Сколько наград у Путина, или О чем поведал фалерист

После знакомства с Сергеем Шишковым, известным в Приморье исследователем-фалеристом, возникает такое чувство, что он знает о наградах абсолютно все. К примеру, что орден Св. Владимира появился одним из первых в России - 22 сентября 1782 года.

12 май 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1946 от 12 май 2006

После знакомства с Сергеем Шишковым, известным в Приморье исследователем-фалеристом, возникает такое чувство, что он знает о наградах абсолютно все.
К примеру, что орден Св. Владимира появился одним из первых в России - 22 сентября 1782 года.
Что нынешний президент России Владимир Путин имеет только одну государственную награду - орден Почета за предвыборную кампанию Б. Ельцина.
Что в главном наградном отделе страны до сих пор остается невостребованным орден Св. Андрея Первозванного, который Солженицын отказался принять из рук первого президента РФ.

Фалеристикой - наукой о наградах - Сергей Шишков занимается больше 30 лет. Но настоящую известность он снискал в последние годы, когда вышел в свет его уникальный семитомник, где представлены все российские и советские награды. Он есть в столичной Ленинской библиотеке, во всех ведущих музеях Москвы, Санкт-Петербурга, в частных иностранных коллекциях. Известно также, что автор передал свой многотомник в подарок президенту В. Путину.

Корр. "В" встретился с Сергеем Шишковым после выхода в свет очередных книг из его наградной серии и постарался узнать, в чем же секрет магии этой удивительной науки.

- Фалеристика, на мой взгляд, драматична, как сама история. Она повествует о храбрости и честолюбии, об отваге и лести, коварстве и преданности. У каждого ордена - не только свой девиз, своя судьба. В этом состоит ее потрясающая притягательность.

- Как становятся фалеристом?

- Все начинается с интереса. В юности я занимался сначала значками, потом переключился на награды. Может быть, еще и потому, что родом из семьи потомственных военных. Мой отец служил на флоте. Дед тоже был кадровым военным.

Вообще, считаю, именно в юности, когда формируется характер, нужно постараться чем-то всерьез увлечься, тогда это, как правило, остается на всю жизнь. Меня и спорт в свое время всерьез захватил. К слову, рекорд в жиме лежа до сих пор, с 1988 года, не побит - 230 кг (не посчитайте хвастовством, брал вес в два раза больше своего собственного). Со спортзалом и сейчас не расстаюсь. Сказывается, наверное, еще привычка к дисциплине - почти 30 лет было отдано флоту.

- Существует такое мнение: любое серьезное увлечение сродни пагубной страсти, когда человек себе уже не принадлежит. Что вы думаете по этому поводу?

- Что касается лично меня, друзья не дадут соврать, я остался прежним. Семье, конечно, со мной приходится "несладко", довольно много времени отдается любимому увлечению, когда готовлю к изданию очередную книгу, засиживаюсь за письменным столом до 3-4 часов ночи, не считая времени, которое провожу в архивах и библиотеках не только Владивостока, но также Москвы, Санкт-Петербурга. Мы с женой Людмилой вместе уже почти 30 лет. У нас взрослые дочь и сын. Сын родился в день моего рождения, поэтому назвали его Сережей, 30 апреля у нас двойной праздник: ему - 25, мне - 50.

- В чем эксклюзивность вашей наградной серии?

- Все награды уже описаны, здесь ничего нового не скажешь. Моя задача состояла в другом: собрать, обобщить, проанализировать все, что ранее было опубликовано по этой теме. Но при этом составить списки кавалеров всех орденов. Судя по отзывам, сделать это удалось. Трехтомник "Награды России", изданный в 2003 году, разошелся не только в стране, но и за рубежом: в Америке, Европе, в Израиле. Взять, к примеру, орден Св. Андрея Первозванного. Мне первому посчастливилось опубликовать полный список тех, кто был в свое время удостоен этой награды, включая иностранцев, лишен ее, опять восстановлен в правах.

- Ваши книги адресованы прежде всего историкам и коллекционерам?

- Для кинорежиссеров, надеюсь, тоже пригодятся. Поверьте, когда смотришь современный фильм и видишь на мундире молодого офицера орденские планки, которые носили сразу после Великой Отечественной, это  вызывает улыбку. А вообще, книги рассчитаны на всех, кому интересна история страны.

- Что вы можете сказать о современной наградной системе?

- На мой взгляд, она создавалась скоропалительно, была утверждена в 1992 году. И оказалась настолько раздутой, что очень быстро перехлестнула награды СССР. Хотя, разумеется, и в наше время есть место героизму, подвигу, трудовым достижениям. И все же нашлось немало желающих срочно стать кавалерами. К слову, кавалер носит награду на груди, командор - на шее, гроссмейстер - на ленте.

- Какие ближайшие планы?

- Издание завершающего тома серии - о церковных наградах. Сейчас работаю над книгой "Герои без звезды" - о людях, которые были по каким-либо причинам лишены звания Героя Советского Союза. В опальном списке - 126 человек. У каждого из них своя судьба. Одних "разжаловали" за уголовку: грабеж, насилие, убийство. Других - по политическим мотивам. Так, генерал армии Иван Александрович Серов, возглавлявший с 1958 по 1963 год главное разведывательное управление Генштаба Вооруженных сил СССР, был лишен звания Героя Советского Союза и всех наград в связи с делом Пеньковского (шпионаж). Известен такой факт: пять Героев, эмигрировавших в свое время в Израиль, тотчас остались без гражданства и наград.

- Слышала, вы сами стали автором нескольких медалей?

- Вместе с давним другом Валерием Ивановичем Самсоновым нам удалось создать семь медалей и знаков. В их числе юбилейный знак "За заслуги перед Владивостоком", медаль "100 лет подвига "Варяга" и "Корейца", памятная медаль подводникам всех поколений.

Свою первую награду полководец Суворов заработал еще юным капралом. Однажды, находясь в карауле в Петергофе, он так ловко отдал честь прогуливавшейся по саду  императрице Елизавете, что удивленная дочь Петра Первого остановилась и протянула ему  в награду серебряный рубль. "Государыня, не возьму, - отвечал ей почтительно капрал, - закон запрещает солдату брать деньги, стоя на часах". Императрица положила монету у ног часового: "Возьми, когда сменишься". Суворов, имевший все возможные для полководца  почести и награды, после говорил не раз, что никакая другая  не порадовала его так, как первая, полученная за отличное знание солдатской службы.

Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), "Владивосток"