Поговори со мною, мама!
Когда начинается новый учебный год и новые мальчишки и девчонки на уроках литературы делают пересказы и устные сочинения, я, слушая их, порой задумываюсь, почему одни ребята могут выразить свою мысль полно, интересно, грамотно, а у других речь костная, невыразительная. Что это - недоработка школы, учителя младших классов? Нет, формирование речи начинается у ребенка гораздо раньше, и помочь развить ее могут только родители.
“О чем вы разговариваете с мамой на прогулке?” - спросила я как-то пятилетнего малыша. “Ни о чем. Она только замечания делает: не ходи, не трогай, не лезь”, - ответил он. Признаться, этот ответ не слишком удивил меня. По речи мальчика было ясно, что родители если и разговаривают с ним, то мимоходом, время от времени и в соответствующем тоне. Понятно, что у такого ребенка будут трудности в школе, и очень жаль, что родители этого не понимают.
Для “бесед” с малышом вовсе не надо выбирать какие-то особенные часы (ну, может, только перед сном - время особых, задушевных разговоров). Общаться, рассуждать с ним вместе вы должны постоянно. Это совсем не сложно.
Если, допустим, в осенний денек ребенок с отцом собираются в лес, дайте ему задание понаблюдать, что изменилось с лета. И главное, не забудьте расспросить его об этом, когда он вернется с прогулки. Выслушайте, похвалите. А придет из кино, обязательно узнайте, о чем фильм, что понравилось, а что нет. Посмотрел по телевизору мультфильм - пусть поделится, что он понял, чему научился (дружбе, доброте, терпимости). Поучительны в этом плане, конечно же, наши, российские мультики. Так ребенок будет накапливать опыт наблюдения, учиться анализировать.
Если ребенок учится читать, возьмите вчерашнюю газету или старый журнал и попросите его вырезать 3 понравившиеся картинки. Подумайте вместе, какое слово (существительное или глагол) подходит к этой картинке в качестве названия. Потом расположите ваши картинки с надписями на листе бумаги в таком порядке, чтобы получилось интересное или смешное предложение. Хотя можно сочинить и целый рассказ. Скажем, на картинках изображены футболист, самолет и дорожная сумка. Вы можете придумать предложение: “Мой великолепный самолет перенесет меня на футбольный матч”. А далее сочиняйте, какая история могла там произойти.
Предлагаю еще несколько игр-приемов, с помощью которых вы можете “разговорить” своего ребенка.
“Волшебный ковер”
Выберите место в комнате, где было бы удобно рассказывать забавные истории. Положите там коврик из ванной или маленький плед и назовите его “волшебным ковром”. Сядьте на него вместе с ребенком.
Пусть малыш закроет глаза и представит, что он отправляется в Страну чудес. Понятно, он должен быть одним из героев сказки. Начните со слов: “Сегодня наш ковер-самолет полетит...” После этого ваш ребенок продолжает фразу, выбирая место, куда направится “волшебный ковер”. Это может быть Африка, Марс или зоопарк. Дальнейшие приключения - плод воображения ваших детей.
Кстати, такие игры-беседы хорошо проводить во время не столь редких у нас в крае отключений света.
Игра в “сочинялки”
А вот еще какие рассказы мы любим сочинять с сыном, коротая темные вечера. Выбираем любую игрушку и начинаем придумывать историю о ней. Например, так: “Жил-был лев по имени... Лев жил в... Он очень любил есть...” Затем сочиняем, кто бы мог быть его другом, где он любит гулять, о чем думает, просыпаясь утром, и так далее.
А зажженную свечку можно использовать для прекрасной затеи - “Игра теней”. Проецируя на стены или потолок тень от руки или каких-либо предметов, можно по ходу рассказывать забавную историю.
Одним словом, чем бы вы ни занимались, постарайтесь обязательно найти для своего ребенка тему для разговора. Готовя, к примеру, на кухне ужин, вы вполне можете обсудить, почему так называется “сахарница”, “хлебница”, “масленка”, подобрать названия продуктов на ту или иную букву.
Помните, что если в младшем возрасте научите вашего ребенка фантазировать и излагать свои мысли правильно и красиво, ему будет намного легче учиться в школе.