Бросок на Курилы
О летней работе приморских студентов в путинном отряде на Курилах в последние годы "В" рассказывал не раз. Крупнейшее рыбодобывающее и рыбоперерабатывающее предприятие Сахалинской области (в России, к слову, занимающее первое место по лососевым) ЗАО "Гидрострой" постепенно стало возрождать то, что называется "хорошо забытое старое".
О летней работе приморских студентов в путинном отряде на Курилах в последние годы "В" рассказывал не раз. Крупнейшее рыбодобывающее и рыбоперерабатывающее предприятие Сахалинской области (в России, к слову, занимающее первое место по лососевым) ЗАО "Гидрострой" постепенно стало возрождать то, что называется "хорошо забытое старое".
Дальневосточники со стажем, конечно, помнят романтику студотряда "Голубой меридиан", попасть в который лет 30-40 назад считалось большой честью.
Впрочем, не только наши земляки рвались в те годы на Курилы. В одну из путин в 60-х посчастливилось работать на Шикотане и юному московскому студенту Мише Фрадкову. Не секрет, что и сегодня председатель правительства РФ с гордостью об этом вспоминает; рассказывают, что не далее как в прошлом году во время обсуждения на заседании правительства программы развития самых дальних наших островов Михаил Фрадков оборвал одного из министров словами: "Вы совершенно не представляете себе жизни на Курилах", после чего по праву сослался на собственный опыт.
...В трудные 90-е годы рыбная отрасль на островах во многом пришла в упадок. Однако в последние 10 лет общими усилиями - и власти, и бизнеса - эту тенденцию удалось переломить. Вновь заработали рыбоперерабатывающие предприятия, вновь во все больших объемах (хотя и исключительно в сезонном варианте) стали требоваться рабочие руки. Уловив этот момент, "Гидрострой", частично построивший, частично восстановивший на Шикотане и Итурупе три перерабатывающих завода, решил вернуться - уже в совершенно новых экономических условиях - к практике привлечения студентов. Упор при этом изначально был сделан на Приморский край.
Как водится, все начиналось с малого. Несколько лет назад привезли на путину полсотни студентов из Владивостока. Эксперимент оправдался. Затем пару сезонов подряд завозили сотню молодых ребят и девчат из вузов Приморья. А в прошлом году на Итурупе с июля по начало сентября работали уже двести наших земляков. Это была настоящая работа, как и положено на путине. Но и финансовый результат был соответствующий: за полтора-два месяца рыбной страды средний заработок участника (или участницы) студенческого отряда составил от 40 до 50 тысяч рублей. Доходило, рассказывают, до анекдотов. Одна девушка, увидев, что у нее только в качестве подоходного налога "изъяли" более 6 тысяч рублей, едва не расплакалась: "У меня мама зарабатывает столько...". Ну да - разные заработки, разные налоги.
Понятно, что предприятие тоже "внакладе" не осталось. Иначе оно просто не смогло бы инвестировать более миллиона долларов в новое оборудование, позволяющее перерабатывать более 350 тонн рыбы в сутки. Однако студенческий заработок все-таки важнее. Во-первых, это "прозрачные" деньги, прошедшие по всем видам налоговой отчетности. Во-вторых - и это вполне понятно и объяснимо - в путинный студотряд рвутся в первую очередь те, кто вынужден сам оплачивать свою учебу, кто по-настоящему знает цену каждой копейке. А потому возможность такого заработка в летний период трудно переоценить.
Не стоит забывать и о таком факте, что деньги, заработанные на Курилах, в той или иной форме вливаются в экономику Приморья. А если 200 умножить даже на 40 тысяч, то это получается худо-бедно 8 миллионов рублей.
