Техника - молодежи

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Они влюбляются в своих молодых учительниц - быстро взрослеющие мальчики владивостокской технической школы-лицея. Девочек в классах нет - так уж решили, когда 7 лет назад открывали это учебное заведение на Гайдамаке: шли вслед за пушкинскими традициями. Однако сейчас эти традиции беспокоят школьного психолога - для гармоничного общения нужно присутствие барышень! Но - пока все остается как есть: мальчишки, поступая сюда в 7-й класс, выдерживают конкурс 4-5 человек на место и продолжают учиться, взрослеть и мужать.

Фабрика талантов?

Каждый год почти весь выпуск лицея в полном составе поступает в вузы, причем не только технические. У школы - договор о сотрудничестве с техническим университетом и морской академией. Обучение в лицее бесплатное.

- Откройте секрет - как воспитать талантливого ребенка, который бы хорошо учился, увлекался науками, спортом, искусством и не приносил родителям никаких хлопот? - обращалась я с вопросом ко многим педагогам этой благополучной школы, где сплошь - благополучные дети.

- Пожалуй, это влияние генов и судьбы, - сказала завуч Людмила Александровна.

- Это только семья, - сказала другой завуч Людмила Ивановна. - Говорят, и в семье алкоголиков может вырасти выдающийся талант. Родиться - да, но пробиться, устоять, развиться - редчайшее исключение.

- Пожалуй, только безусловная, безграничная любовь к ребенку - она дает силы и настрой на успех, - сказала педагог школы с геологическим образованием Татьяна Сергеевна.

В лицее учатся в подавляющем большинстве дети некогда могучей кучки - ИТР. Не слишком востребованные на своих обветшавших оборонных заводах, они, несмотря ни на что, сохранили уважение к той системе классического технического образования, которое получили сами и которое всегда вытянет в люди.

- А мальчишки ваши в основном папины?

Директор Татьяна Фролова вздыхает:

- Нет, увы, больше мамины. Мамы ходят в школу, волнуются, вникают, подтягивают по “троечным” предметам.

- А папы?

- Папы в море, командировках, на работе, иногда в другой семье.

Когда мамы приходят посоветоваться, школьный психолог всегда спрашивает: какие отношения и дела у сына с папой? Многие теряются с ответами. Удача, когда с ходу вспоминаются совместный ремонт машины в гараже, дача или компьютерная игра: культура совместной деятельности как-то ушла...

- В вашем лицее мужчин-преподавателей тоже немного - это плохо?

- Плохо. Было больше - ушли. Мужчины у нас ведь привыкли мыслить глобально, а школа - индивидуальный кропотливый труд, отдаленный результат, этакие малые формы. Масштаб не тот. Да и зарплата не устраивает мужчин. Только таких, кто жить не может без детей. Они и остались - с непререкаемым авторитетом у ребят.

После уроков - а занятия в лицее в одну смену - школа не замирает: почти все идут в спортзалы и на кружки. Самбо, баскетбол, радиоэлектроника, компьютер, шахматы, видеостудия, фотостудия и даже психологический кружок.

Будь счастлив

- Вам легко, у вас - лучшие ребята со всего города, - задаю слегка провокационный вопрос.

Протеста не последовало:

- Среди наших мальчиков есть просто звездные личности, например Боря Качура, “суперинтеллект” года, получивший свое почетное звание в смене “Интеллект” Всероссийского детского центра “Океан”. Впрочем, мы не ставим перед собой цели растить наших воспитанников только умными. У лицея задача: помочь расти счастливыми.

На педагогическом языке это звучит так: личностно-ориентированное обучение. С великой заботой, чтоб каждому было комфортно (ах, эти маленькие школы - там можно знать по имени и замечать каждого), но все-таки, в первую очередь, обучение. Ради этого создана малая академия совместно с Институтом автоматики и процессов управления ДВО РАН. Ради этого хлопоты по организации в стенах школы общегородских олимпиад, научных конференций, шахматных турниров. Ради этого поддерживается некий дух охоты за знаниями, азартной, изобретательной.

