Захват БПК “Сторожевой”: как это было...

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

В боевом составе Тихоокеанского флота есть корабль, о котором по сей день легенды переплетаются с былью, а действия его замполита капитана 3-го ранга Валерия Саблина, захватившего 9 ноября 1975 года “Сторожевой” и бросившего вызов Леониду Брежневу и его команде, не получили однозначной оценки в обществе и по сей день.

...БПК “Сторожевой” после участия 7 ноября 1975 года в морском параде по случаю 58-й годовщины Октябрьской революции стоял на рейде Риги. Утром 9 ноября он должен был сняться с якоря и убыть в Лиепаю.

Справка. Большой противолодочный корабль “Сторожевой” был построен в Калининграде. Вступил в боевой состав Балтийского флота в марте 1974 года. Водоизмещение 2735/3100. Размеры: 123, 1х14,2х7,2. Вооружение: ракетно-артиллерийское, торпеды, мины. 4 газовые турбины = 52000 л. с., скорость 32 узла, автономность 30 суток. Экипаж 194 человека, из них 15 офицеров и 14 мичманов. До 1978 года “Сторожевой” и однотипные с ним корабли классифицировались как БПК, затем были переведены в класс СКР (сторожевые корабли).

Вечером 8 ноября, когда личному составу корабля уже в который раз “крутили” кинофильм “Броненосец Потемкин”, замполит капитан 3-го ранга Валерий Саблин изолировал командира “Сторожевого” капитана 2-го ранга А. Потульного в гидроакустическом посту, заперев его там на замок, собрал офицеров и мичманов в кают-компании и выступил перед ними со своим видением ситуации, складывающейся в Советском Союзе. Он говорил об отходе руководства страны от ленинских принципов в строительстве социализма, бюрократизме, очковтирательстве и приписках, использовании служебного положения партийно-советскими бонзами в личных целях, злоупотреблениях в торговле и правоохранительных органах, попрании социальной справедливости в советском обществе, что вызывает ропот и недовольство у населения страны. Как выход из сложившейся ситуации капитан 3-го ранга Валерий Саблин предложил ранним утром 9 ноября сняться с якоря, объявить “Сторожевой” независимой территорией и идти в Кронштадт, где потребовать от имени экипажа у руководства партии и государства предоставить ему возможность выступлений по центральному телевидению с изложением своих взглядов. По предложению замполита по данному вопросу было тут же проведено голосование. Не разделявшие взглядов В. Саблина 10 офицеров (большинство) и 5 мичманов из 14, чтобы потом в случае чего они не понесли ответственности, были изолированы в каютах.

Справка. Саблин Валерий Михайлович, капитан 3-го ранга, заместитель командира БПК “Сторожевой” по политической части. Родился в 1939 году в семье потомственного военного моряка. Член КПСС с 1959 года. В 1960 году окончил Ленинградское высшее военно-морское училище им. Фрунзе. До 1969 года проходил службу на строевых должностях и с должности помощника командира сторожевого корабля Северного флота поступил в военно-политическую академию им. Ленина, которую окончил в 1973 году. В августе этого же года назначен замполитом на БПК “Сторожевой”. По службе аттестовывался положительно. Женат. Сын 1962 года рождения.

В 23 час. 20 мин. по сигналу “Большой сбор” были построены матросы и старшины, к которым также обратился замполит со своей программой, заметив, что предполагаемые действия нарушением присяги и изменой Родине не являются и что он всю ответственность за акцию берет на себя. На вопрос: где находится командир и разделяет ли он планы замполита, Валерий Саблин честно ответил, что командир корабля его не поддерживает, в связи с чем временно изолирован.

Затем было проведено голосование среди матросов и старшин, часть из которых согласилась с предложением своего замполита, другая его не поддержала, основная масса вообще оказалась пассивной, не высказав своей позиции. После этого экипажу была дана команда: “Отбой!”

В 23 час. 30 мин. со “Сторожевого” сбежал старший лейтенант В. Фирсов. Спустившись по швартовому канату на бочку, он перебрался на стоявшую по соседству подводную лодку “Б-49”, где сообщил ее командиру о бунте на корабле. Вызванный катер доставил Фирсова на берег, где он рассказал о событиях на “Сторожевом” начальнику штаба 78-й бригады кораблей охраны водного района и особисту этой бригады.

Как только стало известно об исчезновении старшего лейтенанта Фирсова, Саблин решил, не дожидаясь утра, выйти в море. Около 3 часов 9 ноября 1975 года “Сторожевой” снялся с бочек и направился в Рижский залив. В это время покинуть корабль удалось еще одному члену экипажа - старшине 1-й статьи Ю. Шевелеву, который, как и старший лейтенант В. Фирсов, спрыгнул на бочку, откуда потом был доставлен катером на берег.

