“...Значит - это кому-нибудь нужно?”
Всякий раз, когда я бываю в центре Владивостока, взор радует пусть медленное, но явное преображение старинных улиц. Там привели в божеский вид старинный особнячок, здесь - обновленной пластикой архитектурного декора заиграл фасад, а чуть поодаль - словно светится кружево старинной кованой решетки. Для меня каждая улочка, каждый дом имеют свою историю, свою родословную, свою неповторимую прелесть. С любым из них переплетены десятки людских судеб, становление и развитие предприятий, учреждений, учебных заведений. Удивительно, но никакие бури сегодняшнего дня, ни что-то иное, подогретое политическим угаром, не смогут уничтожить их историю и остановить неуклонного шествия торжествующей красоты.
На днях прошелся по Пушкинской улице, кажется, более всего хранящей милое обаяние старины. У знакомого парадного подъезда, фланкированного каменными изваяниями львов, замечаю броскую дату: “ДВГТУ - 1899 - FESTU”. Остро скребнуло по душе: ведь всем известно, что Дальневосточный политехнический институт, получивший статус Государственного технического университета в 1993 году, в годовщину своего 75-летия, был создан значительно позже указанной даты. На этот счет существует немало документальных публикаций - от книг до серьезных научных статей и газетных материалов. Да и мне, как автору нескольких книг о Владивостоке, переведенных ныне на японский и китайский языки, во время работы над рукописями и в голову не приходило перемещать реальную историческую дату рождения вуза.
Широко известен исторический факт, что 1899 год - это рождение Восточного института, правопреемником которого формально - юридически и по сути является Дальневосточный государственный университет (ДВГУ). Кроме этого Восточный институт - это начало высшего образования на дальневосточной окраине России. К моему удивлению, дату создания этого института успели проставить не только на старинном здании, но и на современном “утюге” (район транспортной остановки “Гоголя”), и на фасаде недавно вступившего в строй здания библиотеки. Понятно, что здания, помеченные столь магическим сочетанием цифр, принадлежат ДВГТУ.
Многое становится ясным, когда по сообщениям средств массовой информации, будь то радио, телевидение или газеты, выстраивается прочная цепь, имеющая единственную цель: “приковать” эту дату к созданию технического вуза. Подтасовка истории без аргументации и фактов, пусть местного масштаба, иной раз идет столь неприкрыто и оголтело, что становится немного не по себе. Как памперсы или колготки, растянувшиеся “от Парижа до Находки” на экранах наших телевизоров, - эта “историческая реклама” не что иное, как оболванивание людей, методичное вколачивание в их мозги того, что не соответствует действительности. Так и хочется спросить: “А кому это все нужно?”
Совсем недавно в прессе появилось сообщение о создании специального фонда, призванного финансировать якобы приближающееся 100-летие Дальневосточного государственного технического университета, пребывающего в этом ранге неполных 5 лет. На мой взгляд, вряд ли стоит господам предпринимателям, тем более выпускникам вуза торопиться на этот счет, поскольку до векового юбилея нынешнего ДВГТУ осталось всего-то 20 годков.
В принципе устроители фонда недалеки от истины: осенью этого года ДВГТУ (бывшему политехническому институту) исполняется ровно 80 лет. Столь круглая и почтенная дата вызывает уважение и говорит сама за себя. Выпускников этого вуза, крупнейшего в крае после ДВГУ, можно встретить буквально во всех городах и весях бывшего СССР. Они по праву гордятся своей альма-матер, его подлинной, не лишенной драматизма историей, начавшейся 8 десятилетий назад.
Мятежный и непредсказуемый 1918 год был очень нелегким для Владивостока: начало интервенции, жесточайшая борьба разношерстных политических сил, разруха, голод... Но и в те дни нашлись светлые головы, верившие в будущее России, в будущее Дальнего Востока и родного города. Весной, когда на городские кварталы были уже направлены жерла интервентских орудий, группа энтузиастов предприняла конкретные шаги для создания во Владивостоке первого в регионе технического высшего учебного заведения. Те, кто учится сейчас в нынешнем ДВГТУ, должны записать в святцы имена “отцов-основателей” своего вуза: председателя правления Дальневосточного общества содействия высшему образованию В. М. Мендрина - востоковеда, и. о. профессора Восточного института и секретаря С. А. Данилова - инженера торгового порта. Именно они на своих плечах вынесли всю тяжесть организационной работы по созданию нового учебного заведения технических специальностей.
