Ложь не во спасение
Странное чувство не оставляет меня вот уже почти месяц, после прочтения материала "РИМСКО"Я империя", опубликованного в одном из местных изданий 22 февраля. Такое ощущение, что авторами выступили люди, которым в детстве не привили самых простых и вместе с тем фундаментальных понятий, на которых зиждется наше общество: красть нехорошо, лгать дурно, клеветать неприлично и так далее.
Странное чувство не оставляет меня вот уже почти месяц, после прочтения материала "РИМСКО"Я империя", опубликованного в одном из местных изданий 22 февраля. Такое ощущение, что авторами выступили люди, которым в детстве не привили самых простых и вместе с тем фундаментальных понятий, на которых зиждется наше общество: красть нехорошо, лгать дурно, клеветать неприлично и так далее.
Да и живем-то мы все-таки в относительно небольшом городе, где, как говорится, все про всех все знают и выяснить истину по тому или иному вопросу желающим обычно не составляет большого труда. Тем более удивительными стали для меня и указанная статья, и, что самое главное, ее тональность и пафос. Нацеленная конкретно против солидной судоходной компании "РИМСКО" и ее президента Фазила Алиева, она как будто между делом облила грязью десятки людей, задействованных в той истории, о которой идет речь.
А история, собственно говоря, весьма простая и даже ординарная для нашего города, где едва ли не каждый второй не понаслышке знает, что такое морской труд.
Так вот, в 2003 году я был в рейсе капитаном на транспортном рефрижераторе "Капитан Дегтярь", принадлежащем корпорации "РИМСКО". (В вышеуказанном тексте, кстати, судно названо как "Капитан Демиденко" - уж не знаю, ошибка это или очередное мелкое вранье.) В качестве справки могу сообщить, что у меня 30 лет морского стажа, из них 20 - капитанского. Поймите правильно, я не хвастаюсь, в нашем морском городе таким стажем никого не удивишь, я хочу только подчеркнуть, что в морском деле кое-что понимаю. Мы шли в балласте из Санкт-Петербурга на Фолклендские острова, где по условиям фрахта должны были принять соответствующий груз.
...Слышу - резко упали обороты. Мы - едва ли не посередине Атлантики. На вахте в ЦПУ (центральный пост управления машинного отделения) в это время находился второй механик Николай Фесенко. Беда не приходит одна - вскоре выявились и другие неполадки в машине. Для сравнения: что в таком случае делает автомобилист на берегу? Буксирует свой "обезножевший" автомобиль в ближайшую ремонтную мастерскую. Но море - не дорога. И когда неуправляемое судно движется лишь по воле ветра и течения, то хорошего в этом, мягко говоря, мало. Впрочем, подобное положение дел трудно назвать экстраординарным - в такой же или аналогичной ситуации бывали да и наверняка побывают еще тысячи моряков. И каждый из них хорошо знает, что в таком случае по судну объявляется аврал и все (здесь в первую очередь машинная команда) выходят на ремонтные работы - независимо от графика вахт. Кстати, аврал - труд отнюдь не коммунистический. За сверхурочную работу люди получают соответствующие деньги.
Так же, в соответствии с морскими законами, было сделано и у нас. Благо еще, что погода благоприятствовала, потому что вообще-то несло нас дрейфом в сторону Бискайского залива, который славится своим негостеприимством для моряков. Сейчас, задним числом, могу сказать так: нас спасли бог и трудолюбие механиков и мотористов. Вся машинная команда вышла на аврал и 10 суток (!), что называется, не вылезала из машинного отделения и сумела устранить поломки.
Вся, да не вся. Второй механик Фесенко (единственный человек) в авральных работах участвовать отказался, заявив, что это заводской уровень ремонта, а значит, пусть судовладелец вызывает буксиры и судно тащат "за ноздрю" на ближайшую судоремонтную базу.
Здесь можно спорить до хрипоты и приглашать десятки экспертных комиссий, дабы оценить ситуацию с технической, правовой и даже этической точек зрения. Пусть каждый рассуждает сам. Напомню только знаменитую историю времен войны. Когда немцы с воздуха и из-под воды расстреляли конвой PQ-17, то английские и американские экипажи оставили свои пароходы после первого же попадания и высадились на шлюпки, а наши моряки отстояли свои израненные суда, сумели привести в порт назначения. Вы скажете: так то война! А я вам отвечу, что в традициях российского флота и 100, и 50 лет назад, и сегодня - до последнего самостоятельно бороться за живучесть своего судна...