Спустя час заместитель командира корабля по политической части капитан 3-го ранга Валерий Саблин попытался выйти открытым текстом в эфир со своим обращением к народу Советского Союза. Однако шифровальщик отказался делать это, сославшись на то, что в таком случае будут рассекречены шифры, надо будет их менять на флоте, что принесет весьма существенный ущерб казне...

И тогда мятежный замполит обратился к соотечественникам по засекреченной связи: “Всем, всем, всем! Говорит БПК “Сторожевой”...” После чего изложил свою боль за страну и план действий, закончив обращение мольбой-призывом: “Поддержите нас, товарищи!”

Страна, понятно, сей крик души не услышала.

А вот главком ВМФ СССР, в адрес которого Саблин также передал телеграмму со своими предложениями и требованиями, был в шоке, как и министр обороны... О невероятном ЧП не сразу решились сообщить Леониду Ильичу. А когда наконец доложили, Брежнев долго ругался и в адрес главкома ВМФ С. Горшкова, и в адрес старого фронтового друга министра обороны СССР маршала А. Гречко. И лишь после этого генсек одобрил и утвердил приказ министра обороны: остановить мятежный корабль любой ценой. В случае неповиновения - уничтожить!

“Брать” “Сторожевой” были посланы дежурная корабельная ударная группа Балтийского флота, 2 пограничных сторожевых корабля, а также авиация, в т. ч. стратегическая, так как Москва после случившегося перестала доверять флоту. Все эти силы готовы были в соответствии с приказом уничтожить взбунтовавшийся корабль, который, как было объявлено вышестоящим командованием, намерен уйти в Швецию, а заодно и все живое вокруг... И когда “Сторожевой” не внял приказу застопорить ход и предупреждению в случае неповиновения применить против него оружие, по курсу корабля, а затем и по нему самому был открыт пулеметно-артиллерийский огонь, с “Ту-95” полетели авиабомбы, в результате чего БПК получил более 30 пробоин. “Сторожевой” упрямо шел вперед, в бой не вступал.

Тем временем группа матросов во главе со старшиной 1-й статьи В. Копыловым, видя, что дело принимает весьма крутой оборот, предприняла попытку освободить командира. Но у них на пути встал ближайший помощник В. Саблина матрос Александр Шеин, предложивший для начала выслушать мнение замполита, находившегося на командирском мостике. Матросы согласились с Шеиным, но когда он убыл к Саблину, они открыли командира. Капитан 2-го ранга А. Потульный тотчас приказал вскрыть арсенал и вооружить всех, кто поддерживал его, а затем, ворвавшись на главный командный пункт корабля, выстрелил в своего замполита из пистолета. Как потом скажет Потульный: “Опасаясь, что вдруг Саблин будет стрелять, я целился ему в печень, но подумав, что он будет нужен следствию, выстрелил в ногу...”

Раненого Саблина арестовали, приставив к нему вооруженный караул. То же самое сделали и с его сторонниками.

В 10 час. 32 мин. 9 ноября “Сторожевой” по приказу капитана 2-го ранга А. Потульного застопорил ход. Командир доложил командованию по радио, что бунтовщики арестованы, он приступил вновь к исполнению своих обязанностей и ждет указаний.

Вскоре к кораблю подошел катер, и суровые люди в штатском приняли со “Сторожевого” к себе на борт капитана 3-го ранга В. Саблина и его сторонников, всего 11 человек.

С оставшимися на корабле еще неделю вели “разборки” высокопоставленные члены специально созданной комиссии, в результате чего личный состав большого противолодочного корабля “Сторожевой” раскаялся и “выражал возмущение предательским действиям Саблина и просил заверить министра обороны, ЦК КПСС и лично товарища Брежнева Л. И. в том, что матросы, старшины, мичманы и офицеры глубоко осознали свое временное заблуждение и готовы к выполнению своего воинского долга”.

Сразу после этого экипаж “Сторожевого” был расформирован, корабль передан новому экипажу. На флоте приняли строжайшие меры к исключению утечки информации по факту этого ЧП.

“Сторожевой” принял экипаж моряков-тихоокеанцев, подвернувшихся начальству под руку: они прибыли получать новый для ТОФ корабль и оказались как нельзя кстати. Мятежный БПК был убран с глаз долой подальше от военного и партийно-советского руководства страны - на Камчатку.

Автору этих строк вскоре после описываемых событий довелось служить “в краю вулканов”. Несмотря на строжайшее табу о ЧП на “Сторожевом”, кое-какая информация все-таки просочилась из-под завесы тайны и ходила во флотских кругах. Правда, она была далека от реальности и походила на легенду, что по обыкновению случается всегда, когда нет доступной достоверной информации: мол, корабль был захвачен прибалтийскими националистами из числа офицеров БПК, которые, перебив командование и обманув экипаж, пытались угнать его в Швецию. Однако наша славная авиация атаковала супостатов и не позволила им уйти за кордон...

