Искусственные монополии

Вопросом, занявшим больше всего времени в ходе прошедшего во вторник заседания коллегии при губернаторе Приморья, стала конкуренция и напрямую связанная с ней проблема монополий. По итогам заседания губернатор Сергей Дарькин пообещал, что и дальше будет доставлять монополистам головную боль. Во-первых, ради обеспечения права всех приморцев на равный доступ к товарам и услугам, а во-вторых - дабы способствовать развитию в крае здоровой конкуренции.

30 март 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1924 от 30 март 2006

Вопросом, занявшим больше всего времени в ходе прошедшего во вторник заседания коллегии при губернаторе Приморья, стала конкуренция и напрямую связанная с ней проблема монополий. По итогам заседания губернатор Сергей Дарькин пообещал, что и дальше будет доставлять монополистам головную боль. Во-первых, ради обеспечения права всех приморцев на равный доступ к товарам и услугам, а во-вторых - дабы способствовать развитию в крае здоровой конкуренции.

То, что монополия и конкуренция - вещи малосовместимые, известно давно. Однако, хотя государство у нас вроде бы и рыночное, с конкуренцией в России далеко не все в порядке, и Приморский край здесь не исключение. Слишком велик соблазн обойтись проверенными административными методами:

По словам выступившего на коллегии руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю Владимира Таланцева, согласно вступившим в силу еще 1 октября прошлого года требованиям Земельного и Градостроительного кодексов РФ земельные участки для строительства жилья должны предоставляться исключительно на аукционах. Тем не менее с тех пор ни в одном муниципальном образовании Приморского края об аукционах никто и не вспоминал. В 12 городах и районах участки не выделялись вообще, в других точках упор делался на индивидуальную жилищную застройку. Землю для возведения многоквартирных домов за это время выделили только в четырех муниципалитетах - Владивостоке, Дальнереченске, Уссурийске и Ольгинском районе, но, повторяем, без аукционов. Решением коллегии при губернаторе органам местного самоуправления рекомендовано "подогнать" муниципальные нормативные акты под федеральные требования и овладеть наконец искусством проведения аукционов.

Владимир Таланцев назвал наиболее монополизированные сферы, которые требуют незамедлительного вмешательства государства. Таковыми признаны рынки электрической связи, энергоснабжения и портовых услуг, где правят бал соответственно ОАО "Дальсвязь", ОАО "Дальэнерго" и ФГУП "Росморпорт". Впрочем, основные претензии на коллегии были адресованы отнюдь не им, а российскому правительству, которое никак не заполнит множество нормативных пробелов или, как говорят сегодня дипломированные менеджеры, лакун. Понятно, что при непрописанных правилах игры сложно избежать злоупотреблений.

Решением коллегии различным подразделениям краевой администрации рекомендовано готовить обращения в правительство и Федеральную службу по тарифам. Что касается энергетического монополизма, то тут, как сообщил губернатор, эпистолярным жанром дело не ограничится.

- В Приморском крае может быть несколько поставщиков энергии, хочет этого "Дальэнерго" или нет, - заявил Сергей Дарькин. - У нас уже есть предложения от крупных компаний по строительству в крае нескольких тепловых электростанций. Они смогут работать на местных бурых углях, и мы еще посмотрим, где энергия будет дешевле. Другой вопрос - куда ее девать:

Исследование антимонополистами рынка портовых услуг заставило вновь вспомнить о давней проблеме Владивостока и Находки. В этих городах имеются самостоятельные государственные морские администрации как рыбного, так и торгового портов. По мнению главного антимонополиста Приморья, это отрицательно сказывается на деятельности судоходных компаний и ущемляет интересы грузовладельцев. В этой связи департаменту транспорта администрации Приморья поручено до 15 апреля подготовить предложения в правительство о создании в порядке эксперимента в портах Владивостока и Находки единых государственных морских администраций, действующих как в торговом, так и в рыбном портах. Другое важное решение, пока что существующие тоже в форме рекомендации, - предложение изыскать возможности перевода нескольких пунктов пропуска на семидневный режим работы. Речь идет об автомобильных погранпереходах "Пограничный" и "Полтавка", а также о морских пунктах "Владивосток" и "Находка".

- Мы постоянно "мониторим" ситуацию. Уже доставляем монополистам большие хлопоты и будем это делать дальше, - заверил журналистов по окончании мероприятия Сергей Дарькин.

Автор: Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"