
- В спорте, мне кажется, достаточно распространено явление: ученик вырос, прощай учитель, можно выбирать рангом выше, круче, маститее...
- Мне непонятно даже то, что поздравляя победителя, на втором плане или в тени оставляют тренера. А ведь его роль в становлении спортсмена - огромна. Я знаю точно: без Юрия Алексеевича я бы в спорте не состоялась. Он улавливает малейшие ньюансы настроения, психологического, душевного состояния, мягкий, деликатный, он становится жестким, когда чувствует, что потенциально ты можешь выложиться больше. Юрий Алексеевич уникальный: он ведь заслуженный тренер России, судья международной категории экстра-класса, президент краевой федерации по борьбе самбо и дзюдо среди женщин, вице-президент федерации азиатской части России, вице-президент международной Азиатской федерации - все это свидетельствует о его высоком ранге как специалиста. Для меня никого нет выше, маститее, профессиональнее его.
- Со спортивной карьерой на самом пике не расстанетесь?
- А может пик еще и впереди. Впервые во Владивостоке будет проходить Кубок мира по самбо среди женщин. Так что рассуждать не прниходится, надо готовиться.
- Утро чемпионки начинается, наверное, по-спортсменки - зарядка, а дома, потеснив родителей, поди, соорудили тренажерный зал для этого?
- Я живу с родителями и сестрой в частном доме. Когда-то он был опеределен под снос, стареет, ветшает, но мы уже всякую надежду потеряли, что когда-нибудь он будет снесен. Так что утро начинается с каждодневных забот, от спорта совсем далеких.
- Теперь-то, с чемпионским званием, можно и рассчитывать на помощь властей, наверное.
- Знаю, в других краях и областях, для победителей жилищные вопросы решаются, наше руководство школы и федерации ходатайствовало за меня. Но сегодня меня в равной же степене волнует и “жилищные проблемы” самой школы. У нас нет своего помещения для занятий. Мы арендуем спортзал, находясь в вечном состоянии просителей, все время чувствуя себя уязвленными. Хотя давно уже можно было бы передать помещения в наше управление, закрепить за нами.
- Вообще, вы как-то ощущаете внимание к себе?
- После возвращения с чемпионата мира нас в аэропорту торжественно встречали с цветами - таким образом через спорткомитет нас приветствовала краевая администрация, недавно состоялся прием у губернатора Евгения Наздратенко.
Хочется поблагодарить так же за поддержку школы Региональное отделение фонда социального страхования РФ, Галину Борисовну Мурзину.