Алло! "Электросвязь" на связи

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

"Стильный мужчина", - оглядела я Геннадия Мельникова, пока он заканчивал разговор по телефону. "И сильный", - отметила, ощутив крепкое рукопожатие. "А еще обаятельный", - промелькнуло через несколько минут разговора. Вспомнила мнения людей, которые знакомы с Геннадием Васильевичем Мельниковым, генеральным директором
АО "Электрическая связь" Приморского края более близко: в нем ощущается обаяние сильной личности, в которой ярко проявляется сила духа, целеустремленность.
А еще он академик двух международных академий: академии связи и академии информатизации.

Справка "В". Сегодня ОАО "Электрическая связь" Приморского края, по оценкам экспертов Европейского банка реконструкции и развития, журнала "Коммерсант" и министерства связи, входит в первую десятку крупнейших предприятий связи России. Только за последние 2 года в крае введены современные автоматические телефонные станции емкостью более 50 тысяч номеров, в том числе во Владивостоке более 25 тысяч. В 1998 году в Первореченском районе будет введена новая АТС на 10 тысяч номеров, что позволит обеспечить надежной телефонной связью практически всех жителей, проживающих на улицах Тухачевского, Карбышева, Героев "Варяга", Иртышской, Постышева, Гамарника и др. По расчетам специалистов, в начале XXI века плотность телефонизации в Приморском крае будет, как в США: 56-60 телефонов на 100 семей. Кроме того, акционерное общество "Электросвязь" Приморского края оказывает большую благотворительную помощь детям, ветеранам войны и труда. Общая сумма услуг, оказанных только льготникам, составила 13,2 млрд. рублей. За всеми этими цифрами стоит сплоченный, монолитный коллектив профессионалов высокого класса, способных работать в нелегких современных условиях.

Человек, возглавляющий столь мощное и перспективное акционерное общество, кто он?

- Геннадий Васильевич, мне кажется, ваш паспортный возраст совсем не совпадает с психологическим. Вы на сколько себя ощущаете?

- Лет так на 20. Вообще никогда в жизни физически не ощущал своего возраста, в душе - тем паче. Увидев красивую девушку, всегда отмечу. А если серьезно, мне думается, молодость души сохранится, если сохраняются интерес к жизни, неравнодушие, стремление делать свое дело добротно, красиво. Все это и дает заряд, рождает стимул к жизни.

У меня еще есть такая черта: когда я работаю, такое возникает нетерпение сделать, с одной стороны, тщательно, с другой - побыстрее. Даже читая книгу, я порой "проглатываю" ее, так мне хочется узнать, что ж там, в конце. Только сделаю одно, мне уже хочется браться за разработку другой идеи. Так что - "и жить торопится...

- ...и чувствовать спешит". Про чувства-то я и хотела спросить. Вы - крупный руководитель, заметная фигура, одним словом, "главный телефонщик" края, с вами ищут знакомства, наводят связи, наверно. Льстит самолюбию?

- Такой болезнью - непомерным тщеславием не страдаю. И героем себя не считаю. Просто рад констатировать факт: наконец-то в инфраструктуре края отрасль заняла соответствующее положение. Ведь раньше не знали даже, куда нас отнести. В старые времена, если на партийном или советском активе требовалось кого-то критиковать, то критиковали связь.

Когда во всем мире связь - богатая отрасль, у некоторых компаний с мировым именем правительства даже займы делают, мы в это время плелись в хвосте. Сегодня "Электрическая связь" Приморского края встала на ноги. К нам стремятся попасть на работу, мы регулярно оплачиваем труд наших работников, строим жилье, занимаемся вопросами социальной сферы. А ведь я помню те времена, когда текучесть кадров в нашей отрасли составляла 52 процента.

- Вот ведь интересная ситуация: предприятия разоряются, а ваше в гору пошло. В чем секрет процветания?

- Многие вышли на старт, вооружившись законом "О самоопределении". Мощные производственные структуры стали разбиваться на отдельные мелкие. В результате очень скоро оказались на финише. Мы сохранили все 36 структур. Мы не закрываем, а содержим убыточные районные узлы связи - в Чугуевке, Лазо, Тернее, Анучино, Покровке и др., всего 16 по краю. За счет чего? Перераспределения средств среди нашего единого акционерного общества. Мы 8 лет строили междугородную телефонную станцию - современную, мощную. Сложные были времена, но я объяснил коллективу: потерпите, потом все воздастся сторицей. И вот пошло брожение: начальник этого предприятия, когда строительство было уже позади, станцию запустили, стал выдвигать требование выделиться в самостоятельную единицу. Я собрал коллектив руководителей предприятий связи края, объяснил ситуацию и попросил его все обосновать народу. Конечно, его не поддержали. Поэтому сегодня мы платим достойную зарплату работникам убыточных участков связи так же, как и в прибыльных подразделениях. Такая политика, когда все собрано в едином кулаке, приносит свои положительные результаты.

А главное, люди почувствовали себя достойно, они гордятся, что работают в связи, они работают с энтузиазмом. Они - патриоты. И как никогда, я чувствую сплочение нашего большого коллектива.

