Станет ли городская клиническая больница “НЛО”?
Последние полгода городскую клиническую больницу № 1, что на Первой Речке, трясет: мэрия Владивостока затеяла ее глобальную реорганизацию. Сказать, что ситуация там запутана, нельзя, все до крайности ясно и понятно: по одну сторону “баррикад” - мэрия с ее планами, по другую - весь коллектив клинической больницы, крайздрав, основательная часть медицинской общественности города, профессура, включая коллег из других больниц (как бы впрямую не заинтересованных) и медицинского университета.
Итак, что предприняла мэрия? 24 октября 1997 года она издала постановление, согласно которому старейшая клиника Владивостока переименована в муниципальное учреждение “Научно-лечебное клиническое объединение”, изменен и устав. (К слову, мэрия, внедряясь на правах собственника этого лечебного учреждения в дела клиники, с марта прошлого года не перечислила ни рубля на содержание больницы). Сменила и руководство, назначив генеральным директором “НЛКО” Л. Глыбина, доктора медицинских наук, директора научно-исследовательского центра клинической кардиологии и биоритмологии СО РАМН (Сибирское отделение Российской академии медицинских наук).
Собственно, дело даже не в смене названия: и без слова “научная” больница, кроме того, что лечит, спасает, ставит на ноги и возвращает жизнь, давно ведет еще и серьезный научный поиск, врачи учат студентов, что и определяет статус клиники - на базе больницы работают 7 кафедр Владивостокского государственного медицинского университета с их серьезным ученым персоналом. Причем одна из них - кафедра терапии факультета усовершенствования врачей, где повышают квалификацию доктора всего Дальнего Востока.
Бурный протест медицинского персонала вызвало другое: кадровые перестановки, но еще больше - та новая научная суть, которую попыталась навязать больнице мэрия. Городская власть решила сделать из больницы исследовательскую площадку для апробации и внедрения новых технологий лечения патологических процессов, точнее - “безлекарственных методов лечения”. Среди всего множества безлекарственных методов лечения был избран метод, разработанный владивостокским ученым Глыбиным и касающийся хронобиологического ритма жизни людей, или биоритмологии. Леонид Глыбин - автор ряда научных монографий на эту тему, врач, не устающий доказывать, что львиная доля всех человеческих болезней, особенно хронических, таких, скажем, как сердечно-сосудистые и многие другие, - возникают от нарушения человеком естественных биологических ритмов жизни, и стоит лишь начать жить в соответствии с природными и космическими ритмами (подъем в 4 утра, отдых, физическая нагрузка, работа - по возможности в гармонии с суточными биоритмами спадов-подъемов), как многие болезни отступят.
К биоритмологии некоторые врачи относятся с недоверием, некоторые - с интересом, недоумение и гнев вызвало другое: как можно клинику, куда привозят больных, которым нужна неотложная, экстренная помощь, которые порой находятся на грани жизни и смерти, превращать в площадку для экспериментов и вместо традиционного лечения предлагать пациентам... пожить по новому расписанию?
“Процентов 70 наших больных доставляет к нам “скорая”! - говорит и.о. отделения кардиологии Элла Ремезова. - Загляните в палаты - сколько там неходячих больных, дедушки и бабушки, которых нужно попросту спасать. И вывести из тяжелейшего состояния в таких ситуациях могут лишь методы интенсивной терапии: инъекции, капельницы, сильные препараты. А уж после выписки - пожалуйста, пусть человек поддерживает свое здоровье теми методами, в которые верит и которые улучшают его состояние”.
Того же мнения и и.о. зав. отделением пульмонологии Ирина Киваева: “У нас ведь люди в последнее время по своей воле не ложатся в больницу, а только лишь когда болезнь свалит окончательно. В последние годы пациенты наши стали крайне тяжелыми, попадают сюда с букетом уже такой запущенной патологии, что врачам приходится применять экстренные меры. Нередко к болезням добавляются истощение, общая ослабленность организма - следствие плохого питания, социального неблагополучия. Какие же тут биоритмы и немедикаментозные методы - только серьезное интенсивное лечение”.
