Печальный юбилей танкера “Находка”

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Наказание за грехи?

1997 год начинался и заканчивался различными бедствиями, большей частью техногенного характера. 2 января 1998-го исполнился год со дня катастрофы танкера “Находка”. За это время в стране произошло немало куда более масштабных и трагических, если говорить о разрушениях и человеческих жертвах, событий.

Но именно танкеру “Находка” в течение почти полугода суждено было быть предметом споров, обсуждений моряков, экологов, дипломатов, широких кругов общественности. Помимо того, что авария ярко показала, насколько губительным для безопасности мореплавания является повсеместное использование стареющего флота и растаскивание его по плохо контролируемым мелким частным фирмам, но и упомянутая беда была явно или неявно разыграна в качестве дипломатической карты на фоне курильской проблемы. Мол, как можно оставлять острова в руках русских, если они элементарно не могут обеспечить соблюдение экологических требований на территории и акватории?

Никто пути пройденного у нас не отберет

С самого начала бедствий “Находки” и “находкинцев” газета “Владивосток” тщательно отслеживала события. В подготовке материалов участвовали сотрудники находкинского представительства “В” и специальные корреспонденты. Ныне это поможет восстановить печальную картину.

Танкер потерпел крушение в юго-восточной части Японского моря в 160 километрах от острова Оки префектуры Симанэ. Судно везло мазут, около 20 тысяч тонн, из Шанхая в Петропавловск-Камчатский. Это топливо предназначалось для зимовки областного центра. Разгар очередного энергетического кризиса на Дальнем Востоке, новая холодная зима...

В 3.40 2 января танкер получил удар в носовую часть. Предметом дальнейших споров будет - была ли это сильная волна или же неизвестный объект, часть утонувшего судна?

В результате удара на корпусе судна образовалась трещина, которая продолжала расти. К утру танкер раскололся на 2 части. Экипаж, состоявший из 32 человек, покинул судно, перебравшись на спасательные плоты. При этом исчез капитан Валерий Мельников, объявленный затем без вести пропавшим.

Плещут холодные волны

Позже одна из членов экипажа - горничная Любовь Кипер рассказывала, что ее сон во время штормовой ночи был беспокойным, тревожным. Засыпая, почувствовала какой-то толчок. Через некоторое время - второй. Впечатление было будто наскочили на камень. Сразу же сыграли аварийную тревогу. Кстати, в начале рейса, недели за 2 до аварии, проверили личные карточки, спасательные жилеты, свистки, батарейки. Так что после сигнала тревоги рука сама потянулась к спасжилету. Очень быстро собрались на шлюпочной палубе.

“Команда занималась спасательными работами, - рассказывает Любовь Кипер. - Все сильно замерзли. Часам к пяти мне сказали, что нужно поставить чай. Мы с женщинами спустились в столовую, поставили кипятильник. Но приготовить чай из-за сильной качки было практически невозможно. В момент, когда появился сильный крен, была в каюте - зашла, чтобы надеть еще один свитер. Тут услышала объявление по громкой связи: всем срочно выходить на шлюпочную палубу. Было уже не до свитера. Судно накренилось и стояло как детская горка. Ребята пытались заставить меня скатиться вниз, к спасательным плотам. Кто-то уже спускался. Все рушилось, падало. Меня напугал стул, который катался по палубе туда-сюда. Паниковала еще из-за того, что плоты были достаточно далеко от парохода. Упала в воду, хлебнула мазута. Вынырнув, увидела веревку и по ней стала забираться на плот. Ребята помогли. Расселись на 2 плотах: на одном 16 человек, на другом - 15. Оба почему-то не могли полностью раскрыться. Первый плот к тому же оказался дырявым. Моряки сидели там по шею в воде. Потом поймали еще 1 плот, раскрыли его. 15 человек пересели на него. Наш к тому времени тоже раскрылся...”

Японские спасатели-вертолетчики смогли поднять всех оставшихся танкеристов и отправить их в больницы городов Канадзава, Сакаиминато, Окинашима. Здесь им оказали первую помощь, провели обследование здоровья. Уже 9 января моряки авиарейсом из Ниигаты вернулись в аэропорт Владивосток. В тот же день президент России Борис Ельцин выразил благодарность Японии за спасение членов экипажа танкера “Находка”.