Дамское общество

В школе есть уникальная должность: освобожденные классные руководители. Их функциональная обязанность - всегда быть со своими мальчиками, и на уроке тоже. Знать про них все, дружить с ними, вовремя заметить сбой, создать хорошую атмосферу в коллективе, бывать дома. Говорят, каждый из классных руководителей по-своему колоритен: Ж. Романова, И. Астахова, А. Задорожная, Л. Щеголева. Татьяна Гамбург - в их числе. Коллеги считают ее романтиком. И еще - очень личностным педагогом. Сама она уверена, что реалист. Яркий характер, бурная эмоциональность, накопленный багаж знаний - от геологии до поэзии Серебряного века, от биосферы до дианетики и восточных философий - все идет в дело общения. От нее исходят любовь и безбрежное тепло.

“Я учу своих ребят пониманию, что другой жизни не будет и надо радоваться мелочам здесь и сейчас, уметь быть восторженным, не пряча эмоции за скептицизмом маленьких старичков”.

Они исходили своей дружной компанией пол-Приморья: геолог в прошлом, Татьяна Сергеевна дарила им эти водопады, горные вершины и рассветы.

Она учит их делать комплименты. А однажды зашла в класс и объявила: “С завтрашнего дня у вас будет урок бального танца”. Мальчики взъерепенились: еще чего!

- И как преодолели конфликт?

- Конфликта не было. Я сказала: быть. За несколько месяцев все получили азы пластики и галантности, а доучивались - желающие.

Быстрее, выше, сильнее

В лицее это величайшая редкость, и все же нет-нет да и появляется ребенок, которого изводит, тюкает весь класс: штатная педагогическая ситуация. Но интересно не то, что она возникает редко, а то, как с ней справляются, не делая вид, что ничего не происходит.

“Я много и подолгу разговариваю с обидчиками, - говорит Татьяна Гамбург, - почему, за что изводят одноклассника. И убеждаю: бог создал людей разными, сильными и слабыми, красивыми и не очень, но тем прекраснее мир, своим многообразием и разноцветьем. Каждый имеет право на место под солнцем, и не вам их судить. Будьте снисходительны, добры, великодушны, ну в крайнем случае, не общайтесь с тем, кто вам неприятен. А может, вместе поищем достоинства?

А потом - работа и поддержка “изгоя”: может быть, есть проблемы с опрятностью, прической? - страдающая сторона ведь не всегда права. Или в особой осанке, позе “жертвы”? Ну-ка, расправь плечи и перестань ходить под самыми стенами - иди посредине коридора. Ответь ударом на удар и не смотри затравленно. У тебя все будет хорошо”.

- У меня был такой мальчик-изгой, - говорит психолог лицея Ольга Зелюнко, - ну, не принимали его ровесники, и все тут. Пошла к нему домой - там у парня свой мир: уютная комната, модели, приемники, транзисторы, схемы собственного “сочинения”, много книг по радиотехнике, необычайная эрудированность в технической области - глаза просто светились.

Ну, откуда неприязнь?

Родители? Искренне любят, переживают, изболелись по поводу неудач сына. Только показалось, что... “Олег, ну что ты за мужик никчемный, постоять за себя не можешь. Слабак, тряпка...” - в сердцах бросает папа. Где-то между чаем и разговорами мама: “Олег, не спорь с отцом”.

“Не мешай, не бегай, посиди, не спорь, не ори”, - может, здесь поискать? Запреты заставляли принимать облик идеального мальчика, поощрялись тихие игры, поведение бесшумное, не создающее хлопот. Не создающее... Родители теперь в трансе. Ну что ж, уважаемые, за работу, за создание образа личности, уверенной в себе, сильной, не в тягость, а в радость людям. Ведь класс - не последний коллектив в его жизни, а совсем наоборот.

У них - цветной внутренний мир

- Татьяна Алексеевна, вы ощущаете вкус времени - горький, соленый от безысходности: ведь лучшая в мире система образования разрушается?

Директор Татьяна Фролова отвечает не задумываясь:

- Нет, краха не ощущаю - пока я с детьми. И пока хоть немного выделяют денег. Есть пряный вкус тяжкого времени перемен. Но в школу пришла возможность выбора методик, учебников, педагогических систем.

Самое любопытное, среди многочисленных инновационных систем лицей выбрал классическую систему образования и обогащает ее разными идеями и методиками: знания должны войти в каждую головушку! Жертвы экспериментальных школ могут оценить такой “консерватизм” по достоинству.

В школе проводили исследование на предмет эмоционального состояния учеников: анкеты, рисунки, тесты. Черного цвета - показателя неблагополучия - было так мало, и так много - красного, синего и солнечного желтого, что учителя вздохнули легко: их мальчики не только умны, они - оптимистичны и счастливы.