Последнее китайское предупреждение
Официальный визит президента Путина в Пекин в середине марта не только открыл Год России в Китае, но и с новой силой высветил всю сложность и многомерность российско-китайских отношений. В истории последних бывало всякое - от "Сталин и Мао слушают нас" до вооруженных столкновений. Никто не поручится, что нынешний период дружбы двух великих держав будет долгим. К этим тревожным выводам подталкивают размышления аналитика Александра Храмчихина, принявшего участие в недавнем семинаре приморской Школы публичной политики во Владивостоке.
Официальный визит президента Путина в Пекин в середине марта не только открыл Год России в Китае, но и с новой силой высветил всю сложность и многомерность российско-китайских отношений. В истории последних бывало всякое - от "Сталин и Мао слушают нас" до вооруженных столкновений. Никто не поручится, что нынешний период дружбы двух великих держав будет долгим. К этим тревожным выводам подталкивают размышления аналитика Александра Храмчихина, принявшего участие в недавнем семинаре приморской Школы публичной политики во Владивостоке. Александр Храмчихин - заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа (Москва), автор многочисленных публикаций по вопросам военного строительства, внешней и внутренней политики. В своих работах он говорит то, что российская власть озвучивать не осмеливается. Сегодня мы публикуем самые, на наш взгляд, актуальные мысли Александра Храмчихина из его выступления во Владивостоке, а также ответы на вопросы корреспондента "В".
Справка "В"
Храмчихин Александр Анатольевич. Родился 3 июня 1967 года, в 1990-м окончил физфак МГУ. В 1995-1996-м работал в аналитических структурах избирательного штаба движения "Наш дом - Россия", затем штаба Бориса Ельцина на президентских выборах. В Институте политического и военного анализа (ИПВА) работает с момента создания. Сфера деятельности - внутренняя политика федерального и регионального уровня, внешняя политика, вопросы военного строительства и вооруженных сил в России и за рубежом. Автор нескольких сотен публикаций на политические и военные темы в печатных изданиях и на Интернет-сайтах.
О проблемах армии
- В начале 1990-х в России фактически произошла революция: возникла совершенно новая страна с новой социальной, политической и экономической системой. Всегда в истории подобные изменения требовали создания новых вооруженных сил. Главная проблема нашей сегодняшней армии - не в том, что у нее мало денег, а в том, что она осталась советской. Сейчас денег у нее достаточно, даже без Стабилизационного фонда наш военный бюджет уже значителен, но кризис продолжает усугубляться. Индия при таком же военном бюджете и такой же численности вооруженных сил закупает гораздо больше вооружений, у нас же создается ощущение, что весь российский оборонный заказ - это отмывание денег, потому что закупать такие микроскопические количества оружия просто бессмысленно. Вот недавно заложена третья подводная лодка 955-го проекта. Напомню, что первую заложили в 1996 году, и до сих пор степень готовности составляет 50 проц...
Наша армия становится внутренними войсками для защиты власти, "части постоянной готовности" строятся для решения в первую очередь внутренних проблем. Военная стратегия - производная от государственной, а таковой сейчас просто нет.
Об угрозе со стороны НАТО
- Традиционно в качестве основной внешней угрозы у нас воспринимаются США и НАТО: наша армия осталась советской, а она готовилась воевать с США и НАТО. Между тем НАТО тоже было создано с ориентацией на единственного противника - СССР и страны Варшавского договора. После того как и то, и другое прекратило существование, в значительной степени исчез смысл существования НАТО. Однако организация распущена не была. В НАТО очень мощная бюрократическая машина, которая, как и в любой системе, начинает работать в значительной степени на поддержание собственного существования. Самоцелью НАТО стало расширение на восток, для брюссельской бюрократии нашлось занятие на многие годы вперед. Для восточноевропейских стран вступление в НАТО стало психологически важным признанием того, что они стали частью западного мира, а для некоторых (страны Балтии) - и гарантией защиты от внешней угрозы, в качестве которой по-прежнему рассматривается Россия. Однако все принятые в НАТО 10 стран Восточной Европы являются классическими потребителями безопасности, то есть они не способны защитить самих себя. Не появилось ни одного нового поставщика безопасности - страны, способной защищать не только себя, но и других. Совершенно очевидно, что в военном плане НАТО от расширения становится только слабее: зона ответственности расширилась, а поставщиков безопасности не прибавилось. При этом и в новых, и в старых членах НАТО идет быстрое сокращение военных возможностей, потому что ни наступательных, ни оборонительных войн блок вести не собирается. Он превращается в некое всемирное МЧС с полицейскими функциями.
