У кого уши больше?

Ваш малыш собирается в школу. Он уже читает и немного пишет. Коряво и с ошибками, конечно, ну а как иначе? Но вот и первый класс окончен, а ошибки, путаница букв не проходят. Родители снисходительны: научится, еще вся школа впереди. А иногда и вовсе отмахиваются: подумаешь, у нас в семье и папа с грамматикой не в ладах, не в этом счастье.

26 май 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1954 от 26 май 2006

Ваш малыш собирается в школу. Он уже читает и немного пишет. Коряво и с ошибками, конечно, ну а как иначе? Но вот и первый класс окончен, а ошибки, путаница букв не проходят. Родители снисходительны: научится, еще вся школа впереди. А иногда и вовсе отмахиваются: подумаешь, у нас в семье и папа с грамматикой не в ладах, не в этом счастье. Между тем письменная речь для ребенка - как великие географические открытия для человечества, как гениальное изобретение колеса... Это его личный прорыв в космос!

Бедные пальчики

Правильно сформированная письменная речь может свидетельствовать, что мозг нормально развивается и в будущем хватит способностей на падежи и теорему Пифагора. И наоборот, дисграфия - то есть нарушение письменной речи - скажет, что родители катастрофически упускают время. Может быть, еще не поздно принять меры?

"Дисграфия, увы, стала обычным явлением, - говорит детский нейропсихолог Анна КАТАСОНОВА, ассистент кафедры клинической психологии ВГМУ. - В младших классах она проявляется в большом количестве ошибок, когда ребенок переставляет, пропускает или недописывает буквы, неправильно слышит речь и неправильно пишет, упорно сливает предлог со словом и так далее. Конечно, ни один человек не может научиться писать грамотно сразу, но ошибки ошибкам рознь. Позже нарушение письменной речи скажется в безграмотных сочинениях и конспектах по биологии, в том, что школьник никак не может вникнуть в условия задачки, что память не дает запомнить столько, сколько надо".

А уж от количества ошибок в Интернет-чате учительнице русского языка просто станет дурно...

Письменная речь, такая естественная для homo sapiens, между прочим, - высшая психическая функция, сложнейший процесс. Наверное, сам по себе он у ребенка как-нибудь сформируется. Но если родителям судьба чада не безразлична, вряд ли простительно пускать это дело на самотек.

"У малыша должен быть приличный багаж навыков, прежде чем он начнет правильно, грамотно писать, - продолжает нейропсихолог. - Специалисты называют пять предпосылок: сформированность устной речи, развитие разных видов восприятия, абстрактное мышление, развитая мелкая моторика, а еще - саморегуляция общего поведения, когда малыш знает, что и когда можно сделать, а что нельзя".

К сожалению, опыт показывает: с каждым из пяти навыков у современных детей далеко не все в порядке! И виной тому - сама жизнь, которая стремительно изменилась за последние годы.

Вот примеры. Мелкая моторика - это ловкость пальчиков, которые легко делают любую скрупулезную работу. Между прочим, когда пальчики перебирают просо, вышивают, укладывают мозаику, когда задействованы чувствительнейшие нервные окончания, бурно развиваются многие отделы мозга!

Но современные дети теперь почти не вышивают и не шьют, и даже на курточке - молния, а не пуговицы, и школьный воротничок больше не нужно пришивать, и на кроссовках не шнурки, а липучки. Дети трагически мало играют в конструкторы и мозаики, а все больше - за компьютером с ранних лет. И редко лепят с бабушкой пельмени, а раньше мяли, катали шарики и колбаски из теста, и тем отлично тренировали ладошки и пальцы. А значит, мозги. И пластилин в доме изжит как класс - мебель портит:

В старину девочки перебирали крупу вместе с мамой - отделяли зерна от плевел, плохие зернышки от хороших. Сейчас крупа и та в пакетах: А между тем психоаналитики утверждают: кроме точных механических движений на уровне подсознания закладывалось - отделить плохое от хорошего, отсортировать. И, хотите верьте, хотите нет, выбрать себе супруга - тоже лучшего!

Словом, сейчас нередко важнейший период формирования мелкой моторики упущен. Как же тогда сформируются более сложные психические процессы и мышление?

Не менее важно научить малыша правильно произносить звуки, и значит, логопед, если есть проблемы, - отнюдь не роскошь, а жизненная необходимость. Правильно произношу - правильно пишу. И свободно мыслю.

А уж о том, что родителям нужно терпеливо и методично развивать устную речь ребенка, абстрактное мышление, и говорить излишне. И нескольких фраз по дороге из садика на тему "Что ты ел? И как ты спал?" - явно маловато.

Зерна, краски, оригами

Что же делать маме с папой, чтобы в семье рос способный, талантливый человечек?

Развивать мелкую моторику. И значит, насыпать зернышки в узкое горлышко бутылки, собирать мозаику и пазлы, лепить из теста, пластилина и глины, делать оригами. Вместе вязать и вышивать - вернуть в быт семьи проверенные временем способы воспитания таланта!

Развивать с ребенком речь, и чем раньше, тем лучше. Говорить, терпеливо слушать. И задавать много-много вопросов. Пока малыш подбирает слово, с трудом ища его в своем небогатом багаже, не торопить, не обрывать - ждать! И помогать, вместе отыскивая нюансы.

Вот идут мама с сыном из садика - наслаждаются общением, а заодно учатся. Учатся говорить, сравнивать, описывать, а значит, мыслить. "Посмотри - собачка. Какого она цвета? А хвост баранкой или метелкой? Эта собака больше, чем та? А уши у какой больше? А вот тополь - он какой? А машина?". И так много можно успеть всего лишь по дороге из садика.

А дома - пусть малыш опишет, что видел во дворе. Так будет формироваться абстрактное мышление.

Еще нужно научить ориентироваться в пространстве. Терпеливо, в игре проговаривать: где это - "над", а где "под" или "слева", что такое - "в три раза больше" или "на три меньше". К семи годам все это должно стать для ребенка легким и простым.

Тренировать память. В норме механизм воспроизведения виденного развивается к 6-7 годам, но при условии, если с детьми занимаются. А если нет - навык запоздает: Потом будут жаловаться: у ребенка плохая память.

Научить выделять существенные признаки: пусть малыш подумает, чем одна собака отличается от другой. И это тоже поможет в школе.

Творчество, образное мышление тоже сделают его маленьким вундеркиндом. А у вашего ребенка достаточно красок и кисточек? И не забудьте вместе поискать в облаках образы слона или бегемота.

Между прочим, именно абстрактное и образное мышление потом сделает школьника одаренным в физике, геометрии, химии.

Формировать самоконтроль: поел - убери за собой, помой тарелку. Вроде мелочь, но ребенок привыкает, что многое просто НАДО делать. И тогда позже самоконтроль сформируется в более широком смысле, что тоже влияет на мышление.

Единственное, о чем нельзя забывать: предлагать ребенку занятия сообразно возрасту, не перегружать. Всему свое время. И если малыш еще не научился пуговки застегивать, вряд ли стоит силой тащить его в кружок английского:

Автор: Марина ИВЛЕВА, "Владивосток"