Тело капитана судна Валерия Мельникова позже было найдено на побережье Японии, опознано родственниками, перевезено на родину и захоронено в Находке. Смерть капитана несет на себе отпечаток таинственности и недосказанности. Окончательная версия причины его гибели не обнародована. Есть нечто мистическое в том, что из всей команды трагическая участь настигла только его. Мельников - уроженец села Сергеевка Партизанского района, закончил судоводительский факультет ДВВИМУ имени Г. Невельского, был помощником капитана на судах “Приморского морского пароходства”. Работал старпомом на танкере “Стейнлис Найого” греческой компании “Адриатик тенкерс”. Затем перешел в компанию “Приско-Траффик”, которой и принадлежал танкер “Находка”. У капитана остались жена и две дочери.

А это был не мой чемодан...

В конце концов решили-таки, что кораблекрушение произошло вследствие старения корпуса танкера. Но после катастрофы морской пришло время бедствия экологического. Носовая часть танкера, в которой, по некоторым данным, находилось около 7 тысяч тонн мазута, дрейфовала к японскому берегу, образуя при этом нефтяное пятно на поверхности моря.

Средства массовой информации Страны восходящего солнца забили в экологические тамтамы. Пятно затронуло побережье 45 городов в 7 префектурах Японии. Все спасательные средства были брошены на ликвидацию последствий аварии. Японцы боролись так самоотверженно, что несколько человек во время очистных работ скончались. Правительство Японии решило наградить их посмертно. Награда предусматривала выплату родственникам 1 миллиона иен. Что касается компенсации пострадавшим морально и материально членам экипажа нашего танкера, то об этом отдельный разговор. Который касается прав человека и вопроса о национальной гордости великороссов. Которые являются самыми бесправными в России.

Девочка, ты чья?

В январе 1997 года в Находке состоялась довольно сумбурная пресс-конференция представителя судовладельца - генерального директора АО “Приско-Траффик” Сергея Ветказова, на которой присутствовал и автор этих строк. Отметим, что, по его словам, “адвокаты, представляющие интересы компании, не рекомендовали экипажу давать какие-либо интервью”. Это якобы было продиктовано экономическими интересами компании. И что же результат? В результате некоторые члены экипажа, которые могли бы получить солидные компенсации, оказались, прямо говоря, у разбитого корыта.

Согласно пункту 7.10 коллективного соглашения “компания возмещает ущерб, нанесенный имуществу моряка, вследствие действий пиратов, из-за аварий и аварийных происшествий и кораблекрушений, но не более 3000.00 ам. долл. на человека”. Нам так и не удалось выяснить, получили ли все моряки полностью положенную им компенсацию. В феврале в Находке так и не состоялся суд по этому поводу. Причина - неявка ответчика. Затем исковые заявления по неизвестным нам причинам были отозваны. Теперь некоторые члены экипажа колеблются, подавать ли в суд, коли предыдущие попытки коллег кончаются заведомой неудачей? Или им приходится принимать другие “хорошие” условия?

Новый процесс предполагался осенью 1997 года. Истцом выступила все та же бывшая горничная бывшего танкера “Находка” Любовь Кипер, которая в результате многочисленных перипетий осталась без работы и средств к существованию. Испытанным методом затягивания судебного процесса стала неоднократная неявка представителей ответчика - компании “Приско-Траффик”.

Причем совершенно неожиданно выяснилась еще одна немаловажная деталь. Оказывается, поступив на работу на российский танкер “Находка”, наши моряки автоматически стали работниками компании “Oceanic Asian Ventures” (здание Омар Ходж, Уихэмс Кей 1, Роуд Таун, Тортола, Британские Вирджинские острова), с которой, а не с компанией “Приско-Траффик”, заключил коллективное соглашение “Российский профсоюз моряков”, призванный защищать права мореходов.

Предполагается, что многие наши танкеристы стали иностранными рабочими, сами того не ведая, как это произошло с Любовью Кипер. Дело в том, что в ее трудовой книжке при записи об устройстве-увольнении стоит печать все той же “Приско-Траффик”. Кто может это объяснить? Наверное, эта функция более подходит суду. Тем более, что корреспондент “В”, пытавшийся связаться с “Приско-Траффик”, так и не смог отыскать следы этого АО. Фирма съехала со старого адреса и старательно не афиширует новый. Тем не менее одна организация, которая получила “в наследство” телефонные номера “переселенцев”, услышала немало звонков от очень желающих устроиться “пассажирами” на какое-нибудь судно, которое идет в богатую автомобилями восточную страну.

Но вот что самое печальное. Непоследовательность нашего мышления, привычка по-страусиному прятать голову в песок. Прошел год - и сотрясения воздуха о той аварии близ Японских островов утихли. Но ведь остаются последствия экологической катастрофы, остается трагедия моряков, которые вынуждены повиноваться всесильным работодателям, остается горе утраты кормильца семьи...