Можно привести много примеров. Бельгия, которая во время холодной войны считалась достаточно сильной в военном отношении страной, к 2010 году не будет иметь в составе сухопутных войск ни одного танка и даже гусеничной БМП. Армия сокращается до чисто символических размеров, и тем более это относится к восточноевропейским странам - новым членам НАТО. Даже Польша, Чехия и Венгрия, которые приняты в НАТО еще в 1997 году, на сегодняшний день интегрированы в блок только на уровне высших штабов и систем связи и управления. Вооружены они по-прежнему старой советской техникой или ее подобием, которое совершенно не соответствует натовским стандартам, что никого особенно и не волнует. Этим странам предложено перевооружаться на натовские образцы техники за свой счет, в результате чего происходит просто свертывание старых вооруженных сил практически без обновления. Если в целом сравнить НАТО сегодняшнее и начала 1991 года, то количество бронетехники и авиации сократилось примерно в полтора раза, хотя тогда в блоке было 16 стран, а сейчас 26.
Имеется еще один фактор, который гораздо серьезнее влияет на боеспособность НАТО. Это пацифизм, который для стран континентальной Европы практически стал государственной идеологией. А если люди не готовы умирать, то совершенно не важно, сколько у армии стреляющего железа.
14 марта 2004 года в Испании состоялись парламентские выборы, за неделю до которых опросы общественного мнения показывали, что явка составит 60 проц., а победит Народная партия, которая тогда была правящей, поддержала американскую операцию в Ираке и направила туда испанские войска. За три дня до выборов прогремели известные взрывы в мадридских электричках, которые осуществили арабские террористы. Их основным требованием был вывод испанских войск из Ирака. В итоге явка на выборах превысила 80 проц., а победу одержала социалистическая партия, первым действием которой стал вывод испанских войск из Ирака, то есть выполнение требований террористов. Испанский народ показал, что он не готов воевать ни при каких условиях. Другой пример - Германия, которая с XVII века была образцом для военных всего мира, в первую очередь по прусскому военному духу, по готовности армии воевать и умирать. Сегодня в Бундесвере срок службы - девять месяцев, бытовые условия совершенно несопоставимы с нашими, на выходные все призывники разъезжаются по домам, дедовщины нет в принципе. При этом доля призывников, которые выбирают альтернативную службу, составляет уже две трети и с каждым годом растет. Но если армия не будет воевать, она не имеет смысла!
Сейчас НАТО проводит операцию в Афганистане. Соединенные Штаты имеют там порядка 20 тысяч человек, которые с переменным успехом борются с талибами, отдавшими в 2001 году территорию и тем самым сохранившими большую часть живой силы. Все остальные страны НАТО, которые только в сухопутных силах имеют в совокупности 1,5 миллиона человек, предоставили 6,5 тысячи бойцов, контролирующих несколько улиц в центре Кабула. Американцы еще в конце 2004-го убедительно просили другие страны НАТО увеличить контингент до 10 и потом до 16 тысяч, но пока он увеличен только до 8,5. Изыскать больше страны НАТО просто неспособны.
Рассматривать НАТО как военного противника невозможно. Другое дело, что внутри блока есть отдельные сущности, которые теоретически можно представить в этом качестве. Это Турция, обладающая очень мощными, хотя и несколько архаичными вооруженными силами. Никакого пацифизма там нет, но и эта угроза очень виртуальная и локальная.
