Вирус власти
Не знаю даже, радоваться или огорчаться, что президент России подписал новый закон "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", в котором определяется "отношение" к людям, пришедшим с просьбами и жалобами во властные структуры, и который вступит в силу с 1 января 2007 года.
Не знаю даже, радоваться или огорчаться, что президент России подписал новый закон "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", в котором определяется "отношение" к людям, пришедшим с просьбами и жалобами во властные структуры, и который вступит в силу с 1 января 2007 года. С одной стороны, может, чиновники и станут вежливее согласно распоряжению свыше, с другой - это ж до чего надо докатиться, чтобы только по указу Путина нормально к просителям относиться.
Свобода от страха - основное право человека, так записано в одном из документов ЮНЕСКО. В России же именно этого основного права люди нередко лишены, потому что боятся властей предержащих, боятся лишний раз к ним обратиться, нарваться на грубость, в лучшем случае - на равнодушие. Может быть, это генетический страх, ведь десятилетиями народ и его слуги жили на разных полюсах, да и продолжают так жить. Приходит бедолага в официальный кабинет с маленькой просьбой, а выходит с большим инфарктом. И виной всему не столько его собственное изношенное сердце, сколько хамство чиновников. Интересно, во сколько оно государству обходится? Надо думать, не в малую копейку, если подсчитать оплату всех больничных листов, полученных после общения с властями предержащими, даже теми, кто самой маленькой властью наделен.
В редакцию часто приходят люди с жалобами - мол, мы для начальства никто, чиновники закон нарушают, ответов по существу не дают, да и просто выслушать не хотят. Уважение, вежливость по отношению к "маленьким" людям - это из области фантастики. И ведь чем меньший пост занимает какой-нибудь чинуша, тем больше он из кожи вон лезет, чтобы собственную значимость доказать.
Любопытно было прочитать, как известные люди относятся к "феномену чиновника", как объясняют его поведение. Краснобай Виктор Черномырдин, к примеру, считает, что "с грамотишкой и совестью у них слабовато, вот и безобразят". Кстати, на отсутствие интеллекта и культуры у высокопоставленных лиц ссылаются многие. Советник президента Сергей Самойлов говорит: "Хамство среди служивого люда - синоним бескультурья. За 12 лет работы в администрации президента России я расстался как минимум с пятью сотрудниками, которые "отличались" тем, что отфутболивали граждан, вместо того чтобы им помочь". Вторит ему советник премьер-министра Валерий Воронцов: "В городских муниципалитетах хамов - пруд пруди. Пока чиновник не знает, с кем он имеет дело, его первая реакция - это практически всегда хамство". Вот только вопрос остается: как же они так далеко по карьерной лестнице прошагали? Может быть, потому, что могли в свое время не реагировать на неадекватное поведение вышестоящих чиновников? Недаром председатель Счетной палаты Сергей Степашин утверждает: "Чиновники хамят, потому что им позволяют это делать. Порядочного человека хамство обезоруживает, и это плохо".
Существует мнение, что хамство чиновников начинается, условно говоря, с проблесковых маячков. Все, наверное, помнят историю Михаила Евдокимова, в гибели которого обвинили Олега Щербинского. По всей стране прошли акции протеста, которые показали накал народной ненависти к привилегиям чиновников на дорогах. История с всенародно любимым артистом - алтайским губернатором закончилась трагически. Но и в других, более счастливых случаях сколько нервов нам мотают, когда на дороге начальство появляется! Помнится, полтора часа пришлось нашей редакционной машине простоять в ожидании проезда кортежа с гостями Владивостока. За это время от Кипарисово до центра города вполне можно было добраться, так нет же - на пустынной дороге через каждые сто метров скучали люди в форме, попробуй проскочи. Оставалось только представлять, как сейчас из-за поворота покажется медленно шествующий слон, на широкой спине которого под балдахином восседает маленький чинуша. Ненависть к этой особи человеческой с каждой минутой крепла.
За подобными примерами далеко ходить не надо. Наши читатели звонят и пишут в редакцию, рассказывая свои незамысловатые истории о том, как приходится стоя (стулья не предусмотрены) ждать у дверей кабинетов, пока нащебечутся юные девушки и напьются чая пожилые матроны, как "через губу" им советуют обращаться "по адресу", не указывая его точно, как смотрят на просителей оловянными глазами, в которых, кроме скуки, нет ничего. В конце концов уважаемые, заслуженные люди и впрямь начинают чувствовать себя ничтожными букашками, непонятно почему надоедающими занятым чиновникам. И тогда они перестают обращаться куда-либо, кладут под язык валидол и продолжают молча страдать, потому что приходят к выводу, что для этой армии норм и правил не существует. Ну как тут не вспомнить формулу Всемирной организации здравоохранения: "Здоровье представляет собой состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и недугов". Остается сделать единственный вывод - наше общество безнадежно больно, оно поражено вирусом власти, или вирусом чиновничьего беспредела (как угодно можно назвать).
Изменит ли что-то новый закон? Лично у меня в этом большие сомнения. Даже несмотря на то, что теперь на зарвавшегося чиновника можно подать в суд. Во-первых, наш народ еще не готов бороться с властями предержащими, во-вторых, для успеха любого дела нужно начинать с себя. Ведь каждый из нас на своем месте кого-то обслуживает: журналисты - читателей, продавцы - покупателей, врачи - пациентов: Круг в конце концов замыкается. Продавец, нахамивший покупателю, может оказаться у него в качестве больного, а журналист, отказавшийся разбираться с жалобой читателя, придет к нему в роли покупателя. Правда, чинуша скорей всего пойдет в частную поликлинику, в дорогой бутик - за деньги самым важным гостем станет. А вдруг когда-нибудь припечет и придется к обычному стоматологу прибежать, которого недавно из кабинета выпроводил? Наверное, по-другому будет себя вести.
В этом мире мы все друг от друга зависим, в каждой конкретной обиде, в каждой нерешенной проблеме виноват конкретный человек. Только безнаказанность способна сделать его еще более наглым и циничным. Поэтому не столько на новый закон стоит уповать, сколько на самого себя. Есть лишь одно средство, способное противостоять этому вирусу, - активная жизненная позиция и свободное выражение собственного мнения, а также объединение усилий всех граждан по контролю за работой чиновников во всех сферах.
Автор: Галина КУШНАРЕВА, "Владивосток"