ЕРТ-проект: последние итоги, первые шаги
В администрации края состоялось итоговое заседание Координационного комитета российско-американского проекта по природоохранной политике и технологии в регионе Сихотэ-Алиня (ЕРТ-проект).
В результате трех лет работы большой группы специалистов по земельным ресурсам, комплексному лесопользованию и сохранению биоразнообразия, профинансированной Агентством США по международному развитию (USAID), создана уникальная для российской практики геоинформационная система природопользования для районов с высокой концентрацией редких видов живой природы и интенсивным экономическим развитием. В рамках этой системы на примере Чугуевского района создана модель комплексного плана землепользования. Она дает управленцам районного и краевого уровней методики и необходимые данные для расчета нормативов использования растительных, минеральных, земельных и водных ресурсов и животного мира.
Несмотря на фундаментальные различия в компьютерных моделях, программах и принципах, которые используются для учета лесофонда в системе Рослесхоза и USAID, уже нынешней весной ученые обещают дать лесхозам Приморского и Хабаровского краев готовые компьютерные технологии, позволяющие вести полноценный лесной кадастр на своей территории на самом современном уровне. Те же механизмы впоследствии предполагается внедрить и в кадастр охотничьих животных, и в управление земельными ресурсами и богатствами недр.
При всей специфичности научной терминологии эта работа неоценима именно в практическом плане для организации грамотного природопользования, то есть передачи природных ресурсов в аренду на долговременной платной основе. Еще важнее вести современный учет для организации эффективного контроля и охраны ресурсов. Давно замечено, что больше всего нарушений и грабежа в природе происходит там, где уполномоченные государством органы и инспекции плохо представляют себе истинное состояние ресурса и не могут контролировать обоснованность квот. А порой и пользуются всеобщим неведением в своих интересах, зарабатывая на продаже лицензий и квот сверх допустимого по данным науки.
Выполненная работа, по общему мнению участников, не была простой в силу весьма живучих ведомственных барьеров между ресурсными органами и не во всем одинаковых ситуаций в Приморье и Хабаровском крае. К примеру, возникли затруднения, когда за предоставление геологической информации Приморгеолком стал требовать у творческого коллектива деньги, а управление охотничьего хозяйства вообще отказалось участвовать в разработке базовых ресурсных карт Приморья, заявив, что предпочитает сделать это самостоятельно. В результате достигнутый к концу 1997 года итог расценен участниками работы не более как первый шаг. Не приходится и мечтать ни об эффективном контроле, ни об устойчивом природопользовании, пока все ресурсные данные не станут совершенно открыты и совместимы друг с другом, пока решения об использовании того или иного ресурса не будут приниматься с учетом взаимных воздействий и комплексного ущерба. Хотя этого давно уже требует российское законодательство, практика к этому всерьез даже не подступала.
Отдельно на заседании Координационного комитета была представлена новая концепция сохранения биоразнообразия в Приморском крае и новая, уточненная стратегия развития особо охраняемых природных территорий. Однако, по мнению автора разработки, доктора биологических наук В. Богатова, завершенной эту работу можно будет считать не раньше весны, когда такие же данные будут получены из Хабаровского края и в обоих субъектах федерации будет принят местный закон об охраняемых природных территориях. Презентация и общественное обсуждение проекта такого закона, подготовленного крайкомприродой при поддержке ЕРТ-проекта, также состоялось в самый канун нового года. На обсуждении было признано, что проект нуждается в большем уточнении многих понятий, чтобы стать действительным дополнением к слишком общим позициям федерального закона.