Художнику Камалову везет на хороших людей
Угадайте самый безобидный способ отыграться на художнике за свою несостоятельность как покупателя живописных работ? Конечно же, сочинение злых и ехидных газетных заметок, в которых можно распространиться и о пагубном пристрастии художника к алкоголю, и о его подозрительных знакомствах, и о кровавых ссадинах, возникающих на творческом челе неведомо откуда. В конце концов, о долгах, измученных женах, заброшенных детях...
Но вот на Андрее Владимировиче Камалове отыгрываться совсем не хочется - перо само бежит мимо светских сплетен. Да и несвойственны этому довольно популярному художнику скандальные "богемные" выходки, столь интересующие злых и ехидных журналистов. Если он и рисует кукиш из фаллосов, то показывает его не зрителям на выставке, а приятелям в мастерской.
Друзей у Камалова много, но, пожалуй, самый "близкий" (мастерские друг напротив друга) - фотохудожник Михаил Павин, фотографирующий своего соседа в разных ракурсах. О нем и о других Камалов отзывается тепло и высокопарно: "Что бы я был без своих друзей..." Или: "Везет мне на хороших людей. Начнем с Адама и Евы..."
Те, кто знаком с живописью Камалова по галерейным экспозициям (сейчас его персональная выставка проходит в "Артэтаже"), не обманутся именами персонажей Ветхого Завета: Камалов пишет не библейские сюжеты. Даже если это стилизованная "иконопись": суть ее, содержание - "идеи эсхатологического коллективного сознания конца ХХ столетия. Растворенность человека в живой Природе, его малость перед лицом этой Вечности... Утверждение мира реального, сущного и, как ни парадоксально, духовного" (искусствовед Марина Куликова).
Люди - обязательный "персонаж" во всех работах Камалова. Изможденные лики-профили, устремленные в разные стороны, озадачивающие неискушенных, а у прочих вызывающие ассоциации с Босхом.
Кстати, насчет ассоциаций. Хорошо, когда они вообще есть - это свидетельствует о прямо-таки колоссальной нашей образованности. Плохо, что у немногих. Ну, не желают у нас люди умножать свою скорбь знаниями. Живут себе в "гостинках", не ведая даже, что вся их жизнь уже инвентаризирована владивостокскими художниками Камаловым и Серовым несколько лет назад. И пусть идея полотна "Гостинка" не супероригинальна - кто-то из наших что-то подобное видел на "Сотбисе", - но само оно уже стало классическим. Неплохо было бы внести ознакомление с ней в школьную программу. Ведь масштаб художественного мышления Андрея Камалова вполне позволяет сказать: перед нами - Гражданин Мира. Помните, это все придумали "Председатели Земного Шара" в 20-х годах? А век уже подходит к концу, и никто не смог издать законов, которые замедлили бы вращение Земли или скорость нашего общего полета. Планета несется, несется громыхающий владивостокский трамвай, да и в целом весь трамвайный парк. Столбы, площади, базары, райские сады, и Адам, и Ева, и змея...
Выставка работ Камалова продлится до 20 января. Успейте ее увидеть.