Впрочем, мы несколько отвлеклись. Ближайшим портом, куда мы смогли самостоятельно дойти, стал Лас-Пальмас на Канарских островах. Туда прилетели специалисты "РИМСКО" во главе с техническим директором Михаилом Ковалем, которые тут же - в соответствии с предоставленным законодательством правом - сделали дырки в контрольных талонах к дипломам у тех механиков, по чьей вине произошло ЧП. Решением судовладельца (опять же - это его полное право) эти люди, в том числе и Фесенко, были в Лас-Пальмасе списаны с судна, а на замену им прилетели другие. (Возвращаясь ко лжи как к принципу аргументации: в вышеназванной статье подчеркивается, что в Лас-Пальмасе Фесенко без всяких видимых причин, я цитирую, "предпочел списаться". Как говорится, почувствуйте разницу: "предпочел списаться" и "списан по приказу".)
Однако, как бы ни был виноват моряк, он имеет полное право получить то, что заработал. Поэтому я заказал у нашего агента деньги, он их привез, а второй помощник выдал под роспись тем, кто покидал судно. Расписался за полученные деньги и Фесенко, ныне имеющий, как бы это помягче сказать, смелость утверждать, что его обманули. Так что вполне естественно, что деньги он получил еще до возвращения на родину. Кстати, стоит отметить, что во многих иностранных фирмах (на которые мы так любим ориентироваться) с моряка, списанного с судна "по-плохому", удерживаются затраты на его отправку на родину и доставку замены, что в данном случае, по самым осторожным подсчетам, составило бы около трех тысяч долларов. Ну, это так, к слову и к вопросу о справедливости. Дипломы же у всех списанных были изъяты вплоть до завершения служебного разбирательства уже во Владивостоке. Причем я точно знаю, что по завершении этого разбирательства дипломы были всем возвращены. Молодые ребята, механики, которые тогда допустили известные погрешности (я глубоко убежден, что они сумели извлечь из той ситуации правильные уроки), продолжают работать в "РИМСКО" и даже существенно поднялись по карьерной лестнице. Так, к примеру, 3-й механик А. Несоленый давно работает в должности 2-го механика и, я думаю, вскоре станет стармехом.
Не таков г-н Фесенко. В служебном разбирательстве инцидента он участия практически не принимал, предпочтя завалить соответствующие органы заявлениями о том, как сильно его, несчастного, обидели и обобрали. Впрочем, по Фесенко, справедливость достигается весьма оригинальным путем. Во время очной ставки в кабинете у следователя Ленинского РУВД Фесенко мне угрожал, требуя от меня лжи и выгодных для него показаний. Не на пугливого напал, однако.
Он точно так же угрожал и еще одному, им же указанному свидетелю - третьему помощнику капитана Сергею Пугачеву, и на этот счет Пугачев написал заявление на имя начальника РУВД.
...Вообще, все это - очень грязная история о том, как человек, фактически кинувший своих товарищей в трудную минуту, потом начинает рядиться в белые одежды, передергивая факты, доказывать, что он самый пострадавший. Страшно не хочется копаться во всем этом, да и не стал бы я этого делать, если бы не совершенно однобокий, необъективный (если хотите - нечестный) текст, опубликованный несколько недель назад.
Полагаю, что опубликованные ложь и клевета - единственный способ для г-на Фесенко защитить свою морскую репутацию. Однако в морском городе круги по воде расходятся очень быстро, и, боюсь, вряд ли у нас найдется судовладелец, который захочет иметь дело с таким специалистом.
А что касается "РИМСКО", то в компании, флот которой насчитывает порядка 40 единиц, работают тысячи людей. И я работаю здесь не первый год. Но что-то не помню случая, чтобы моряки жаловались даже на задержки с выплатой зарплаты. Не помню и подобных фесенковскому разбирательств.
Уникальный, знать, случай. Как и человек.
P. S. Материал, о котором идет речь, был опубликован в еженедельнике "Дальневосточные ведомости". И с этим опровержением я, естественно, обратился туда. Однако в публикации мне отказали. Именно поэтому я вынужден обратиться в газету "Владивосток".
Автор: Петр БУБНОВ, капитан дальнего плавания