О США и Великобритании
- Другая, более серьезная угроза - это англосаксонская коалиция, то есть США и Великобритания. Уровень пацифизма у них гораздо ниже, что показала реакция общества на теракты. Боевые возможности вооруженных сил США находятся на недосягаемой высоте по множеству параметров, и находящихся у власти республиканцев НАТО больше не интересует как военная сила. Если блок им и нужен, то не для ведения войны, а для политического контроля над Европой.
Но у англосаксонской коалиции есть одно слабое место, которое у нас принято считать самым сильным. Это наемный принцип комплектования армии. Он всем хорош, только вести сколько-нибудь серьезную войну, подразумевающую сколько-нибудь серьезные потери, такая армия не может. Американцы проигрывают войну в Ираке именно из-за наемного принципа комплектования.
Есть, правда, угроза другого характера. Учитывая быстрое развитие высокотехнологичной составляющей американских вооруженных сил и столь же быструю деградацию этого направления в российской армии, можно предположить, что американцы в очень обозримом будущем получат возможность нанести обезоруживающий неядерный удар по российским стратегическим ядерным силам. Подобный соблазн будет очень велик. Спасать нас будет только, что американцы понимают: разрушение России сыграет на руку не столько им, сколько совершенно другим силам.
О геополитических вызовах на Дальнем Востоке России
- Начиная с Западной Сибири вся связь держится на Транссибирской магистрали и автотрассе, которая к тому же работает не на всю длину. Не только Сахалин и Курилы, по сути дела Камчатка, Чукотка, даже Магаданская область и большая часть Якутии - это острова. Снабжать эти территории чрезвычайно сложно даже в мирное время, а регионы, лежащие на Транссибе, целиком зависят от этой магистрали, проходящей рядом с границей и даже частично через Казахстан. Что касается Приморского края, то он находится "за углом" из-за характерного изгиба границы. Это удобно для наступательных операций, что показал август 1945 года, но для оборонительных, которые для нас сейчас актуальнее, очень даже неудобно.
Проблема Южных Курил носит сюрреалистический характер: по большому счету понятно, что эти острова не нужны ни России, ни Японии, хотя обе стороны уперлись очень сильно. Понятно, что в настоящее время Япония, имеющая очень сильный флот (при одновременной деградации нашего Тихоокеанского), могла бы захватить и удержать эти острова. Но так же понятно, что делать этого она не будет. Япония не готова проливать кровь за Курилы, учитывая наличие у РФ ядерного оружия, а также высокий уровень жизни и сокрушительный пацифизм в Японии. Курилы могут быть захвачены Японией только в одном случае: если Россия сама начнет разваливаться изнутри. Раньше, когда для Японии основная угроза находилась на севере, главная группировка размещалась на Хоккайдо. Сейчас главной угрозой стал Китай, японцы развивают свой флот и противоракетную оборону. Если бы Россия знала, чего она хочет, мы могли бы объединить усилия с Японией.
Вторая локальная угроза на Дальнем Востоке - это Северная Корея. Несколько лет назад, когда США включили КНДР в "ось зла", все говорили о возможном американском вторжении. Сейчас оно в принципе невозможно, сам Ким Чен Ир это понимает и наглеет. У американцев проблемы с комплектованием армии, все сухопутные силы заняты в Ираке, умирать никто не хочет - а здесь потери будут выше на порядок. Удар с воздуха в Корее не будет эффективен - все спрятано в горах. Так что от внешнего вторжения северокорейский режим гарантирован, для них актуальнее экономические проблемы. Такие режимы часто ведут себя иррационально, скорее всего, у КНДР уже есть ядерное оружие, пусть в небольшом количестве, и агрессия для них может стать единственным путем выживания. Они могут начать военную экспансию на юг, и Южной Корее будет сложно отразить это вторжение.
Вероятность войны на Корейском полуострове невелика, но она есть. А в этом случае очень велика вероятность применения оружия массового поражения во всех его разновидностях. Единственная часть России, которая может быть этим всерьез затронута, - юг Приморского края. С этой неприятностью Россия ничего сделать не может, это не ее война, можно только стоически сидеть и ждать. Подобные режимы плохо поддаются прогнозам.
