Министр местного масштаба
"Моя мама министр хозяйства, а я иностранных дел, или, если хотите, внешних связей", - смеется Сергей Баканов. Веселый он человек. Другой бы двадцатилетний при росте в 1 м 30 см и весе 44 кг комплексовал, ушел в себя, замкнулся, а этот учится в вузе, мечтает стать программистом, занимается спортом и говорит, что повышенное внимание окружающих доставляет ему удовольствие.
"Моя мама министр хозяйства, а я иностранных дел, или, если хотите, внешних связей", - смеется Сергей Баканов. Веселый он человек. Другой бы двадцатилетний при росте в 1 м 30 см и весе 44 кг комплексовал, ушел в себя, замкнулся, а этот учится в вузе, мечтает стать программистом, занимается спортом и говорит, что повышенное внимание окружающих доставляет ему удовольствие. Думаю, немного лукавит, но прав Сергей однозначно, когда заявляет: "Все зависит от самого человека".
Не такой, как все
Невероятно обидно, когда происходит в организме женщины какая-то поломка и на свет появляется ребенок, отличающийся от других. Судьба у таких детей нередко бывает печальной. Что уж греха таить, от здоровых-то нынче отказываются, а если даже врачи предлагают оставить малыша в роддоме, каким мужеством надо обладать, как любить свою кровиночку, чтобы категорически этому воспротивиться? Маргарита Федоровна сейчас говорит, что и мысли не было расстаться с Сережей, и воспринимала она его всегда как все матери: мой самый красивый, самый лучший. Шляпу хочется перед этой женщиной снять, ведь всем понятно, как нелегко ей пришлось. Вот уже 20 лет прошло с того момента, когда она впервые взяла на руки сыночка, а до сих пор говорит: "Я живу только для него, вся жизнь моя в Сереже". И это действительно так, ведь без поддержки горячо любимой мамы вряд ли бы смог он достичь всего, чем сейчас по праву гордится. Сам же Сергей убежден, что его мама лучшая: "Не понимаю, как детей бросают. Я хоть и не совсем здоров, дефицита любви никогда не ощущал. Мы с мамой очень близкие люди".
В школу мальчишка не ходил - учителя, понимая, насколько для него это будет сложно психологически и физически, сами приходили к нему домой. Сверстники-глупыши поначалу завидовали, а Сережа гордился: "Я не такой, как все!". Конечно, потом понял, что радоваться особо нечему, но учиться продолжал хорошо, 11 классов закончил очень даже прилично.
Когда из Владивостока семья переехала в Арсеньев, знакомых, естественно, не было. Но люди-то они компанейские, быстро разузнали, что Тихоокеанский государственный экономический университет пользуется здесь заслуженным уважением, многие стремятся в него поступить. Ну что ж, раз природа ограничила некоторые возможности и выбор сузился, можно выучиться на бухгалтера. Правда, обучение заочное, но поначалу казалось, что это даже лучше. Однако, закончив второй курс, Сергей решил, что его стихия - компьютер. Как ни жаль, с этим университетом скорей всего придется расстаться - попробует в этом году поступить в ДВГУ, чтобы заниматься прикладной математикой в экономике. "У каждого свое призвание, - размышляет мой собеседник, - одни, например, модельеры прекрасные, другие - чародеи на кухне, а я свою жизнь без компьютера уже не представляю". "Кстати, - интересуюсь, - сам-то готовить умеешь?". Сергей обезоруживающе улыбается: "Совсем не умею, все эти заботы на маме, я же иногда даже капризничаю, но она терпит". "Да я все сделаю, - подключается к разговору Маргарита Федоровна, - лишь бы сын хорошее образование получил". Они с такой любовью при этом друг на друга посмотрели, что сомнений не осталось - оба действительно сделают все, чтобы Сергей многого добился в жизни.
Удивительная встреча
Сколько лет ему было? Сейчас трудно вспомнить точно, кажется, только собирался в школу пойти. Мама работала прачкой в одном из детских приютов в пригороде Владивостока, а он, вполне самостоятельный ребенок, развлекал себя катанием с ледяной горки. К Сереже подошла красивая молодая женщина, долго наблюдала за его пируэтами, улыбалась, а потом попросила познакомить с мамой. Он, будучи маленьким джентльменом, нежно взял даму за руку и повел в прачечную. Маргарита Федоровна поначалу оробела перед американкой, но быстро попала под ее обаяние. Оказалось, у этой женщины брат страдает таким же недугом, как Сергей. О многом они тогда говорили, расстались по-приятельски. Сколько уж лет прошло, а связи не теряют, переписываются, знают почти все о жизни друг друга. "Наверное, за рубежом таким людям, как вы, живется легче, менталитет там все-таки другой", - говорю я. Он возражает: "У нас тоже люди вполне нормально меня воспринимают, только при первых встречах порой смотрят как на диковинку, потом привыкают. Все ведь от самого человека зависит, от того, насколько он свободен или закомплексован. Мне лично задумываться о проблемах некогда, времени на все катастрофически не хватает, ведь в принципе я нашел золотую середину: учеба, спорт, общение. В общем, жизнь!".
Трудно было удержаться и не задать щепетильный в данном случае вопрос о личном, о девушках, которые играют большую роль в жизни любого молодого человека. Мать с сыном, улыбнувшись, заговорщицки переглянулись: "Пусть это останется нашей маленькой тайной". Потом мама добавила: "Главное сейчас - учеба", Сергей же возразил: "Все можно совмещать".
Шагает, шагает, шагает...
Что бы ни говорил Сергей, безусловно, бывают и у него тяжелые минуты, трудно быть в этом мире не таким, как все. Но он научился жить со своей бедой, и не то чтобы смирился, просто отодвинул ее в сторону. О некоторых мелочах вовсе старается не задумываться. Например, где взять с виду взрослый костюм, но очень маленького размера? Как всегда, на выручку приходит мама, ставшая за эти годы еще и швеей - перешьет-подошьет, костюмчик сидит как влитой. Он регулярно ходит в спортзал, занимается пауэрлифтингом, имеет по нему второй разряд. Говорит: "Наберу вес - еще покажу, на что способен". Хотя и сейчас участвует в соревнованиях, в прошлом году стал победителем спартакиады инвалидов в Приморском крае. У него много друзей, с которыми он часто встречается в бассейне. Правда, потом, опоздав на последний автобус, идет домой пешком по ночным улицам - их дом стоит на окраине Арсеньева. Говорит, что это как легкая разминка, полезная для здоровья, к тому же еще и романтичная. Рассказывает, а у меня в голове крутятся слова старой песенки: "Шагает, шагает, шагает веселый парень по весенней мостовой:".
"Автомобиль, наверное, не помешал бы", - сочувствую собеседнику. Он опять улыбается: "Авто, как известно, не роскошь, а средство передвижения, но мы его себе позволить не можем. Хотя кто бы отказался перед девчонками покрасоваться?". Вот такой он, веселый, оптимистичный, спортивный, безмерно признательный матери и научившийся скрывать свою боль. "Жизнь ведь, несмотря ни на что, прекрасна", - полувопросительно-полуутвердительно обращается ко мне. Кто бы спорил.
Автор: Галина КУШНАРЕВА (фото автора), "Владивосток"