“Мы и не собираемся ничего кардинально менять в больнице, все отделения - инфарктное, реанимация, пульмонология и другие - должны остаться на своих местах, - объясняет свою программу Леонид Глыбин. - Мы собираемся лишь создать ряд новых подразделений: детскую поликлинику, поликлинику для взрослых, женскую консультацию, санаторий, а также отдел научных исследований, причем право на апробацию в поликлинических и клинических условиях дает нам специальное постановление президиума СО РАМН. Необходимо убеждать людей, что большая часть заболеваний - от нарушения естественных ритмов жизни и энергетического обмена. 100 процентов населения страны больны, и начинается все в младенческом возрасте. Мы будем вести в женской консультации прием беременных женщин, учить их жить в соответствии с естественными биоритмами, биоритмам нужно подчинить и режим кормления младенца, затем школьника, подростка. И здоровым, и больным необходима и определенная дозированная физическая нагрузка под контролем врача. Все это и есть решение задачи сохранения здоровья и долголетия. Необходимо и более взвешенно подходить к вопросу, нужна человеку операция или можно обойтись другими методами. И для решения всех этих важнейших задач нужно, конечно, переучивать всех врачей Владивостока - это большая и масштабная задача. Начнем же с создания специальных курсов.”
К сожалению, попытки уточнить, а хотят ли врачи переучиваться в этом русле, видят ли смысл в таком глобальном изменении образования и мировоззрения, и куда при этом девать все медицинские институты страны, а также всю остальную медицинскую науку, и согласны ли будут пациенты резко изменить свой ежедневный график жизни, ни к чему не привели.
“Использование безмедикаментозного лечения хронических болезней, создание науки о здоровье, внедрение методов уважаемого Л. Я. Глыбина бесспорно, необходимо, но использование коечного фонда стационара, где пребывание таких больных не показано, очень дорогое удовольствие и не оправдывает непомерные бюджетные расходы в условиях бюджетного кризиса...”, - написали врачи больницы в своем коллективном обращении к лечебно-профилактическим учреждениям Владивостока.
Кроме того, эффективность самого метода Глыбина все же вызвает сомнения многих специалистов. “Может быть, этот метод и хорош, - говорит зав. кафедрой терапии факультета усовершенствования врачей Галина Холошина, - но, во-первых, ученый не делал докладов о своем методе ни на каких научных конференциях Приморья, в обществах, профессиональном кругу владивостокских врачей - мы не знаем результатов его исследований, не имели возможности обсуждать, уточнять, оценивать. А во-вторых, во имя чего, на каком основании единственную больницу в городе такого профиля переименовывать, вносить столь серьезные научные изменения в ее работу - где, на каком научном уровне это обсуждалось?”
Против экспериментов оказались и другие коллеги Глыбина, представители Приморского научного медицинского центра СО РАМН академик РАМН Г. Сомов, член-корреспондент РАМН Н. Беседнова, профессор, ректор ВГМУ Ю. Каминский: “Клиническая апробация новых методов, основанных на биоритмологии, на начальном этапе может быть проведена на ограниченном контингенте специально подобранных больных в условиях поликлиники или небольшого отделения одной из больниц города. Передача для этих целей 600-коечной многопрофильной городской клинической больницы № 1 СМП представляется нам необоснованной, так как подавляющее большинство больных этой больницы требует экстренной медицинской помощи с применением новейших фармакологических средств. ...Передача крупнейшего лечебного учреждения в ведение д. м. н. Л. Я. Глыбина для широкого внедрения еще недостаточно апробированных методов лечения может привести к необратимым последствиям и подрыву системы здравоохранения г. Владивостока”.
Городская клиническая больница № 1 подала на мэрию иск в Федеральный арбитражный суд Приморского края, требование отменить постановление городских чиновников поддержал и крайздрав. 6 января этого года суд вынес решение: постановление и. о. мэра от 24.10.97 г. признать недействительным.
Представители мэрии с таким решением не согласны и собираются отстаивать свое право решать судьбы огромной клиники и городского здравоохранения в высших инстанциях. И мнения многих авторитетных специалистов-медиков значат меньше, нежели мнение одного Л. Глыбина. Конечно, в жизни бывает так, что прав оказывается одиночка, а не большинство. Но почему в таком случае не предоставить столь же благоприятные условия для развития во Владивостоке, скажем, иглотерапии или гомеопатии, или других медицинских наук, которые нуждаются в не меньшей поддержке, проверены временем и имеют свои реальные результаты?
Неужели врачей больницы ждет новый виток нервных разбирательств, а пациентов - “апробация методов безлекарственного лечения”?