Лаперуз и его потомки
Добрая традиция совместного с французской стороной посещения "приморского маршрута" знаменитого путешественника Жана Франсуа Лаперуза, заложенная в конце 90-х годов краеведами Общества изучения Амурского края, не нарушается. В мае Приморский край посетил французский фрегат "Прериаль". Насыщенная программа пребывания иностранных моряков увенчалась обязательным пунктом программы - заходом в Тернейский район.
Добрая традиция совместного с французской стороной посещения "приморского маршрута" знаменитого путешественника Жана Франсуа Лаперуза, заложенная в конце 90-х годов краеведами Общества изучения Амурского края, не нарушается. В мае Приморский край посетил французский фрегат "Прериаль". Насыщенная программа пребывания иностранных моряков увенчалась обязательным пунктом программы - заходом в Тернейский район. По пути французы время даром не теряли: провели совместные маневры с коллегами с Тихоокеанского флота.
К слову, незадолго до этого фрегат посетил Сахалин. В селе Пензенском при поддержке Общества изучения Лаперуза, местных властей и историка-краеведа из Южно-Сахалинска Игоря Самарина была установлена памятная стела известному мореплавателю. Во Владивостоке десант почетных гостей на борту корабля увеличился. Из Москвы прибыли военно-морской атташе при посольстве Франции Алекси Виллер, его помощник Франк Мюре, секретарь атташе по вопросам обороны Стефани Мартинэ и другие высокопоставленные персоны.
Где зарыты "Буссоль" и "Астролябия"?
13 мая "Прериаль" вошел в бухту Русскую в Тернейском районе, и 45 французских моряков во главе с капитаном сошли на берег для праздничной встречи с местными жителями и церемонии возложения венков к памятному знаку. С просветительской и исследовательской миссией в походе по местам открытий Лаперуза участвует капитан 1-го ранга в отставке, специалист по мореплавателям XVIII века Жак Бодэн. Г-н Бодэн провел для непосвященных экскурс в историю.
В 1785 году два корабля - "Буссоль" и "Астролябия" под командованием Лаперуза покинули Францию и отправились исследовать дальние страны. В составе экипажа из 200 человек помимо моряков было много ученых. В 1787 г. Лаперуз первым из европейцев высадился на далекий приморский берег в бухте, которой он дал имя Тернейской, - в честь морского адмирала, оказавшего большое влияние на формирование характера мореплавателя и ставшего для него вторым отцом. С течением времени Тернейская бухта была переименована в Русскую, а данное Лаперузом название стал носить расположенный неподалеку поселок.
И в бухте Русской, и в поселке Терней установлены памятники знаменитому мореходу. Большая заслуга в налаживании дружеских контактов с Обществом изучения Лаперуза, которое находится на его родине в городе Альби, и в том, что многие неизвестные факты истории освоения приморской земли стали нам известны, принадлежит тернейскому журналисту и историку Евгению Суворову. Но не все тайны экспедиции удалось раскрыть. По словам Евгения Алексеевича, при каждой высадке на берег моряки в память о походе зарывали в землю медали с надписями "Буссоль" и "Астролябия" и указанием даты прибытия. Очень может быть, что в скором будущем удастся разыскать место, где спрятаны эти вещественные доказательства исторических событий.
Удэгейцы с французами в родстве
Местные жители оказали очень теплый и радушный прием гостям из Франции. К их прибытию практически на берегу моря был накрыт стол, переполненный различными яствами, без чего невозможно представить себе русский праздник. Особенный энтузиазм моряков вызвали манты, уха и забористый напиток "Таежный". В качестве ответного шага гости подали к столу красное и белое вино. После торжественных речей капитана фрегата, мэра Тернея Николая Лисовского историк-лаперузовед (есть такая профессия!) г-н Бодэн зачитал приветственное письмо одного их ныне живущих потомков мореплавателя г-на Марка де Лаперуза к жителям далекого приморского поселка.
После застолья французы общались с жителями, в частности, с тремя сердечными и обаятельными женщинами в живописных костюмах - представительницами коренной народности Приморья удэге. Благодаря им некоторые моряки выучили фразу на удэгейском языке: "Би сенова аюми", что означает: "Я тебя люблю". Обнаружились и общие слова в обоих языках: "ами" во французском - "друг", в удэгейском - "отец".
Пожалуй, одним из самых ярких впечатлений этого дня у меня остался совместный шаманский танец капитана "Прериаля" Алекси Латти, обмотанного поясом с бубенцами и амулетами, и бабушки Тани, самой пожилой представительницы народа удэге, с чем-то наподобие барабана в руках.
Вряд ли бы капитан сам проявил подобную инициативу, но такова традиция, введенная в 2004 году, когда Терней посетило французское судно "Вандемьер". В весьма веселом расположении духа экипаж распрощался с гостеприимным берегом и возвратился на судно, потому что впереди ждал Терней...
Женщина на корабле - к удаче
Всего на французском корабле 95 человек экипажа, все служат по контракту, поскольку призывная система упразднена несколько лет назад. Примечательно, что в экипаже есть одна хрупкая девушка. Стефани 21 год, она служит в ранге мичмана. Будущая ее профессия связана со строительством военно-морских баз на суше, и приобретенный в морских походах опыт не повредит. Следует отметить, что правительство Франции поощряет службу женщин в различных родах войск, кроме подводных. К тому же подобный "либерализм" полностью согласуется с девизом французской республики - "Свобода, равенство, братство". В следующем году в экипаж примут сразу 20 женщин разных рангов.
Вообще же два дня, проведенные на борту "Прериаля", позволили мне, впервые оказавшейся на корабле вообще, тем более - иностранном, к тому же военном, расширенными от восторга глазами понаблюдать за жизнью потомков Лаперуза изнутри и прийти к некоторым выводам.
Во-первых, французы действительно вежливы, галантны и всегда готовы помочь, например, добраться до нужного места в лабиринтах коридоров. Кстати, на каждом шагу висят указатели с названиями парижских улиц и площадей ("Boulevard de l'Hopital", "Place de la Bastille", "Rue Villaret de Joyeuse"). Оказывается, так принято практически на всех французских судах, но вряд ли это может помочь ориентироваться даже парижанам. Во-вторых, в гостеприимстве французы ничуть не уступают нашим соотечественникам. В-третьих, ненавязчивый юмор и легкая ирония сопровождают почти каждую сказанную фразу. На дверях кают встречаются такие фразы: "Требуются девушки. Опыт не обязателен"; "Здесь живут Хромой, Цыган, Каторжник, Морж и Лысый. Да здравствует единство!".
В-четвертых, у нас действительно очень разный менталитет. Складывается впечатление, что французами движут два основных принципа: доставить как можно меньше неудобств окружающим (за пару дней я услышала и сказала сама больше "Merci" (спасибо) и "Excusez-moi" (простите), чем за предыдущие полгода жизни) и дипломатично (и желательно, с юмором) вырулить из любого положения, грозящего вызвать противоречия.
Между тем маршрут по следам экспедиций Лаперуза в Тернее не закончился. "Прериаль" взял курс на японский Хакодате.
Автор: Ирина БЕЛИМ, Ильдус ГИЛЯЗУТДИНОВ (фото), специально для "В"