Летом 1918-го, когда в Приморье вспыхнул чехословацкий мятеж, а кровавая, братоубийственная гражданская война еще только разгоралась, на общем собрании общества было принято решение об открытии нового вуза - Владивостокского высшего политехникума. Члены правления - инженеры М. М. Золотарев, М. В. Шейнин, Л. А. Шарапов, горный инженер Б. Ю. Бриннер (выходец из когорты “отцов” горнорудной промышленности Приморья), а также директор коммерческого училища Е. И. Луценко, подписывая это решение, обратились к соотечественникам за материальной помощью, так как правительство выделило для создания вуза недостаточную сумму.
Как это бывало на Руси раньше, даже в то, казалось бы, безнадежное время нашлись доброхоты: биржевой комитет, земство, комитет коммерсантов и промышленников, частные лица. Одна только фирма “Чурин и компания” пожертвовала на создание нового института 25000 рублей. К началу декабря общая сумма пожертвования составила 400000 рублей.
Запись студентов в новоиспеченное заведение началась еще в августе. Молодежь зачислялась без экзаменов по документам о среднем образовании. Всего на первый курс было зачислено более 300 желающих учиться. А открытие политехникума состоялось 1 ноября: на торжественный раут собрался цвет Владивостока - были приветственные речи, прочувствованные тосты и молебен с архиерейским хором. Именно эта дата стала официальным днем рождения нынешнего технического университета. Первым ректором политехникума единогласно был избран В. М. Мендрин, а секретарем С. А. Данилов.
Поначалу занятия проводились в отремонтированных Шефнеровских казармах только на двух факультетах - экономическом и техническом, с инженерно-строительным, горным и механическим отделениями. Однако с установлением колчаковского режима в этом здании разместились военные. Начались скитания в поисках угла: им были и старые казармы на Славянской, и помещение женской гимназии на Пушкинской, и здание на Луговой. И без того неважное положение политехникума усугубила насильственная мобилизация студентов в колчаковскую армию.
Наступивший 1919 год вдохнул новую жизнь в, казалось бы, захиревший политехникум. В августе он официально получил статус Владивостокского политехнического института (ВПИ), а чуточку позже его коллектив пополнился свежими силами. К тому времени во Владивостоке обосновалась часть преподавателей Уральского горного института, эвакуированного из Екатеринбурга вместе с библиотекой и лабораторным оборудованием. Среди прибывших нужно отметить ученого с европейской известностью профессора П. П. Веймарна, немало сделавшего для развития политехнического института.
Первые нелегкие годы становления вуз, по существу, был частным. Только 17 апреля 1920 года Приморская земская управа в ранге Временного правительства Дальнего Востока приняла историческое решение за № 2221 о преобразовании его во Владивостокский государственный политехнический институт (ВГПИ). В первом пункте “Временного устава” говорится, что он “есть государственное учебное учреждение и высшее учебное заведение...”, а пункт третий свидетельствует: “Институт учреждается в составе трех факультетов: горного, механического и инженерно-строительного, разделяющихся на отделения и подотделы по специальности”.
После смерти первого ректора
В. М. Мендрина, прожившего всего 45 лет, новым руководителем вуза стал талантливейший инженер Дальзавода В. П. Вологдин - один из пионеров отечественной электросварки. В бытность его ректором качественно изменился преподавательский состав, одна за другой рождались новые лаборатории, существенно изменился в лучшую сторону учебно-производственный процесс. Вуз зажил полнокровной жизнью. Однако время и постоянно меняющиеся власти вносили в эту жизнь свои коррективы.
Вскоре после завершения Гражданской войны, в январе 1923 года, политехнический институт, не распростав еще младенческих пеленок, был реорганизован в технический факультет, вошедший в состав Государственного дальневосточного университета (ГДУ), созданного еще в 1920 году на основе Восточного института. Как отмечалось в те годы, это слияние “оказалось полезным”, так как были объединены “хорошие научные силы” и “выделялись крупные суммы в золоте и иностранной валюте”.
С 1930 года Дальневосточный политехнический институт, выделенный из состава ГДУ как самостоятельная вузовская единица, начал новую страницу своей истории. В те годы была предпринята попытка построить для него новое здание (в районе нынешнего цирка), но в связи с нехваткой средств данный проект не был реализован. Поэтому в 1931 году для вуза выделили здание бывшего Восточного института, где он располагается и поныне.
