“Я люблю одевать “королей...”
Есть в загадочных театральных закулисах особая комната, где собраны все времена и эпохи сразу, нырнув в богатства которой, можно вдруг ощутить себя и увидеть в зеркале Марией Антуанеттой, Хозяйкой Медной горы или скорбным шутом... Это - костюмерный цех. Хозяйка такого цеха в Камерном театре - мастер, портной, модельер и стилист одновременно - Валентина Потущева, получившая недавно звание заслуженного работника культуры.
- Я начинала работать актрисой в Фергане, и главный режиссер очень любил, когда актеры работали над своими костюмами, - рассказывает Валентина Яковлевна. - В общем, с его благословения и начался мой трудовой путь, а с актерской профессией по семейным обстоятельствам пришлось расстаться.
- Для создания чего-либо нужны трудности, у вас они есть?
- Для того чтобы создать костюм, нужны время и деньги. Времени перед премьерой всегда не хватает, финансов не хватает всегда. Это и есть главные трудности. Поэтому все ткани для костюмов я крашу сама, а некоторые детали костюмов приходится использовать из списанных спектаклей.
- У каждого мастера есть свои победы и поражения... У вас есть любимые театральные костюмы?
- Мне очень нравились костюмы в спектакле “Бесплодные усилия любви” в театре имени Горького, это еще при Ефиме Табачникове. Шекспир, колорит того времени, фантазия и роскошь - это была истинно театральная работа. А в Камерном театре мне нравились костюмы в спектакле “Финист - Ясный сокол”, “Каменный цветок”, я люблю стиль костюмов чеховских и тургеневских пьес: “Вишневый сад” и “Месяц в деревне”.
- Какие спектакли не вызывали у вас радости от работы?
- Спектакли про алкашей, где их перевоспитывают. Никогда не любила костюмы из рванья.
- Как начинается работа над костюмом?
- Сначала мы встречаемся с режиссером и художником спектакля и обсуждаем, какой костюм нужен для того или иного персонажа. Потом художник рисует эскиз, а затем по этому эскизу мастера шьют костюм. Очень важно, чтобы декорация спектакля и костюм гармонировали. По этому поводу у меня часто возникают споры с актерами. Например, в оформлении спектакля преобладает багровый цвет, а актриса непременно хочет себе синее платье. Но этого категорически нельзя делать, потому что на сцене багровый и синий цвета “сольются”, и костюма не будет видно.
- Костюмы для каких спектаклей вы любите делать больше всего?
- Самое большое удовольствие получаю от работы над классикой. Это красота, это грация. Делать такие костюмы очень сложно, но и очень интересно. Каждый костюм и платье требуют особой тщательности - нужно досконально знать эпоху, для каждой роли существует свой оттенок. Моя мечта - поставить на сцене камерного костюмный спектакль по пьесе Шекспира или Мольера. А какая прекрасная пьеса - “Стакан воды”! Это ведь так красиво.
- Но ведь костюмный спектакль - это очень дорого: бархат, атлас...
- Вы знаете, в чем парадокс? На сцене натуральный бархат порой выглядит бледнее, чем простая ткань. Когда мы работали над спектаклем “Мария Антуанетта”, то нигде не могли найти фиолетовый бархат для платья героини (фиолетовый - цвет королей). И тогда мне пришло в голову покрасить обыкновенную байку. И что вы думаете? Платье из этой ткани на сцене сияло так, будто оно было сшито из настоящего дорогого бархата.
- А из чего вы шили костюмы раньше, когда любая ткань была дефицитом?
- Самой ходовой тканью было пионерское сукно. Знаете, что это такое? Из этой ткани делали солдатские портянки. И вот приходили мы на военную базу и просили, а сердобольные военные с радостью помогали неимущему театру. Должна сказать, что ткань эта была замечательная - легко стиралась и была очень крепкой.
- Вам довелось работать в нескольких театрах...
- Да, я работала в Рязани, на Камчатке, в Чите, Благовещенске.
- А были повторяющиеся спектакли?
- Конечно, были. “Ивана Грозного”, например, я оформляла в трех театрах. Должна сказать, что все три спектакля были абсолютно разными.
- А костюмы?
- Дело в том, что на сцене может воплощаться любой замысел, но исторический костюм должен точно соответствовать исторической правде. Так, например, царские костюмы во всех трех спектаклях были точной копией настоящих.
- Многие дамы в спектаклях ходят в шляпках...
- Я делаю их сама. Гипюр, желатин, форма - и вот получилась изящная шляпка. Ведь раньше женщина без шляпки не могла выйти на улицу - так предписывал этикет. И этому есть логическое объяснение - шляпка предохраняла волосы от выгорания, закрывала лицо от солнца, сохраняла прическу...
- Кто помогает вам в создании костюмов?
- У нас прекрасные мастера: заслуженный работник культуры Мария Гавриловна Морозова, закройщик по мужским костюмам Галина Николаевна Постнова, мастер по мужским костюмам Галина Герасимовна Рукосуева...
- Валентина Яковлевна, вы несколько раз были с театром на гастролях за границей. Как одеваются французы, например?
- Очень скромно. В их одежде преобладают бежевый, коричневатый и зеленоватый цвета. Но у них есть очень строгое деление - одежда для работы и одежда для отдыха, для вечерних раутов... Но есть, если сравнить с нашей жизнью, такие странности! Например, мы видели возле перехода нищего, бомжа - он был одет в элегантный бежевый костюм, чистую белую сорочку с бабочкой, у его ног лежала шляпа, он просил милостыню...