Институт финансовой недисциплинированности

Театр, как известно, начинается с вешалки. Научные же институты начинаются с финансов, ибо без вклада крупных сумм в конкретные разработки наука мертва - исследования просто не на что проводить. Согласно российской традиции по-прежнему основным спонсором разработок, будь то всегда востребованный военно-промышленный комплекс или исследования местной истории, остается государство.

23 май 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1951 от 23 май 2006

Театр, как известно, начинается с вешалки. Научные же институты начинаются с финансов, ибо без вклада крупных сумм в конкретные разработки наука мертва - исследования просто не на что проводить. Согласно российской традиции по-прежнему основным спонсором разработок, будь то всегда востребованный военно-промышленный комплекс или исследования местной истории, остается государство.

Владивосток. Тайная жизнь Пушкинской, 89

Для начала - справка из УВД Ленинского района Владивостока: "18 августа 2005 года силами сотрудников паспортно-визовой службы ОВД Ленинского района Владивостока проведена проверка соблюдения паспортно-визового режима по адресу: ул.Пушкинская, 89 (Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН). В ходе осуществления мероприятия в здании института была обнаружена гостиница более чем на 12 номеров (1-й, 2-й, 6-й этажи здания). Во время рейда в указанных помещениях, оборудованных отдельными санузлами, кондиционерами и телевизорами, находилось более 10 человек, не имеющих отношения к ДВО РАН...".

Далее в справке идет список тех, кто находился в гостинице в момент проверки. Большинство проживающих зарегистрировано в других городах: один человек из Арсеньева, два - из Забайкалья, остальные - из Хабаровского края и Амурской области. Милиции все граждане пояснили, что в гостинице находятся законно, так как за проживание заплатили. Сотрудники Ленинского РУВД Владивостока посчитали, что постояльцы обитают в незаконной гостинице: регистрационных документов у нее нет, как и каких-либо санитарных разрешений. Зато тем, кто поселился, выдали документы об оплате. Если верить этим документам, то учредителем гостиницы является фонд объединенных санаториев "Взморье". Сами обитатели гостиничных номеров объяснили, как они оказались в "отеле" на Пушкинской, 89: их поселили туда некие Михаил Илларионович и Татьяна Алексеевна К. - супруги, а по совместительству - работники Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. Причем Михаил К. - не просто сотрудник, а заместитель директора института, а его супруга - техник этого же института. Проверка управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, проведенная 20 сентября 2005 года, установила: в гостинице имеются нарушения. Так, например, не имелось у "отеля историков и археологов" на момент осмотра санитарно-эпидемиологического заключения на ввод здания в эксплуатацию, не был произведен расчет трехмесячного запаса дезинфицирующих средств, не было журнала движения этих средств. Не обнаружилось и программы производственного контроля, и журнала учета мероприятий по контролю, журнала аварийных ситуаций. Не оказалось и медкнижки для горничной. Вывод специалиста Роспотребнадзора таков: комнаты (номера) для проживания, расположенные на втором этаже, не соответствуют статьям 12, 32, 34, 36 ФЗ № 52 от 30.03.1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Однако через месяц - новая напасть, и вновь институт попадает в криминальную сводку. 18 октября опять же Ленинским РУВД Владивостока начато расследование по факту кражи из гостиницы ИИАЭ ДВО РАН личных вещей 27-летнего французского гражданина Яна Акселя Гомеса, работника Парижского университета, который проходил стажировку в ДВО РАН. В одном из тех самых пресловутых номеров на Пушкинской, 89 французский гражданин оставил свои вещи - ноутбук, видеокамеру, фотокамеру и сотовый телефон, общей стоимостью 86 800 рублей. А когда пришел, то их не досчитался. В протоколе допроса сам француз отмечает, что ":дверь, которая ведет в тамбур, в принципе не закрывалась вообще, вероятно, не подходила под косяк, была открыта настежь и не могла прикрываться:". И пожалуй, самая ключевая фраза из всего допроса: "Мне никто не говорил, что руководство института не отвечает за сохранность личных вещей людей, проживающих в гостинице. Я предполагал, что дирекция института несет ответственность за сохранность моего имущества".

