Блокадники
Блокадники... Это слово военных лет, похоже, вновь входит в обиход. Практически все жители острова Русского, с которыми нам довелось встречаться при подготовке данного материала, называли себя этим страшным словом.
Вот уже более полумесяца остров отрезан от "большой земли". Единственная "дорога жизни" - военные катера. Жителям острова Русского глубоко наплевать, кто прав в известном конфликте между мэрией Владивостока и руководством "Владивостокского морского торгового порта". Они устали от монологов чиновников, оперирующих многомиллиардными цифрами и доказывающих свою правоту. Им просто хочется нормально жить. Жить по-человечески. Пока же их умы заняты одной проблемой - как выжить.
В минувшую пятницу корреспонденты "В" побывали на Русском. Шести часов, проведенных на острове, хватило, чтобы понять - положение здесь близкое к критическому.
Пустые полки магазинов, запредельные цены в коммерческих ларьках, отсутствие почты, холод и запустение.
На редкие частные катера, курсирующие между Владивостоком и Русским, смотреть без содрогания невозможно. Рассчитанные на 20-25 пассажиров, они берут на борт 40-50 человек. То, что до серьезной трагедии здесь один шаг, понимает даже ребенок. Впрочем, люди вынуждены рисковать. Ибо у них нет другого выхода. Эти катера - единственный транспорт, связывающий центр Владивостока с островом.
Передвигаясь по дорогам Русского, мы ни разу не встретили на пути рейсовый автобус. “Видно, опять топливо закончилось”, - пояснили нам знающие люди. Впрочем, на рейсовые автобусы островитяне уже давно не надеются. Многие делают многокилометровые марш-броски за хлебом пешком. 5-7 километров на Русском не считается большим расстоянием. Единственное спасение для жителей - это большегрузные “КамАЗы” с пассажирскими будками, выкупленные в разное время их нынешними владельцами. У них почему-то перебоев с топливом практически не бывает.
В квартирах большинства островитян холодно. Наиболее сложная обстановка сложилась в домах на улицах Зеленой и Экипажной. Там средняя температура в квартирах не превышает 12-14 градусов.
Полупустые полки большинства магазинов острова навевают воспоминания о годах перестройки. Островитяне, понимая, что противостояние мэрии и паромщиков продлится не одну неделю, бросились “сметать” все. Сахар закупался мешками, с полок исчезли крупы, тушенка и даже рыбные консервы. Впрочем, как известно, на всю жизнь не запасешься. По мнению специалистов, запасов продуктов на острове, в том случае, если экстренно не организовать подвоз, хватит на 3-4 недели. Дальше начнутся голод и мор.
Как-то выкручиваются владельцы коммерческих ларьков. Они мало кому известным образом ухитряются привозить товары из города мелкими партиями. Почувствовав изменившуюся конъюнктуру рынка, коммерсанты тут же взвинтили цены. В большинстве коммерческих ларьков цены на 30-40 процентов выше, чем во Владивостоке. Впрочем, и здесь в продаже в основном водка да нехитрая закуска, которой, как известно, сыт не будешь.
Уже сейчас роль спасителя острова взял на себя флот. По распоряжению командования ТОФ, к уже существующим на острове 8 магазинам системы военторга на прошлой неделе добавилось еще 5 точек. Уже в пятницу на буксире “Колар” на остров в оперативном порядке было доставлено около 200 тонн продовольствия. Большая часть из этой партии будет поставлена в магазины.
В пятницу же на Русском с инспекционной поездкой побывали заместитель командующего ТОФ по работе с личным составом контр-адмирал Сергей Рассказов и начальник военно-медицинского управления, начальник медицинской службы ТОФ генерал-майор Геннадий Щекин, а также большая группа старших офицеров штаба флота. Они приехали, чтобы еще раз убедиться, что гарнизон острова на этот раз с честью вышел из очередной трудной ситуации.
В настоящий момент у военных нет проблем со снабжением продовольствием. В пятницу, к примеру, в печально известной по событиям 1993 года радиотехнической школе (РТШ) военнослужащих потчевали таким обедом, какой найдешь не в каждой городской столовой. Воины уплетали наваристый борщ из кислой капусты, мясной плов, запивая все это компотом из сухофруктов.
На продовольственном складе запасы круп, овощей и мяса достаточно внушительны. Так, картошки здесь хватит до начала лета, свеклы - до июля. Были некоторые перебои с поставкой свежего мяса. Его не было почти неделю. Впрочем, это особой проблемы не создало. На складах еще оставались запасы так называемого “блочного” бескостного мяса глубокой заморозки, были и мясные консервы. Так что мясные изделия из рациона военнослужащих не исчезали ни на сутки.
Впрочем, уже 15 января на продовольственный склад было доставлено 6 тонн говядины, и сейчас запасы мясных продуктов выглядят впечатляюще - на них можно прожить полтора месяца.
