Пять процентов таланта...
Иногда с легкой печальной улыбкой он говорит, что, наверное, тягу к творчеству испытывал с детства. В голодные послевоенные годы пробирался с братишкой в кухню, где на верхней полке шкафа мать с отцом прятали хлеб (иначе не растянуть норму на всех), и аккуратно, ножом, тоненько-тоненько, чтобы не было заметно, обрезал буханку...
Иногда с легкой печальной улыбкой он говорит, что, наверное, тягу к творчеству испытывал с детства. В голодные послевоенные годы пробирался с братишкой в кухню, где на верхней полке шкафа мать с отцом прятали хлеб (иначе не растянуть норму на всех), и аккуратно, ножом, тоненько-тоненько, чтобы не было заметно, обрезал буханку...
- Помню, - говорит Анатолий Заугольнов, - застал нас за этим делом отец. Вошел в кухню, взял нас в охапку, прижал к себе - и как заплачет! Мы тоже заревели, хотя и не понимали, что отец от бессилия, от горя рыдал:
Судьба Анатолия Павловича не баловала, крутых поворотов щедро ему отсыпала. Но - как бывает только с сильными, по-настоящему крепкими духом людьми - он не сломался, не стал затворником и букой. В его картинах - яркие эмоции, сильные чувства, заставляющие зрителя думать, сопереживать, откликаться:
Завтра в Приморской краевой картинной галерее откроется 13-я персональная выставка художника Анатолия Заугольнова, знаменующая 30-летие его творчества. Ради такого случая работники галереи даже пересмотрели план работы, какие-то выставки сдвинули, что-то переиграли - уж больно картины Анатолия Павловича за живое берут, в душу западают:
На выставке "В листве опавшей судьба людская зрима" будет 35 работ, созданных в последние 10 лет: графика, лирика, пейзажи, несколько серий, среди которых уникальные "Ситуации с сухими листьями".
- В листьях вижу я перекличку с жизнью людей. Вот смотрите - "Диктат". Лист дуба - и мелкие листья ореха маньчжурского склонились перед ним. Рабы: Я ничего не придумываю, все это вижу, когда выхожу на природу. Она сама все мне показывает, я только композиционно оформляю. Вот - "Листья на колючей проволоке". Многие в этой картине видят ГУЛАГ. А это - "Одинокая". Перед ней на выставке в Нью-Джерси стояла немолодая женщина и рыдала. Я как-то опоздал на электричку в санатории, стоял, думал, что же делать. Пошел назад. Иду - и взгляд зацепился за лист. Что такое? Присмотрелся - точно женщина. Одна. Вот так и родилась картина.
А вот это - "Танец". Один человек сказал мне, что это хабанера. Нас окружает мир огромный, нужно только его увидеть, почувствовать красоту. Не понимаю, когда художники погружаются в абстракцию, не выходят вообще из мастерской. Зачем? Идите в мир, в жизнь, смотрите! Там космос, там настоящее!
Каждый год - уже много лет! - по осени Анатолий Павлович уезжает в санаторий. Нет, не лечиться.
- Работать, меня там кормят, а я работаю сутками, -улыбается 68-летний художник, - по паркам гуляю, смотрю вокруг. Дома работать трудно, тем более что в семье я повар, всех кормлю. Потом, ночами осмысляю то, что увидел и зарисовал, думаю: Композицию для своих "Слепых", навеянных картиной Питера Брейгеля, три года искал. Пока однажды ночью не понял: вот так должно быть!
Если провести несложные арифметические действия, то возникнет вопрос: в 68 - 30-летие творческой деятельности? Как же так? И тут снова не обойтись без слов о крутых поворотах судьбы:
После семи лет художественного училища, уже перед самым дипломом, случился у Анатолия Заугольнова, самый, пожалуй, крутой вираж.
- Была это самая настоящая беда. Не хочу говорить, но от того, чтобы руки на себя наложить, был я в одной минутке. Надлом случился. Из 30 выпускников училища нас только двоих рекомендовали к поступлению в институт искусств. Друг мой поступил, а я не смог - да что там, за меня даже дипломную работу в училище друзья делали. Пытался преподавать в Спасске, творчеством совсем не занимался. Пошел на завод работать - маляром. 16 лет не брал карандаш в руки. Труд меня к жизни вернул. Всегда говорю: во мне пять процентов таланта было и 95 - труда.
Потом - годы прошли! - вдруг потянуло. Стал тихонько акварели писать: Директор завода - замечательный был человек! - меня поддерживал, первую выставку организовал, потом заметили меня, а так как я рабочий - стал выставляться как самодеятельный художник. Быстро стал лауреатом первого всесоюзного фестиваля самодеятельных художников, оттуда мои работы попали в Лондон. Так и поднялся. Поверил, что во мне есть что-то:
Словно копились, аккумулировались в душе Анатолия Павловича те 16 лет творческие силы, задумки: Копились, чтобы вырваться на свободу потоком, захлестнуть, унести с собой зрителя. В его картинах - сильнейшая добрая энергетика, мысль, понятная без перевода самым разным людям (выставки Заугольнова проходили в США, Франции, Англии, странах СНГ и везде пользовались огромным успехом). Творческий этот потенциал и самому художнику словно сил добавил: в свои 68 он полон энергии и планов, не очерствел душой, не постарел:
- Подпитывает меня любовь к жизни. Жизнь - это природа. Человек в животном пространстве мне не нравится. Злое он животное. Убивает себе подобных. Не люблю я человека, несовершенное он создание. Страшно, что исчезает красота, естественность: деревни, настоящие, деревянные заборчики... Знаете, раки исчезли! Раньше на речке любой камень перевернешь - там рак. А сегодня и речек нет тех. Страшно. Что делается с Землей? И боль эта моя отражается в картинах, в них радость и тревога переплетены. Вот смотрите: "Две жизни - две судьбы". Два пня. Один дал свежую поросль, другой засох. Все, как у людей:
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Нина ПЕТРУХИНА (фото), "Владивосток"