Бухта Грязи

В 10 утра небольшой катер с надписью "Эко-патруль" отошел от 30-го причала порта Владивосток и отправился в рейд по бухте Золотой Рог. На борту - представители департамента природопользования администрации Приморского края, сотрудники предприятия "Эко-море", журналисты. Цель - проверить состояние бухты Золотой Рог.

30 май 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1955 от 30 май 2006

В 10 утра небольшой катер с надписью "Эко-патруль" отошел от 30-го причала порта Владивосток и отправился в рейд по бухте Золотой Рог. На борту - представители департамента природопользования администрации Приморского края, сотрудники предприятия "Эко-море", журналисты. Цель - проверить состояние бухты Золотой Рог.

Чехарда на воде

Теперь такие катера патрулируют бухту едва ли не ежедневно. Это - работа краевой комиссии, которая должна упорядочивать все вопросы по очистке акватории. В комиссию входят заинтересованные службы и структуры. Однако за полгода работы новой структуры особых сдвигов не наметилось, что неудивительно, ведь Золотой Рог загрязнялся десятилетиями. Да и найти крайнего, ответственного за уборку водной поверхности, не так-то просто.

Судите сами. Контроль за состоянием бухты должна осуществлять федеральная служба, в данном случае - Росприроднадзор. Производить же саму очистку должны водопользователи. На сегодняшний день их в Золотом Роге - 94. Двое из этих водопользователей - представители государства, которое, по идее, должно быть заинтересовано в том, чтобы территория была чистой. Это Владивостокский морской торговый порт (ВМТП) и Владивостокский морской рыбный порт (ВМРП). Они должны взимать портовые и корабельные сборы и на эти средства убирать акваторию - либо своими силами, либо заключать договоры с природоохранным флотом. Остальные предприятия получают лицензию на водопользование, одним из условий которой является очистка закрепленной территории. Контролировать этих водопользователей должен отдел водных ресурсов Амурского бассейнового управления, который выдает лицензии. Однако в реальности не так просто разобраться, кто кому должен и кто кого контролирует.

Сорят не по-детски

Первая остановка "Эко-патруля" - причалы Владивостокского судоремонтного завода (ВСРЗ). И сразу же видна огромная куча мусора, плавающая на поверхности. Рядом, правда, работал нефтемусоросборщик (НМС) и быстренько сгребал все отходы в свой контейнер. Эти НМС - собственность предприятия "Эко-море", единственного занимающегося уборкой акватории Золотого Рога по договору. Во владении "Эко-моря" всего три НМС, еще один находится в ремонте на Дальзаводе. В ближайшее время планируется построить еще несколько маленьких мусоросборщиков. По словам Юрия Леонтьева, президента "Эко-моря", для того чтобы обеспечить надлежащую очистку бухты, необходимо как минимум девять НМС, которые бы ежедневно патрулировали район:

- В навигационный период, с апреля по ноябрь, мы выходим в море три-четыре раза в неделю. За один день собираем по 10-12 кубометров мусора. Конечно, техники мало, но после того, как губернатор "поставил в струнку" всех водопользователей, стало легче. Плавающего мусора объективно стало меньше.

Юрий Леонтьев, его предприятие Эко-море чистит бухтуВ этом с Юрием Леонтьевым солидарен Павел Корчагин, руководитель департамента природопользования администрации Приморского края:

- Предприятия действительно стали ответственнее. Основные водопользователи бухты Золотой Рог: ВМТП, ВМРП, Дальзавод, судоремонтные заводы, нефтебаза на мысе Голдобина, Тихоокеанский флот (корабли и предприятия) и много других мелких структур. Каждое из них в той или иной мере оказывает негативное воздействие на состояние вод. Мы проводим экологическое воспитание через наказание. Например, ВМТП совсем недавно был оштрафован на круглую сумму. И этот мусор, который мы видим, должен быть убран сегодня же.

Виновного найдут!

Владивостокский морской торговый порт - тоже не образец чистоты. Суда, пришвартованные у причалов ВМТП, буквально окружены мусором: бутылки, водоросли, бытовые отходы. Первое побуждение проверяющих - оштрафовать за грязь. Однако позже выяснилось, что мусор прибило ветром. В диспетчерскую "Эко-моря" сразу же поступил вызов, и через пару часов на место прибыл мусоросборщик. То есть вины руководителей ВМТП нет. В этом лично убедился Алексей Крицанов, главный специалист отдела экологического контроля администрации края:

- У ВМТП есть и лицензия, и договор на уборку водной поверхности. Такие ситуации, когда ветер прибивает "чужой" мусор, конечно, бывают. В этом случае убирать должно то предприятие, к территории которого пригнало зловонную кучу. Иначе каждый может сказать: "Мусор не мой". 