Но это все мелочи, потому что уголовные проявления есть не только в околоинститутских кругах, к коим можно отнести гостиницу, а еще и в самом институте.

"Неудобные" денежные вопросы... 

Незаконная гостиница под крылом ДВО РАН - это еще "цветочки". "Ягодки" начинаются в январе этого же года и опять же - в Ленинском РУВД Владивостока. На этот раз объектом криминального посягательства стал уже сам институт - согласно материалам прокуратуры, направленным в милицию, и постановлению о возбуждении уголовного дела установлено: неизвестное лицо в период с 27 апреля по август 2005 года путем обмана и злоупотребления доверием похитило имущество ИИАЭ ДВО РАН на сумму 150 тысяч рублей. Итог - в январе возбуждено уголовное дело по ст. 159 УК РФ (мошенничество). Дело в настоящее время расследуется уже не на районном, а на краевом уровне - следственной частью следственного управления УВД Приморского края. Суть дела проста: институт заказал социологический опрос некоей фирме (обществу с ограниченной ответственностью). Согласно двум договорам фирма должна была опрашивать китайцев, живущих на территории России, затем обобщить результаты исследования и отдать как готовый продукт. Но уже в ходе расследования опера УБЭПа обнаружат, что фирма занимается торгово-закупочной деятельностью (что далековато от социологии, согласитесь), фактически никаких операций (даже по профилю) не производит, но тем не менее результаты выдает. Есть даже и такой момент: впоследствии инспектора финансового надзора установят - нет в городе Владивостоке даже такого адреса: Набережная, 7, где якобы находилась фирма. И даже вроде бы настоящий адрес на Енисейской, 32, где фирма была зарегистрирована в налоговой инспекции, - тоже не соответствует действительности.  А директор фирмы, которому впоследствии милиция начала задавать "неудобные" вопросы, и вовсе открещивается сейчас и  от опросов, и от научного института. Оперативники утверждают, что фирма, которая якобы проводила опрос, - типичная контора для "обналички" денег. Отсюда возникает еще один вопрос: неужели в институте не видели, кому они выделяют деньги и что получают взамен?

Впрочем, еще больше вопросов породила ревизия, проведенная в ИИАЭ ДВО РАН силами Территориального управления Росфиннадзора по Приморскому краю в феврале-марте этого года: перечень финансовых нарушений насчитывает десятки пунктов. И почти все эти пункты связаны с тем, что государственный бюджет терял большие и малые суммы из-за потрясающей беспечности руководства ИИАЭ ДВО РАН.

Простой пример. Как следует из отчета группы финансовых инспекторов, смета доходов и расходов института на 2005 год была утверждена президиумом ДВО РАН без дат в сумме 26 млн. 936 тысяч 600 рублей. Расчеты к смете доходов и расходов не составлялись. В ходе проверки отчетности инспектора установили - расходы по отдельным статьям и подстатьям экономической классификации превысили кассовое исполнение на сумму 849 253 рубля, а наибольшие суммы превышения сложились по подстатье "Прочие услуги" - 334 567 рублей (за счет погашения дебиторской задолженности, имевшейся по состоянию на 1 января 2005 года), по статье "Увеличение стоимости материальных запасов" в сумме 514 657 рублей - за счет списания материальных запасов, оплаченных в предыдущий период.

"Домашняя работа" и загранкомандировки 

Интерес представляют заграничные командировки. Вот пример: согласно приказу директора института Л. он сам себя отправил в командировку в город Саппоро (Япония) вместе со старшим научным сотрудником лаборатории общественного мнения этого же института Л. А старший научный сотрудник - это супруга господина Л. (то бишь директора ИИАЭ ДВО РАН). Девять дней пребывания за пределами Приморья стоили федеральному бюджету 27 тысяч рублей. В заключении финансовых инспекторов прямо говорится: "В нарушение статьи 166 Трудового кодекса РФ произведена оплата проезда в командировку за пределы РФ при отсутствии доказательств того, что указанная поездка имела целью выполнение служебных поручений вне места постоянной работы в сумме 27 320 рублей...".