Планы на этот год еще грандиознее. С Итурупа в адрес штаба приморского краевого студенческого строительного отряда (ПК ССО) пришло предложение направить на путину 500 студентов. Тысяча молодых рабочих рук - это, согласитесь, уже размах. И сейчас, как рассказал корреспонденту "В" командир краевого ССО Владимир Попов, идет активное формирование путинного отряда. Упор, как всегда, будет сделан на студентов Дальрыбвтуза - будущим технологам и специалистам-рефрижераторщикам рыбной промышленности совершенно не повредит на собственном опыте познать все хитрости превращения свежей рыбы в деликатесный продукт. Однако ни в коей мере не закрыты двери и для студентов других вузов - ВГУЭСа, ДВГУ, ДВГТУ. Предпочтение, конечно, отдается опытным студотрядовцам, тем, кто уже бывал на путине. Но на этот раз есть и некоторые особенности - так, рыбопромышленники решили пригласить довольно большую группу будущих специалистов в области промышленного дизайна, которые (как надеются заказчики) помогут преобразить территорию рыбохозяйственного комплекса, расположенного на Итурупе.
Казалось бы, остается только радоваться тому, что сотрудничество приморского стройотряда и курильских рыбаков приносит весомые и взаимовыгодные плоды.
К сожалению, все не так просто. И главной проблемой становится транспортная составляющая.
В прежние времена (о которых ностальгически вспоминал российский премьер-министр), когда на Дальнем Востоке активно функционировал мощный пассажирский морской флот, перебросить тысячи сезонных рабочих, включая сотни студентов, с материка на Курилы и обратно не представлялось проблемой. Сегодня пассажирского флота как такового на бассейне практически не осталось, если не считать "Русь", стоящую на "автомобильной" линии Владивосток - Тояма - Владивосток, и нескольких небольших пассажирских судов, обеспечивающих местный сахалинско-курильский и камчатский каботаж. Об использовании авиации тоже говорить не приходится: взлетно-посадочные полосы на островах позволяют принимать только небольшие самолеты типа "Як-40" и "Ан-24", которыми сотни людей, ясное дело, не перебросишь.
В этой связи в последние годы завоз путинного отряда - пока он был еще достаточно небольшим - осуществлялся по довольно-таки замысловатой схеме. Из Владивостока поездом до Ванино, оттуда паромной переправой в Холмск, далее поездом или автобусами в Корсаков и уже из Корсакова малыми морскими пассажирскими судами на Итуруп. Понятно, что можно по этой схеме забросить (и вывезти) и 500 человек.
Понятно, вместе с тем, и другое - чем больше людей и чем сложнее схема, тем больше риска. Перемещения больших групп людей обычно всегда стараются оптимизировать, т.е. использовать какой-то один вид транспорта - от точки А до точки Б. Здесь же маршрут получается более чем комбинированным. Не говоря уже о том, полтысячи студентов в пути - орда еще та...
По признанию Владимира Попова, в течение нескольких месяцев приморский краевой штаб ССО мучительно, но безрезультатно пытался разрешить эту проблему. Гигантская фрахтовая стоимость "Руси" делает завоз студентов бессмысленным в принципе. Да и перевозка вузовцев по определению не может быть адекватна по прибыли перевозке автомобилей. Дело доходит до абсурда - получается, что для заказчика проще и дешевле завезти сезонных рабочих (как говорили в советские времена - "верботу") из центральных регионов России, чем студентов из Приморья.
- Сейчас, к счастью, забрезжил свет в конце тоннеля, - говорит Попов. - Узнав о существующей проблеме, к решению вопроса вместе с нами подключились вице-губернатор Приморского края Юрий Попов и председатель Ассоциации рыбопромышленных предприятий Приморья Дмитрий Глотов. Оба руководителя однозначно подчеркнули, что сделают все, что в их силах, чтобы наши студенты, бойцы краевого студенческого отряда, смогли этим летом поработать (и заработать!) на курильской путине-2006.
Оптимизм, таким образом, сохраняется. И, надо полагать, традиции "Голубого меридиана" будут со временем возрождены в полном объеме. Но очень хотелось бы, чтобы происходило это с минимальными издержками.
Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"