Но вообще, по словам Павла Корчагина, проблем с данным предприятием хватало. Дело в том, что ВМТП арендует территорию у Росморпорта и долгое время считало, что лицензию на водопользование должен получить Росморпорт. А последний, в свою очередь, думал наоборот. Тяжба длилась три или четыре года, а отходы методично сбрасывались в бухту. Выход все-таки нашли: ВМТП ведь тоже состоит из нескольких мелких предприятий. На них-то и "надавили" контролирующие органы.

Нефтерыбки не желаете?

Мыс Голдобина, на котором расположена нефтебаза, стал следующим пунктом проверки. Мусора как такового видно не было, зато на всем пути следования катера вдоль причалов - радужные разводы, что соответствует второй степени загрязнения вод нефтепродуктами. Всего степеней пять, и пятая - это когда вода сплошь покрыта нефтяной пленкой без просветов. Такое в Золотом Роге встречается не часто, а вот радужные разводы - сплошь и рядом.

Алексей Крицанов лично принимает решение о штрафах- Нефтебаза вносит большую лепту в загрязнение бухты. Необходимо принимать срочные меры по ее переносу, - признался Павел Корчагин.

За нефтебазой расположился целый ряд предприятий-водопользователей: рыбный порт, пограничная морская бригада, "ТУРНИФ", Первомайский судоремонтный завод. Каждое получало какое-либо предписание. Рыбный порт, например, был оштрафован за складирование металлолома на берегу, что не принесло результатов: с борта патрульного катера отчетливо видна груда металла. Еще проштрафившиеся - флот ДВО РАН, чьи научные суда стоят тут же. Самое, пожалуй, дисциплинированное предприятие - "ТУРНИФ": причалы чистенькие, никаких плавающих предметов на территории замечено не было.

Подходим, наконец, к Дальзаводу. Картина как в фильме ужасов: на причале свалена куча металла, полыхает костер, вода равномерно покрыта всевозможными отходами. А рядом, в устье речки Объяснения, спокойно примостились рыбаки с удочками:

- Дальзавод неоднократно получал предписания, был оштрафован на 100 тысяч рублей за нарушение санитарно-эпидемиологических норм. Но, как видите, результатов нет, - сокрушается Алексей Крицанов. - Что касается речки Объяснения, то она тоже достаточно загрязнена.  По всему ее течению расположен ряд предприятий, которые сбрасывают мусор, нефть. Основной загрязнитель - ТЭЦ-2. Однако речку все же чистят: устье - зона ответственности Дальзавода, остальное - городских властей.

Другой водопользователь, который, по словам Павла Корчагина, крайне неохотно идет на контакт, - Тихоокеанский флот. Каждый посетитель Корабельной набережной своими глазами видел безобразие, творящееся прямо в центре Владивостока. Говорят, на водной территории ТОФ мусоросборщики ежедневно подбирают по 15 буханок хлеба. Вообще в контейнер НМС чего только не попадает.

- В бухте можно найти едва ли не всю бытовую технику, мебель, приемники, холодильники, телевизоры, - рассказывает Юрий Леонтьев. - Бывает, и трупы попадаются...

Будет чисто. Когда?

Как же так получилось, что бухта, которую когда-то называли бухтой Голубого Трепанга, превратилась в место обитания разве что мутировавших рыб? Эксплуатация ее началась со времени основания порта Владивосток, но, конечно, самое активное использование пришлось на годы советской власти. Но тогда, правда, и очистка была самой активной. Природоохранный флот был в разы больше нынешнего. В 90-е произошло перераспределение собственности, и этот флот оказался никому не нужен, так как не приносил явной прибыли. Часть его была законсервирована, до сих пор некоторая техника не задействована. В результате грязной оказалась не только поверхность бухты Золотой Рог, но и дно. В свое время было произведено подводное обследование, которое показало, что на дне бухты скопилось много металлолома, есть даже затонувшие суда! Не обошлось и без целого списка тяжелых металлов. Ходят слухи, что в некоторых местах бухты концентрация этих вредных веществ такова, что на водолазах расползаются костюмы...

Естественно, работы по очистке дна будут вестись. Они будут объемными и дорогостоящими. Павел Корчагин рассказал, что мероприятия будут проводиться в рамках программы "Отходы". Средства будут искаться везде: начиная с федерального бюджета и заканчивая участием коммерческих фирм. Ведь тот металл, что лежит на дне, имеет определенную ценность. Сейчас программа по очистке дна Золотого Рога проходит экологическую экспертизу и будет представлена в ближайшее время. Однако на полную мощь она заработает в лучшем случае через год.

Автор: Екатерина ЛУКОНИНА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), "Владивосток"