В 1935 году в жизни ДВПИ произошло знаменательное событие, которое нельзя выкинуть из его истории: ему было присвоено имя
В. В. Куйбышева. А к своему 50-летию, отмеченному в 1968 году, Дальневосточный политехнический институт стал настоящей кузницей кадров для промышленности всего региона. В связи с этим юбилеем указом президиума Верховного совета СССР от 28 июля 1970 года “за большие заслуги и развитие научных исследований” институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Для любого нынешнего скептика понятно, что эта награда вполне заслуженна: ведь среди выпускников вуза есть академики, министры, Герои Советского Союза, Герои социалистического труда, лауреаты Ленинской и Государственной премий СССР... Так стоит ли переламывать хребет истории собственного вуза, как это делается сейчас? Поверьте, ни бюст императора Николая Второго, установленный в холле главного корпуса, ни магическая дата на фасадах зданий, ни активное навязывание “нового летосчисления” не имеют никакого отношения к нынешнему техническому университету.
Примеры, подобные сегодняшнему ДВГТУ, - для России не редкость. Еще во времена Екатерины Великой, когда согласно высочайшему повелению все дворянские роды и города обязаны были иметь свой герб, находились люди, которые ради политических выгод сознательно “удревняли” род или город, отсчитывая свою историю чуть ли не со времен варягов. В более чем 70-летний цикл правления большевиков подтасовка исторических дат и прямая фальсификация истории ради узкопартийных интересов были возведены в ранг государственной политики. Получается так, что это “славное наследие” икается в нашем обществе до сих пор.
Если назвать вещи своими именами, то стремление новых “совпартнаследников” из ДВГТУ растянуть во времени биографию своего вуза, привязав ее к необходимой дате, иначе как фальсификацией истории не назовешь. Беда не в том, что нынешний ДВГТУ постарел на каких-то 20 лет, а в другом: каков нравственный срез этой фальсификации, какой моральный урок получат несколько тысяч студентов вуза, когда на их глазах творится исторический беспредел в угоду чьим-то амбициям.
Как говорится, из истории факта не выкинешь. Многие вузы города имеют общие родовые корни и “точки касания”. Тот же медицинский институт (ныне университет) начинал свою биографию в ранге факультета ДВГУ. Однако он не рвется к заветной дате, уважая свою собственную, почти полувековую историю. То же самое относится и к другим вузам города. Возможно, лучшим вариантом будет объединение всех вузовских усилий для подготовки празднования 100-летия высшего образования на Дальнем Востоке, отдавая должное Дальневосточному государственному университету как “матери вузов владивостокских”.
Вряд ли правомерно связывать дату основания ДВГТУ с сугубо гуманитарным, обладающим языковой спецификой Восточным институтом лишь потому, что первым ректором политехникума был профессор-востоковед. Даже здание, выстроенное в 1899 году специально для Восточного института и гимназии, занимаемое ныне техническим университетом, также не дает на то оснований. Понятно, что сугубо технический вуз, став ныне университетом, пытается прирастать сейчас гуманитарными институтами, языковыми факультетами, отделениями и кафедрами. “Лет до ста расти вам без старости!” Но к чему же геронтомия и стремление состарить то, что появилось на свет недавно?
У истории своя логика. Но если следовать логике ДВГТУ, то людям, занимающим ныне “дом Старцева” (ул. Светланская, 69), впору причислить себя к наследникам А. Д. Старцева и вести свой род от декабриста Н. А. Бестужева - его отца. Точно так же можно вести свою родословную от Соллогубов, Матвеевых, Арсеньевых и т. п., так как здания, где они жили и работали, сохранились до наших дней. Мне думается, что со временем в ДВГТУ могут пойти еще дальше и начать свою родословную... нет, не с чжурчжэней, а с каменного века. Ведь нашли же недавно археологи следы хозяйственно-технической деятельности древнего человека в районе городского фуникулера. Как известно, именно этот вид транспорта связывает основные учебные корпуса ДВГТУ.
А что, давайте в каменный век! Первый шаг уже сделан - какой пустяк, сдвинуть дату на какие-то 20 лет, когда можно перенести ее на 2-3 тысячи лет назад... Сейчас в России можно все.
Да простит меня Владимир Маяковский за перефраз: “Послушайте! Ведь если даты передвигают - значит это кому-нибудь нужно?”