Повторения печальных событий 1993 года, когда от голода и болезней в учебных частях острова умирали военнослужащие, здесь, по словам контр-адмирала Сергея Рассказова, не будет.
Нет проблем и в военном госпитале. Гарнизонный госпиталь развернут на 200 коек, сейчас там находятся около 140 человек. Есть среди них и так называемые “дефицитчики” - то есть те, кто пришел на службу с серьезным дефицитом веса. Все они сейчас получают усиленное питание и на жизнь не жалуются.
По словам начальника госпиталя полковника медицинской службы Петра Стоянова, сейчас во вверенном ему медучреждении создан 2-годичный запас медикаментов. Развернуто по полной схеме и пострадавшее при недавнем пожаре хирургическое отделение. Есть здесь и своя операционная. Квалификация врачей позволяет проводить здесь хирургические операции любой сложности.
Госпиталь оказывает необходимую медицинскую помощь не только военнослужащим и членам их семей. Нередко сюда обращается и гражданское население острова, и, по словам полковника Стоянова, в экстренной медицинской помощи не было еще отказано никому.
Опровергли врачи и появившиеся в некоторых средствах массовой информации сообщения о том, что одна из жительниц острова родила прямо на катере. Врачи с горечью констатировали, что в этом случае имел место выкидыш.
По их словам, молодая женщина обратилась за помощью к ним в больницу. Путем специальных исследований врачи выяснили, что в чреве матери находится уже мертвый плод. К этому моменту беременность продолжалась уже 18 недель. Для того чтобы уточнить диагноз, врачи направили женщину во Владивосток. По дороге и произошла трагедия - родился мертвый ребенок. Вины врачей в этом нет.
Рождение ребенка на острове - это событие. В прошлом году, к примеру, только в родильном отделении госпиталя появились на свет 19 маленьких островитян. Все роды прошли успешно.
Впрочем, возможности госпиталя небезграничны. В то же родильное отделение за последние дни резко увеличился поток женщин. А все потому, что многие, пока ходили катера и паромы, предпочитали ездить за консультациями в город. Теперь они такой возможности лишены. Впрочем, военные врачи заявляют, что без помощи не останется никто.
Побывав в госпитале, корреспонденты “В” направились в гражданскую больницу. Подъехав к медучреждению, мы были изрядно удивлены, увидев запертые на засов двери. Вспомнив библейское “стучите - и откроется”, мы принялись барабанить в дверь. На стук к нам вышла санитарка Надежда Андреевна Иванова. И хоть время было еще раннее - в больницу мы приехали в 14 часов 30 минут, больше никого нам здесь застать не удалось.
Рассчитанный на 25 коек стационар пустовал. Палаты встретили нас унынием панцирных сеток больничных коек. Даже неистребимый больничный запах, известный, наверное, всем, исчез. Выветрился. В больнице пахло дешевым табаком и запустением.
Почему же? - поинтересовались мы. Оказалось, что в больнице нет не то что лекарств, нет даже шприцев. Единственная на весь остров гражданская машина скорой помощи стоит на приколе - нет горючего и запчастей. А если завтра у кого-то схватит сердце? Пациенту придется бежать 20-30 километров через весь остров. Бежать, чтобы услышать в муниципальной больнице, что помочь ему, больному человеку, ничем не могут.
Последний пациент лежал в этой больнице 3 месяца назад. Всем остальным врачи советуют либо лечиться дома, либо ехать во Владивосток. А что делать, когда медики не только не имеют средств накормить больного, но и не могут даже купировать сердечный приступ.
Врачи “Медобъединения о. Русский”, а именно так именуется муниципальная больница острова, зарплату последний раз получали в ноябре прошлого года. Когда последний раз больнице выделялись средства на покупку медикаментов и инструментария, вспомнить не смог никто.
Когда многие говорят, что главная проблема для острова - это восстановление паромной переправы, они не совсем правы. Паромная война - это следствие другой, более страшной проблемы - безразличия. Создается впечатление, что властям города глубоко наплевать на судьбы островитян. Что должно произойти, чтобы мэрия вспомнила, что остров Русский - это часть Фрунзенского района Владивостока?
В свое время нынешний мэр Владивостока Виктор Черепков на проблемах острова состроил себе политическую карьеру. Нынешние проблемы острова - это тоже старт чьего-то возвышения во власть?
P.S. Когда этот материал уже был готов к печати, пресс-центр прокуратуры края распространил следующее сообщение. Прокурор Владивостока Юрий Мельников возбудил уголовное дело, посчитав, что в действиях должностных лиц мэрии Владивостока, ТОО “Владморпасс” и муниципального учреждения “Медобъединение о. Русский” усматриваются признаки преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 293 УК РФ (халатность).