Границу возвращают государству

Пункты пропуска примет на свой баланс новая федеральная структура Российское государство, в хаотические 1990-е раздававшее суверенитет направо и налево, уходило из экономики в полном соответствии с классической теорией либерализма. К началу XXI века, однако, стало ясно, что при таком раскладе в экономике окончательно воцарится полный бардак.

25 апр. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1938 от 25 апр. 2006

Пункты пропуска примет на свой баланс новая федеральная структура
Российское государство, в хаотические 1990-е раздававшее суверенитет направо и налево, уходило из экономики в полном соответствии с классической теорией либерализма. К началу XXI века, однако, стало ясно, что при таком раскладе в экономике окончательно воцарится полный бардак.

Выводы сделаны, олигархи равноудалены, а высшие чины правительства и администрации президента заняли ключевые посты в крупнейших российских компаниях, прежде всего нефтегазовых. Пришла очередь и госграницы, которая на перестроечно-приватизационной волне была отдана на откуп частному капиталу. Четвертым вопросом состоявшегося в минувший четверг заседания правительства РФ стало совершенствование государственного контроля в пунктах пропуска через границу.
Путин запретил сливаться в экстазе
На пунктах пропуска (мы судим, конечно, прежде всего по нашим приморским погранпереходам) к сегодняшнему дню сложилась странная ситуация. Хотя содержание и обустройство границы является прерогативой государства, оно не вложило в инфраструктуру погранпереходов практически ни рубля. За дело взялись бизнесмены, для которых нормальная работа пунктов пропуска стала кровной необходимостью. В результате все, что появилось на переходах через приморско-китайский рубеж, - практически исключительно заслуга самих коммерсантов. Именно частный капитал создавал комфортные условия не только для себя, но и для представителей госорганов – таможенников и пограничников.
Но если до сих пор государство с таким положением дел мирилось, то 10 апреля Владимир Путин на совещании с членами правительства неожиданно выступил с резкой отповедью. Президент опасается, что в такой ситуации, когда граница становится фактически частной, чиновники попадают в зависимость от коммерсантов. А тут уже и до коррупции с контрабандой рукой подать.
- Когда мы прекратим практику, согласно которой таможенные органы и представители бизнес-структур сливаются там в экономическом экстазе на подавляющем большинстве пунктов перехода? – обрушился президент на министра экономического развития и торговли Германа Грефа. - Таможенные органы используют возможности бизнес-структур по организации перевалки грузов через границу. Для того чтобы этого не было, нужно таможне выделять соответствующие средства, чтобы они сами имели возможность оборудовать эти переходы…
На вопрос президента о том, когда коммерческие структуры перестанут быть фактическими владельцами пунктов пропуска, Герман Греф ответил: «В программе также предусмотрено два года… Мы должны либо построить альтернативные пункты пропуска, либо выкупить у этих структур соответствующие помещения, которые занимают пограничники». Президент посчитал два года слишком длительным сроком и поручил премьер-министру Михаилу Фрадкову «заслушать отдельно этот вопрос».
Больше агентств, хороших и разных
«Технический премьер» не подвел: уже 20 апреля на заседании правительства обсуждались поправки в некоторые законодательные акты РФ. Поправки должны оптимизировать функции контролирующих органов на границе, причем это не повлечет дополнительных трат из федерального бюджета. На заседании было принято решение внести законопроект в Государственную думу.
Но главную новость сообщил журналистам после заседания правительства Герман Греф. Как ранее сообщал «В», еще в октябре прошлого года руководитель Федеральной таможенной службы Александр Жерихов предложил создать новое федеральное агентство, которое непосредственно занялось бы вопросами развития приграничной инфраструктуры. Интересно, что буквально за месяц до этого Жерихов в составе большой правительственной делегации побывал в Приморье и, между прочим, посетил пункт пропуска Пограничный - Суйфэньхэ. Не тогда ли родилась эта идея?
Как бы то ни было, около полугода о ней не вспоминали. Так уж у нас выходит, что только личное вмешательство гаранта Конституции, сдобренное цветистым народным словом, позволяет сдвинуть процесс с мертвой точки. Но теперь, скорее всего, обратного пути нет. По словам Германа Грефа, предложение о создании нового федерального агентства, которое будет подведомственным Минэкономразвития, одобрено правительством и в ближайшие дни попадет в администрацию президента.
Предполагается, что это агентство будет заниматься выработкой государственных требований к содержанию и эксплуатации пунктов пропуска, а также станет их балансодержателем. «Таможня и пограничники пунктов пропуска останутся, но не будут выполнять функции хозяйствующего субъекта», - сообщил Герман Оскарович. На выкуп инфраструктуры погранпереходов у частных компаний потребуется, по расчетам министра, до 1 млрд. рублей (кто именно будет определять цену объектов – не уточняется; вряд ли это будут их владельцы). Сегодня в России 441 пункт пропуска, 350 из которых не находятся в собственности РФ, а 13 вообще принадлежат компаниям без какого-либо государственного участия. Средств на выкуп пунктов пропуска в федеральном бюджете на 2006 год, естественно, не предусмотрено, однако, как добавил Греф, «если целесообразность выкупа будет обоснована, то данные средства будут обеспечены». Уж не Стабилизационный ли фонд имел в виду министр?

P. S. В тот же самый день, когда в Москве решали судьбу погранпереходов, в Биробиджане (Еврейская АО) состоялось выездное заседание коллегии  Дальневосточного таможенного управления. Как сообщается в пресс-релизе ДВТУ, на смешанных автомобильно-речных пунктах пропуска (они находятся в Амурской области, Еврейской АО, Хабаровском крае) обустройство погранпереходов «является одной из основных проблем их функционирования. Оснащенность дальневосточных смешанных пунктов пропуска техническими средствами, транспортной, инженерной, социально-бытовой инфраструктурой составляет 76 проц. Отсутствие на пунктах пропуска складов временного хранения, стационарных автомобильных весов, стационарной аппаратуры контроля за делящимися и радиоактивными материалами негативно сказывается на возможностях организации таможенного контроля перемещаемых товаров и транспортных средств». Несовершенство инфраструктуры не позволяет в полной мере бороться с контрабандой: «Основным направлением незаконного вывоза леса и лесоматериалов в 2005–2006 годах продолжают оставаться страны Азиатско-Тихоокеанского региона… В ходе проверок установлено, что меры таможенного администрирования в таможнях региона при контроле за экспортом лесоматериалов используются не в полном объеме. Управленческая деятельность и планирование работы по контролю экспорта лесоматериалов носит формальный характер; при декларировании вывозимых лесоматериалов с использованием временного периодического декларирования практически не применяются формы таможенного контроля в виде таможенного досмотра, осмотра, наблюдения; неудовлетворительно ведется работа по созданию зон таможенного контроля в местах отгрузки лесоматериалов».

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»