Возможно, понимая, что, несмотря на все старания, “шила в мешке” не удастся утаить, эта версия событий была спущена сверху, что, по мнению руководства, было более приемлемо, дескать, проклятые националисты свирепствуют в дружной семье братских народов, чем позволить людям узнать правду о мятеже с политической подоплекой русского замполита...

...9 месяцев длилось следствие по факту событий 9 ноября 1975 года на БПК “Сторожевой”. В конце концов всех, кроме капитана 3-го ранга В. Саблина и матроса А. Шеина, по приказу свыше отпустили из Лефортово с миром. Они признали себя во всем виновными и глубоко раскаивались. Саблин и Шеин остались. Они должны были понести суровое наказание, чтобы впредь другим неповадно было покушаться на устои Системы. Уголовное дело № 131 составило 40 томов (как недавно сообщалось, гриф секретности с него не снят до сих пор). На Лубянке сам факт военного мятежа на боевом корабле старались оставить “за кадром”.

Как свидетельствовал уже в наши дни бывший старший следователь КГБ СССР Олег Добровольский в документальном фильме “Русская трагедия”: “В предъявленных обвинениях Саблин признал себя частично: в нарушении присяги, захвате власти на корабле, изоляции командира, умышленном неподчинении приказу остановиться, во внесении раскола в экипаж... Вместе с тем он не считал себя изменником Родины, утверждал, что старался действовать на благо Родины”.

Отверг замполит и обвинения в том, что он хотел угнать корабль в Швецию, что подтверждали и его товарищи-свидетели, как и не призывал перейти на сторону врага...

Выступление капитана 3-го ранга В. Саблина не было стихийным. Крамольные мысли его стали посещать после расстрела рабочей демонстрации в июне 1962 года в Новочеркасске, что жизнь людей в Советском Союзе далека от провозглашенных принципов социальной справедливости. А в 1973 году, после окончания военно-политической академии, он вплотную занялся вопросом, как донести до народа “голос правды”, что в конечном счете стоило ему жизни.

...Валерий Саблин заканчивал военно-морское училище в Ленинграде на набережной мятежного лейтенанта Шмидта, портрет которого после ареста обнаружили в его каюте...

Братья Валерия Саблина Борис и Николай впоследствии говорили о нем так: “Люди его характера не выдерживали в той системе и либо спивались, либо диссидентствовали и сидели в лагерях. Он пытался крикнуть слова правды, но ему не дали этого сделать...”

Захвати корабль по пьянке, судьба Саблина была бы, думается, не столь трагична.

...Пятью годами раньше, в июле 1970 года, адмирал Байков - командир Ленинградской военно-морской базы и первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Толстиков, упившись “вусмерть”, захватив военный корабль и угрожая расправой пытавшемуся было воспрепятствовать экипажу, угнали его... в Финляндию, совершив тем самым по сути террористический акт.

Добрые финны, “повязав” высокопоставленных советских бонз, вернули их вместе с кораблем на Родину.

В отличие от случая с Саблиным, когда толком никто не знал, что же случилось на “Сторожевом”, инцидент 1970 года на все лады комментировался различными “вражьими голосами”: еще бы, такой забавный сюжетец из жизни советов!

И что же стало с угонщиками военного корабля, наделавшими столько шума на весь мир? Да ничего особенного: адмирала просто изгнали с флота, а вожак ленинградских коммунистов товарищ Толстиков отправился послом в Китай...

А что? “Политики” в их действиях не усмотрено, против системы они не выступали. А угон за границу корабля... С кем по пьянке причуд не случается?!

Заместитель командира по политической части БПК “Сторожевой” капитан 3-го ранга Валерий Саблин, будучи абсолютно трезвым, пошел напролом против системы. И она уничтожила его.

В июле 1976 года военная коллегия Верховного суда СССР “с учетом тяжести совершенного изменником Родины Саблиным преступления” приговорила его к исключительной мере наказания - расстрелу.

Его “активный пособник” Шеин был осужден к 8 годам лишения свободы с отбыванием первых 2 лет в тюрьме. (На самом деле А. Шеин отсидел 5,5 года в тюрьме и 2,5 года в колонии строгого режима. - Авт.)

...Ну а “Сторожевой” по-прежнему в строю, охраняет дальневосточные морские рубежи России. И лишь “заплатки” на местах пробоин, полученных кораблем в ноябре 1975 года, напоминают сведущим людям о былых трагических событиях...