Справка "В"
Институт политического и военного анализа (ИПВА) - независимая негосударственная организация, созданная в 1996 году. Основные направления деятельности - научные и прикладные исследования в области геополитики, истории, политологии, социологии и психологии, мониторинг и прогнозирование социально-экономической и политической обстановки в субъектах РФ, СНГ и регионах мира, разработка предложений по вопросам внешней политики, рекомендаций по вопросам военной реформы, системная экспертиза и организационное консультирование избирательных кампаний. Институт возглавляет доктор технических наук, кандидат военных наук, профессор, действительный член Академии военных наук Александр Шаравин.
О Китае
- К 2025 году Китай выйдет на первое место в мире по абсолютному объему ВВП. В отличие от западных стран для Китая рост ВВП означает развитие промышленного производства, он становится сборочным цехом для всей планеты, превращается в индустриальную часть постиндустриального мира. Китайская промышленность требует все больше ресурсов, доля потребляемой в Китае импортной нефти скоро дойдет до критического уровня. С продовольствием ситуация не менее сложная. Идет быстрое опустынивание страны, вообще с экологией здесь ситуация едва ли не худшая в мире, особенно с водными ресурсами. Достигнув своего пика в середине 1990-х, сельскохозяйственное производство падает. Значительная часть территории непригодна для проживания, на юго-востоке страны совершенно ненормальная плотность населения, отсюда и губительная для нации политика "одна семья - один ребенок". Прибавьте к этому отсутствие пенсионного обеспечения: раньше заменителем пенсии были многочисленные дети, прежде всего сыновья, потому что сын приводит в дом жену, а не наоборот. Одного ребенка, тем более дочери, для замены пенсии мало. Поэтому все стремятся иметь сына, мальчиков рождается на 30-40 проц. больше, чем девочек.
Все эти проблемы не могут быть решены за счет внутренних ресурсов Китая, но все они решаются за счет внешней экспансии, и китайское руководство этого не скрывает. Еще в начале 1980-х была официально принята концепция стратегических границ жизненного пространства, которые необходимо расширить - это практически списано с Гитлера. Повторяю, это официальная государственная концепция, а в Китае в отличие от нас принято такие вещи проводить в жизнь. Куда именно должны расширяться границы, там не сказано, но это становится понятно при взгляде на карту: огромные незаселенные и богатые ресурсами территории имеются только в Казахстане и в России. Под это направление в КНР подведена идеологическая база, во всех учебниках истории написано, что Россия всегда отнимала у Китая его исконные территории.
Главная цель Китая на ближайшее время - присоединение Тайваня. Это очень важный в психологическом отношении вопрос: страна не может считать себя сверхдержавой, если не способна вернуть маленькую мятежную провинцию. Кроме того, Тайвань и сам по себе мощная страна в плане экономики, развития высоких технологий. КНР делает все, чтобы присоединить Тайвань мирным путем. Для этого оставлен образец Гонконга - "одна страна, две системы" (мы очень сильно подозреваем, что после объединения не останется "двух систем" ни для Гонконга, ни для Тайваня). КНР оказывает психологическое давление на Тайвань, развивая воздушную и морскую составляющие своих вооруженных сил. Кроме того, китайцы мудро поступили, допустив тайваньские капиталы в свою экономику. Тайваньские бизнесмены оказались заложниками собственных капиталов, вложив огромные средства в Китай. Там даже Басманного суда не будет, отнимут без разговоров. В результате тайваньский бизнес теперь вынужден агитировать за объединение. Очень вероятно, что к 2010 году оно будет осуществлено, после чего начнется генеральная экспансия в отношении России и Казахстана.
Понятно, что это не будет прямая военная агрессия в классическом понимании - "Двадцать второго июня, ровно в четыре часа:". Это будет использование комплексной мощи государства, то есть привязка восточных регионов России к китайской экономике и изменение демографической ситуации в этих регионах с помощью миграции - так сказать, реализация "косовского варианта". Китайские войска могут оказаться на нашей территории без войны, после чего весь ядерный потенциал России окажется бесполезным в принципе. Во-первых, у КНР тоже таковой имеется и быстро развивается, а во-вторых, как наносить удар по собственной территории?