- Были в вашей жизни ситуации, когда все шагали в ногу, один вы - не в ногу?

- Вспоминаются времена, когда я 26 лет назад заступил на должность руководителя. День, второй, третий. Спрашиваю сотрудника - нет на месте. Куда подевался - никто не знает. С обеда возвращались часа в три - с авоськами-покупками. И спокойно так мимо проходят, беззаботные. В первую голову стал заниматься дисциплиной. На собрании объяснил свою точку зрения: нравится вам новый начальник - не нравится, но начальник - олицетворение государственных интересов. И я прошу строго их соблюдать. Я действую в рамках закона. Мои требования - не блажь, они основа нормальных производственных отношений. Поднялась буря негодования. Ходоки отправились в крайком партии: Мельников устроил террор. Потом постепенно все стало на свои места.

- Вам в жизни тоже приходилось подчиняться, как у вас складывались взаимоотношения с руководством?

- Я был монтером, техником, прорабом, зам. начальника управления, тоже ходил под началом. Знаете, есть такие мудрые слова: не бойся строгого начальника, бойся дурака. Мне руководители попадались умные, мне везло. У каждого я учился. Но у меня всегда было свое собственное мнение. И я его выскажу - лодырю, разгильдяю, рвачу, человеку непорядочному. Причем не только подчиненному. Я не изменяю своим принципам, даже если нахожусь в министерстве, в другом высоком ведомстве.

- Представляю, скольких врагов вы нажили.

- А мне кажется, у меня врагов нет. Я же не пустозвон, если уж говорю - по делу. И все это знают. Знают, что никакую халтуру я не потерплю. Верну хоть пять раз, но добьюсь тщательности и скрупулезности. Сам проверю и буфет, и общежития, и на стройке побываю - мелочей для меня нет.

- Вот ведь какой вы деспот, оказывается, Геннадий Васильевич, а ведь по виду-то и не скажешь.

- Понимаете, я не крови жажду, а самого элементарного - добросовестного выполнения своих обязанностей. Я всегда хотел видеть результат, работу красивую, добротную. Со мной сложно работать, я знаю. Да, я требовательный, щепетильный. Но с такими же требованиями, без снисхождения, я подхожу и к себе.

- Качество, которое вы ставите в людях превыше всего?

- Для меня порядочность - самое главное качество, которое я ценю. Человек, который идет на обман, для меня просто перестает существовать. Непорядочность не прощаю.

- Геннадий Васильевич, а вот как с единомышленниками - они есть рядом с вами?

- Конечно, рядом люди, которые разделяют мои принципы, взгляды. Но это вовсе не значит, что они при этом имеют какую-то индульгенцию, с ними я также требователен. Мы отправляемся, например, в выходные на рыбалку, но в понедельник наступают обычные рабочие отношения. Меня удивляют руководители, у которых кумовство процветает либо окружение - подхалимы, готовые по первому взгляду уже голосовать "за". Мне нравятся умные, инициативные, грамотные специалисты. И безусловно, порядочные, как я уже говорил.

- Вам в жизни приходилось вытаскивать счастливый лотерейный билет? В прямом и переносном смысле.

- Однажды я в вещевой лотерее выиграл гармонь.

- Научились играть?

- Бог таланта не дал. Но песни люблю. Так что хоть в каком смысле - с неба на меня ничто не сыпалось. Все - трудом. Я приехал во Владивосток деревенским пареньком. Трель трамвая, гудки пароходов - в новость, уж не говоря о большем: кто такие Ромео и Джульетта, "Свадьба Фигаро" звучала как "Свадьба Федора" - все едино. В ремесленном училище мысли только об одном были: закончить и вернуться домой, в деревню. Но жизнь распорядилась по-другому, остался в городе, поступил в институт на вечернее отделение. Строгости тогда такие были, каких сейчас и на дневном не существует, трудно было. В последних быть я не привык, много занимался, читал. Спорщиком был - непрестанным, окружающие говорили, мол, с Мельниковым лучше не связываться. А меня новые знания просто переполняли. Так вот сам себя и делал.

- Представьте, Геннадий Васильевич, гуляем мы с вами, гуляем, вдруг - забор без конца и края. И больно нам надо на другую сторону. Что делать будете?

- Подрою, подкопаю, зубами перегрызу, но раз надо - значит будем на другой стороне, одолеем препятствие.

- А вот оскорбили вас где-то в общественном месте, обругали под горячую руку. Промолчите, вступите в дискуссию?

- Нет, молчать не буду. Постараюсь объяснить человеку, что он не прав. И в частном случае, и в мировоззренческом плане.

- Продолжите, пожалуйста, фразу: жить стоит ради...

- ...ради начатого дела. Ради своих детей, семьи. Ради неустанного стремления делать добро.

- Геннадий Васильевич, мнение такое про вас существует: человек-экспромт. Умеет увлечь коллектив, вдохновить, с ходу произнести зажигательную речь, за столом - тост. А еще говорят, вы - мастер анекдотов.

- Есть, действительно, анекдоты на все случаи жизни. Хотя в жизни ситуации случаются интереснее и анекдотичнее всяких придумок. Но тем она и интересна, наша жизнь...