Грамотного в секту не заманишь

Еще совсем недавно вопрос «А ты в бога веришь?» вызывал у студента или школьника в лучшем случае скептическую усмешку. В стране победившего атеизма вряд ли могло быть иначе. Когда все успело измениться и насколько радикально - об этом рассказывает Анна Здор, кандидат философских наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой теологии и религиоведения ДВГУ.

25 апр. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1938 от 25 апр. 2006
Еще совсем недавно вопрос «А ты в бога веришь?» вызывал у студента или школьника в лучшем случае скептическую усмешку. В стране победившего атеизма вряд ли могло быть иначе. Когда все успело измениться и насколько радикально - об этом рассказывает Анна Здор, кандидат философских наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой теологии и религиоведения ДВГУ.
- Анна Владимировна, сколько молодых жителей Приморья верят в Бога?
- Специальных социологических исследований не проводилось, поэтому можно судить, исходя из тех данных, которые имеются относительно России в целом, например, Института комплексных социальных исследований РАН от 2003 года. Рост религиозности налицо. Около 45 процентов опрошенных молодых людей заявило о своей вере в бога, что почти в четыре раза больше, чем в конце 70-х годов. Около 9 процентов молодых респондентов не верят ни в какие сверхъестественные силы (в конце 70-х таких было в 2,5 раза больше).
- У нас в крае много религиозных организаций?
- Около 300 зарегистрированных и примерно столько же незарегистрированных.
- Старики или молодежь - основной контингент?
- Это зависит от характера самой организации. Традиционные конфессии, как правило, предъявляют достаточно строгие требования к уровню нравственной жизни человека, имеют разработанное вероучение, опираются на многовековые традиции, предполагающие определенный жизненный уклад. Поэтому сюда чаще приходят взрослые люди, уже имеющие жизненный опыт и достигшие некоторой духовной зрелости. Нетрадиционные религиозные организации привлекают более молодых (18-25 лет), поскольку проповедуемые ими учения чаще всего являются достаточно примитивными и эклектичными, здесь от человека не требуется серьезной внутренней работы, но зато много внимания уделяется общению, совместному проведению досуга.
- Какие методы вовлечения молодежи в нетрадиционные религиозные организации используются чаще всего?
- Самые разные - от морально-психологического воздействия до материальной заинтересованности. Сектанты часто используют прием так называемой бомбардировки любовью - особенно по отношению к тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации, испытывает психологические или бытовые трудности. Человека окружают повышенным вниманием, льстят ему, всячески демонстрируют расположение.
Псевдорелигиозные организации обещают быстрое и окончательное решение всех жизненных проблем - обретение материального благополучия, здоровья, счастья, избавление от комплексов, одиночества… В обществе потребителей, которым мы стали, заверения в гарантированном спасении, не требующем от человека особых усилий, привлекают многих. Есть секты, где используются методы прямого контроля сознания - посредством многократного повторения одних и тех же слов, элементов гипноза, погружений в измененные состояния сознания.
Располагая значительными финансовыми ресурсами, нетрадиционные религиозные организации имеют возможность внедряться в образовательные и воспитательные учреждения, детские дома и интернаты под предлогом оказания гуманитарной помощи. Еще один способ вербовки - организация разного рода курсов, лекториев, тренингов, например, по изучению иностранных языков, восточной культуры, психологических практик. Многие секты действуют под «медицинским» прикрытием, в частности, обещая исцеление от наркомании. Связь с зарубежными центрами позволяет им устраивать для своих членов поездки за границу, что тоже в глазах многих молодых людей выглядит весьма привлекательно.
- Новые религиозные культы представляют опасность?
- Секты наносят прямой вред духовному, психическому, а порой и физическому здоровью людей. Тот факт, что кто-то чувствует себя в секте комфортно, сам по себе ни о чем не говорит: ведь и наркоману под кайфом хорошо. Методы контроля сознания, которые используются в сектах, могут приводить человека в состояние эйфории, но в конечном счете ведут к тому, что он утрачивает способность объективно воспринимать окружающую его реальность, деградирует как личность. Членство в секте может вести к нарушению семейных связей, резкому ухудшению отношений с родственниками и друзьями. Нередко нетрадиционные религиозные организации используют своих членов для коммерческой деятельности.
 - В каком возрасте парни и девушки наиболее подвержены влиянию таких организаций?
- Как правило, в 17-19 лет. Это время исканий, связанное с окончанием школы, поступлением в институт, поисками работы. У них очень сильны юношеские комплексы, обострены потребности в общении, что конечно же используют миссионеры. Часто в секты попадают студенты, которые приезжают во Владивосток учиться, оказываются в непривычной среде и чувствуют себя неуверенно. Студенческое общежитие - это очень удобная миссионерская площадка.
- Можно ли повлиять на ситуацию, уберечь ребят от такого воздействия?
- Прежде всего нуждается в серьезном совершенствовании законодательство о религии. Именно непроработанность многих его аспектов и создает почву для деятельности деструктивных религиозных организаций. Конечно, этот вопрос должен решаться, в первую очередь на федеральном уровне, но многое можно было бы сделать и в масштабах края. Например, разработать и принять закон Приморского края о духовной и информационной безопасности.
Наиболее действенная профилактическая мера - это просветительская работа. Именно массовая религиозная неграмотность привела к тому, что в условиях открывшейся «религиозной свободы» у очень многих выбор веры является совершенно случайным, не опирается на знание истории религии, этики, культуры. В секты гораздо чаще попадают не те, кто прежде был сознательным и активным последователем какой-либо традиционной религии, а те, кто до этого вообще никакого представления о религии не имел. Противодействие нашествию сект не может сводиться к их критике. Необходимо распространять и позитивные знания о традиционных религиях. Религиозная грамотность позволит объективно оценивать религиозные и псевдорелигиозные «новообразования».
- Анна Владимировна, число религиозной молодежи в целом по России и в частности в Приморье уменьшается или растет?
- Наблюдается устойчивая тенденция роста. Показателем роста интереса является открытие во многих российских вузах факультетов теологии. В храмах с каждым годом становится все больше молодых прихожан, постепенно снижается средний возраст и священнослужителей. Правда, Приморский край в этом отношении значительно уступает центральным регионам России, что объясняется рядом обстоятельств. Территория Приморья осваивалась переселенцами, то есть людьми, заведомо более склонными к отступлению от традиций, чем к следованию им. Сказывается и то, что восстановление церковной жизни на территории Приморья началось сравнительно недавно - в 1991 году. Тем не менее и в Приморье рост интереса молодежи явственно ощутим, о чем говорит хотя бы успешное развитие отделения теологии и религиоведения в ДВГУ.
- Представители каких конфессий учатся в ДВГУ?
- Мормоны, неопятидесятники, пресвитериане, кришнаиты, мусульмане… Но преобладают, конечно, православные.

Автор: Анна АКУЛИЧ, специально для «В», Владимир Павлов(фото),«Владивосток»