Космические "Бураны" в Хороль не спешат
С виду это обычная взлетно-посадочная полоса, только подлиннее и пошире, так что человек непосвященный ничего "космического" здесь не увидит. Тем не менее это и есть хорольский "Байконур". Именно на этой бетонке, по замыслу ученых и военных, должен был в случае необходимости делать посадку космический корабль многоразового использования "Буран".
Эта "стройка века" в свое время наделала переполоха в районе. Директора соседствующих с аэродромом совхозов хватались за головы: их рабочие валом повалили туда за длинным рублем, тем более что гражданских "космонавты" принимали охотно. В считанные дни была сформирована автоколонна, получившая свою фирменную эмблему. Работа находилась всем, ведь помимо самой полосы строились четырехэтажный контрольно-диспетчерский пульт, казармы, подземные коммуникации, жилые дома. Строительство было льготным: военно-космические войска тогда отказа не знали ни в чем. Шла середина 80-х годов, до развеселых времен было еще долго.
Спешка была великой. Сейчас уже не секрет, что американскую программу кораблей многоразового использования мы откровенно прозевали. Предстояло "догнать и перегнать Америку", и хорольский "буранный полустанок" был одним из этапов этой гонки. В намеченные сроки полоса длиной в 4,5 километра и шириной в 60 метров была сдана, хотя качество ее нельзя было назвать идеальным. Так или иначе летчик-космонавт И. Волк на самолете "Ту-154", начиненном бурановской аппаратурой, сделал пробную посадку. Специалисты пришли к выводу: космонавты смогут посадить здесь и "Буран".
Однако колеса космических кораблей хорольской бетонки так ни разу и не коснулись, и сегодня уже мало верится, что это когда-нибудь произойдет. Космическая отрасль с космической скоростью влетела в безденежье и неопределенность. Представители ВКС из Хороля давно уехали, сняв с полосы оборудование и оставив в наследство морским авиаторам контрольно-диспетчерский пункт. Многие постройки бывшего "звездного городка" сегодня представляют собой развалины. Затраченные когда-то миллионы рублей, похоже, так бесславно и пропадут.
Но "Байконур" по-прежнему входит в хозяйство командира морских авиаторов Владимира Носовца - в надежде на лучшие времена, хотя и сам командир сегодня уже мало верит в посадку космических гостей. Да у него и без того хлопот хватает, ведь и его части живется сегодня несладко. Дело, естественно, упирается в финансы, точнее, их отсутствие. И подобное положение сплошь и рядом. Поэтому все чаще соприкасаются когда-то, казалось бы, несовместимые вещи - армия и коммерция. Коммерческий оттенок присущ и правительственной программе по использованию высвобождающихся военных объектов. Крутитесь, отцы-командиры, ищите возможность заработать для своих частей, но чтобы боеготовность при этом - ни-ни...
Хорольский аэродром с его "буранной" полосой - сооружение уникальное, таких в России единицы. Он готов принимать самолеты любой марки. Тут уж сам бог велел поискать "богатенького Буратино".
180-километровая удаленность от краевого центра сделала несбыточной, казалось бы, самую доступную идею пассажирских перевозок. Кого устроит добираться до расположенного в глубинке аэропорта или, наоборот, из него во Владивосток? Надо было искать другие пути, и подходящий вариант сегодня появился.
- Сейчас мы налаживаем контакты с фирмой, которая бы хотела использовать наш аэродром как перевалочную базу по грузоперевозкам с Юго-Восточной Азией, - рассказывает Владимир Николаевич. - Планы серьезные, в день можно было бы совершать до 15 самолето-рейсов. Подобный опыт в стране уже имеется. Этот договор позволил бы нам получить дополнительные средства для поддержания боеготовности, а также на содержание социальной сферы гарнизона. Кроме того, мы смогли бы дополнительно открыть до 400 новых рабочих мест.
Есть у авиаторов и другие идеи. К примеру, организовать перевозки военнослужащих флота. В год можно было бы обслуживать до 80 тысяч человек. Еще один проект - продовольственные грузоперевозки на Север.
А на одном из участков аэродрома идет коммерция, от которой защемит сердце у любого летчика. Это так называемая предпродажная подготовка самолетов. На продажу идет цветной металл, и представители получившей госзаказ фирмы с помощью заморской техники превращают в бесформенные куски металла отлетавшие свое стратегические бомбардировщики "Ту-16" и "Ту-95", еще недавно рассекавшие хорольское небо. Цветной металл нынче в цене...
Так что вместо долгожданного "Бурана" сегодня на местный аэродром готова "приземлиться" коммерция. Думается, польза от этого будет обоюдной.