Возникли у проверяющих и вопросы по списанию устаревшей оргтехники и компьютеров. На сумму 108 817 рублей списано имущество, приобретенное за счет федерального бюджета (без согласования с собственником, то есть государством в лице уполномоченных на то служащих), и еще на 23 тысячи рублей списано техники, приобретенной на внебюджетные средства. У семи материально ответственных лиц института оказалось аж 20 неучтенных компьютеров и три холодильника, которые, как следует из объяснения, являются их личной собственностью. Ревизоры обнаружили уникальный случай - недостачу сразу четырех компьютеров на сумму 77 845 рублей (половина этой суммы - внебюджетные средства, остальное - от государства). Ревизия началась в феврале 2006 года, а документ, в котором все это разрешается использовать дома для рабочих нужд инженеру компьютерной верстки, датирован только 6 марта. Возникает вопрос: а как и на основании чего все это разрешили вынести?

Проблемы с арифметикой

У проверяющих возник вполне резонный вопрос: почему сотрудники ИИАЭ ДВО РАН заказывали печатную продукцию в своем же издательстве "Дальнаука" (оно тоже принадлежит ДВО РАН)? Ведь пункт первый указа президента РФ от 08.04.1997 года № 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" четко регламентирует - для экономии бюджетных средств должны проводиться конкурсы и тендеры. Так вот без всякого конкурса институт назаказывал у "Дальнауки" издательских услуг на сумму 639 192 рубля (все - госбюджет). Была и такая неприятная "мелочь", связанная с полиграфией, как 146 тысяч рублей, списанных на расходы по издательской деятельности института. В нарушение федерального закона "О бухгалтерском учете" полученная продукция списывалась комиссией института по актам произвольной формы. Не нашлось и документов, подтверждающих основания для такого списания. Письменных объяснений по данному поводу главбух института не дал...

Имеются проблемы и с арифметикой на транспорте. Угадайте, с кем подписан договор институтом на транспортное обслуживание? Все верно, с ФГУП "Автобаза ДВО РАН". Так вот за 2005 год институт заплатил своей же автобазе 2 млн. 229 тысяч рублей из федерального бюджета. Сравнительный анализ стоимости транспортных услуг по перевозке пассажиров, оказанных ФГУП "Автобаза ДВО РАН", и аналогичных услуг, предоставленных, например, ООО "Экспресс-такси Приморье", показал - стоимость услуг в "Экспресс-такси" за 2005 год на 447 478 рублей меньше, чем в ФГУП "ДВО РАН". Вот поэтому и нужно проводить тендеры на услуги. Впрочем, какая разница, если деньги не свои?

Но даже это еще не все. Ремонт, проводимый в здании института государственным предприятием "Строительно-монтажное управление "Академдальвостокстрой", вызвал нарекания у проверяющих финнадзора. То точное количество установленных пластиковых окон не указано, то в акт о приемке выполненных работ включены материалы, которые вообще больше нигде не фигурируют, - как будто их и не было у строителей никогда. Кроме того, стоимость некоторых стройматериалов завышена, что привело к переплате 90 тысяч рублей (и это при общей сумме сделки между институтом и строителями на 600 тысяч рублей!).

Возникает вполне резонный вопрос: а все ли правильно с финансовой отчетностью у приморской исторической науки? Ответы на этот отнюдь не исторический вопрос ищут не только журналисты и ревизоры. Сейчас этим занимаются правоохранительные органы. Какими бы ни были времена в России, наука всегда была локомотивом. Неужели на этот раз локомотив отправился по опасному пути дискредитации самой науки и людей в ней работающих?

Автор: Александр ОГНЕВСКИЙ, Нина ПЕТРУХИНА (фото), "Владивосток"