Спонсор для леопарда
Последние дни апреля - время, когда сотрудники Института устойчивого природопользования (ИУП) снимают фотоловушки на южной территории обитания дальневосточного леопарда и на основании полученных данных подводят итоги. Корреспондент "В" отправился в поселок Барабаш Хасанского района, чтобы подробнее узнать об этом "хитром" методе учета редчайшей кошки планеты.
Последние дни апреля - время, когда сотрудники Института устойчивого природопользования (ИУП) снимают фотоловушки на южной территории обитания дальневосточного леопарда и на основании полученных данных подводят итоги. Корреспондент "В" отправился в поселок Барабаш Хасанского района, чтобы подробнее узнать об этом "хитром" методе учета редчайшей кошки планеты.
Этот загадочный зверь
В лесу мы оказались уже под вечер, в пятом часу. Свернули с автомобильной дороги и начали подниматься в сопку. Через пятнадцать минут были на месте: тропа, проложенная на невысоком хребте, на двух деревьях по обеим сторонам на одинаковом расстоянии от земли висят фотоаппараты. Принцип их работы прост - когда леопард проходит мимо, техника реагирует на тепло, излучаемое каждым живым объектом. Поразительно, всего в двух часах езды от Владивостока живут эти дикие звери - самые уникальные кошки! А с того места, где установлены ловушки, виден Барабаш - до него идти приблизительно два километра.
Вообще, мониторинг численности животных с использованием фотоловушек действует в Приморье уже давно. Первыми его объектами стали амурские тигры. А зимой 2003 года ИУП и Общество сохранения диких животных (WCS) решили применить эту методику для слежения за дальневосточным леопардом. Ареал обитания этой кошки условно разбили на север и юг; на северной территории ("Борисовское плато" и охотхозяйство "Нежинское") мониторинг велся в течение всех четырех лет, а на южной (заповедник "Кедровая падь" и заказник "Барсовый") - только дважды: в 2003 и 2006 годах. В этом году к проекту подключился Всемирный фонд дикой природы (WWF), который приобрел 50 фотоловушек для установки на южной территории. Первая партия была размещена в конце февраля. Спустя два месяца их сняли, этого времени вполне достаточно, чтобы подсчитать количество леопардов, живущих тут.
- Надо сказать, что плотность проживания дальневосточных леопардов невелика, а перемещения по территории значительны, что, конечно, уменьшает шанс их попадания в кадр фотоловушки, - рассказывает Владимир Арамилев, директор ИУП, сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН. - В этом году на южной площадке мы сфотографировали шесть, возможно, семь кошек. В прошлый учет, четыре года назад, здесь тоже зафиксировали семь кошек, значит, можно с уверенностью сказать, что численность леопарда стабильна.
Не надо пугаться, что леопардов было отснято так мало: эти животные ведут очень скрытный образ жизни, территория достаточно плотно заселена людьми, много дорог. Вполне естественно, что зверя "засечь" непросто. Объединив данные, полученные на северной площадке, и произведя необходимые математические подсчеты, специалисты установили, что общая численность леопардов в Приморье - примерно 34 особи. Это, кстати, составляет главную загадку для зоологов: почему за 30 лет (а именно в середине 1970-х годов были проведены первые учеты этого зверя) численность леопардов почти не изменилась?
А можно и мне своего леопарда?
В течение двух месяцев работы фотоловушек сотрудники ИУП регулярно проверяли их состояние и забирали пленку. Ее проявляли, сканировали и заносили снимки в компьютер. А затем начиналась кропотливая работа - идентификация каждого сфотографированного леопарда. Дело в том, что это - одна из главных целей учета с помощью фотоловушек. Пятна на шкуре леопарда строго индивидуальны, и даже на разных боках одной особи рисунок разный (для этого и нужны две фотоловушки в одном месте). Сравнивая фотографии между собой, можно различить зверей, распознать их возраст и пол. В ДВО WWF родилась идея не просто различать кошек, но дать каждой свое имя и найти каждой своего спонсора. Согласитесь, одно дело - давать деньги на сохранение популяции дальневосточного леопарда в общем, другое - жертвовать на вполне конкретную кошку Машу. Учитывая, что их всего около 30, реализовать идею будет вполне возможно. А можно будет еще и проводить агитработу среди жителей юго-запада Приморья: каждая деревня будет знать, какие леопарды живут в ее окрестностях, их имена, возраст и т. д. Другой важной целью такой идентификации будет борьба с браконьерством. Если где-нибудь на "черном" рынке появится шкура леопарда, ее можно будет легко распознать, и это будет служить неопровержимым доказательством в суде.
Таежный вандализм
Кстати, о браконьерах и суде. Из 50 купленных фотоловушек четыре были украдены, две - расстреляны из автоматов.
- Мы прекрасно знали, что будут попытки украсть технику, - рассказывает Владимир Арамилев. - Наши попытки объяснить местным жителям, что эти ловушки не пригодны для использования как фотоаппараты, не принесли результатов. В прошлом году мы даже возбуждали два уголовных дела по факту хищения, одно довели до суда. А что касается браконьеров, водящихся в этих местах, объясняю: ловушки установлены на такой высоте, что человек в кадр попадает только до пояса. Да и в суде такие снимки не могут использоваться как доказательство.
Следующий учет пройдет через год. Очень хочется надеяться, что леопардов меньше не станет.
Автор: Екатерина ЛУКОНИНА, "Владивосток", Дмитрий КУЧМА, WWF, ИУП (фото), специально для "В"