Китайская миграция, учитывая недостаток у нас трудовых ресурсов, могла бы быть полезной в экономическом плане. Если бы российское общество ассимилировало мигрантов, то есть они становились бы россиянами, то китайская миграция была бы очень полезна и даже спасительна для РФ в демографическом плане. Но, к сожалению, сегодня китайская миграция идет не в интересах России под контролем России, а в интересах Китая под контролем Китая. Число мигрантов на нашей территории неизвестно в принципе, если вам что-то говорят по этому поводу, не верьте. И самое главное - никакой ассимиляции не происходит, это совершенно отдельные общины, которые живут своей жизнью. Выводы очень "оптимистические", но других у меня нет.
"Работать на власть не получается"
"В": - Александр Анатольевич, вы причисляете себя к оппозиции?
- Не хотелось бы, но приходится. Я не политический деятель, а эксперт и предпочел бы работать на власть, но объективно сейчас не могу этого делать.
- Есть ли в высших эшелонах власти, в Генеральном штабе ВС РФ люди, разделяющие ваши взгляды?
- Если и есть, они не имеют права говорить об этом. Там есть достаточно высокопоставленные и достаточно адекватные люди, даже начальник генштаба Юрий Балуевский - вполне адекватный человек, но надо понять, что он очень сильно ограничен в своих возможностях.
- На днях состоялся официальный визит Владимира Путина в Китай. Что вы думаете о его итогах?
- Это такое паллиативное решение - качать в Китай максимум газа и нефти, чтобы он не отнял их силовым путем. Насколько это нас спасет - трудно сказать. Нефть и газ очень дороги, и Китай предпочтет их брать, а не покупать. Тем более что вскоре он сможет это делать при тех тенденциях, которые сейчас имеют место.
- Вы утверждаете, что Китай угрожает России самим фактом своего существования. Однако от представителей власти мы слышим самые радужные слова о будущем российского Дальнего Востока...
- Заявления представителей власти ни на чем вразумительном не основаны, власть просто обязана быть оптимистичной. При сохранении текущих тенденций, если все будет происходить по инерции так, как сейчас, никакого Дальнего Востока у России не останется. Будет экономическая экспансия, потом и военное вторжение. Но это уже заключительный этап, контрольный выстрел.
- В работе "Военное строительство в России" (журнал "Знамя", №12 за 2005 год) вы пишете, что в "Актуальных задачах развития ВС РФ" о Китае не говорится ничего. Более того, единственной формой боевых действий на дальневосточном театре Минобороны считает отражение морских десантов, то есть в качестве противников рассматриваются только США и Япония. Насколько готовы части Дальневосточного военного округа и Тихоокеанского флота к отражению внешних угроз?
- У нас вообще в вооруженных силах очень низкая боеготовность. На Дальнем Востоке, учитывая растянутость пространств, это создает дополнительные проблемы. Тем более, и это особенно поразительно, сокращение частей происходит в основном именно за счет восточных округов. Элементарный пример: в России сейчас четыре полка бомбардировщиков "Ту-22М" - самолеты довольно старые, но еще приличные, против НАТО они теоретически действовать могут с трудом, а против Китая - вполне. Полки стоят в Новгородской, Калужской, Иркутской областях и в Приморском крае. В скором времени из четырех будет сокращено два: в Иркутской области и в Приморье.
- Полпред президента в ДВФО Камиль Исхаков объявил о начале разработки программы переселения на восток России людей из республик бывшего Союза. Насколько реальны эти намерения?
- Официальные лица - люди казенные, поэтому все их заявления нужно оценивать скептически. Исхаков, может быть, достаточно дееспособный человек, в Казани о нем очень хорошо отзываются, но тем не менее он тоже действует в рамках отведенных ему возможностей. Чтобы сейчас провести массовое переселение на восток, необходимо вложить совершенно колоссальные деньги - действовать по-столыпински, только с учетом нынешних обстоятельств. Эти деньги на самом деле у нас уже есть. Но в то, что они будут потрачены на переселение, не поверю никогда. По крайней мере при нынешней власти.
Автор: Василий АВЧЕНКО (фото автора), "Владивосток"