Между страданием и сумасшествием

В 60-е годы комедия под этим названием с Питером Селлерсом в роли инспектора Клуссо покорила сердца американцев. Фильм имел огромный успех и практически сразу же стал классикой в своем жанре.

21 март 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1918 от 21 март 2006

В 60-е годы комедия под этим названием с Питером Селлерсом в роли инспектора Клуссо покорила сердца американцев. Фильм имел огромный успех и практически сразу же стал классикой в своем жанре.

Однако времена меняются, а с ними и вкусы публики. Новая версия "Розовой пантеры" со звездами Голливуда Стивом Мартином и Жаном Рено  готова соперничать с комедийным шедевром прошлого столетия.  Оба актера хорошо знакомы российскому зрителю.  Особый дар Стива - это его умение играть всем своим телом, вызывая смех умопомрачительными телодвижениями и падениями. Кроме того, Стиву присущи тонкий юмор и умение быть нелепым, но очень трогательным.

Мне посчастливилось встретиться со Стивом Мартином в день представления фильма местной прессе в Лос-Анджелесе и задать несколько вопросов о фильме, о жизни и о планах на будущее.

- Ощущал ли ты влияние своего предшественника Питера Селлерса, работая над ролью?

- Я очень люблю фильм с Питером Селлерсом, фантастически талантливым комиком. Я как-то даже встретился с ним лет 25 назад на Гавайях, где я представлял фильм "Придурок" (Jerk). Меня поразили его дружелюбие и благожелательность. Я чувствовал наше взаимное уважение к работе друга друга, и память об этой встрече для меня много значит. Однако я не планировал копировать его работу. Каждый актер по-своему играет Гамлета, используя  собственный опыт, свои эмоции, свое видение характера. Так же и я искал своего Клуссо. Брал уроки французского акцента в течение некоторого времени, практиковал его сначала перед зеркалом, а потом на своей собаке, изрядно ее пугая, потом стал отвечать по телефону голосом Клуссо, озадачивая моих друзей на какой-то момент. У каждого актера свой подход к работе над ролью.  У меня нет особенных секретов. Придумываешь костюм, походку, жесты, торчишь перед зеркалом, часами отыскиваешь именно то выражение лица, которое всегда должно быть у Клуссо независимо от ситуации, в которой он находится. Это период радостного возбуждения - создание личности и предвкушение работы. Пожалуй, это самое любимое время для меня.

- Кто-то сказал, что у комиков должна быть страдающая душа, какая-то темная сторона, которая позволяет им видеть мир в другом свете. Что ты можешь сказать по этому поводу о себе как о комедийном актере?

- На мой взгляд, есть разница в том, чтобы иметь темную сторону личности или быть просто сумасшедшим. По-моему каждый из нас в той или иной степени имеет темную сторону души. Фокус в том, чтобы она не привела к сумасшествию, а только подпитывала чувство юмора. Все зависит от отношения к жизни. Например, есть люди, которые счастливы постоянно. У меня есть друг, который  всегда счастлив. Когда ему плохо, то выглядит это так (Стив растягивает губы в улыбке и делает грустные глаза). Я думаю, что я где-то посередине между страданием и сумасшествием, что дает мне возможность искать смешное даже в самых плачевных ситуациях. Это особенно важно для актеров, потому что мы как творческие личности очень уязвимы к любой, даже самой легкой критике, которая начинается с твоего внешего вида, включает в себя твой стиль жизни, твоих партнеров, друзей и заканчивает твоими идеями, то есть критицизм валится на тебя со всех сторон. Главное - отличить ценный критицизм от невразумительного и бестолкового, который приносит очень много вреда тонкой художественной натуре. И если твоя темная сторона в согласии с твоей страдающей душой, то есть реальный шанс избежать простого сумасшествия, высмеивая все и вся (хитро улыбается).

- Что для тебя наиболее сложно - играть в комедии или в драме?

- Мы недавно об этом же говорили с Кевином Клейном, он сказал, что, на его взгляд, комедию играть значительно сложнее, чем драму. Ведь если ты недостаточно сильно сыграл свою роль в драме, мало кто упрекнет тебя в том, что ты был недостаточно драматичен. А вот если ты играешь комедию, а люди не смеются, то, считай, ты провалил роль. Я с ним абсолютно согласен.

60-летний Мартин справился с новой работой блестяще- Есть ли у тебя секрет выживания в мире шоу-бизнеса?

- Никакого секрета нет, просто везение (смеется). На самом деле я бесконечно удивлен, что протянул так долго,  я и вообразить не мог, что зайду так далеко. Мне 60 лет, а я все еще снимаюсь, все еще нужен. Это приятно и щекочет самолюбие. Кроме того, в шоу-бизнесе, как и в любом другом бизнесе, очень важна сеть контактов. Я много лет провел в Голливуде и знаю многих людей, впрочем, как и они знают меня. Репутация - не последняя штука, знаешь ли, а я люблю работать и работаю дисциплинированно, люди знают, что им от меня ожидать, и, по-видимому, их это устраивает.

- Чувствуешь ли ты давление "обязательности" выглядеть молодо, на которое жалуются многие звезды?

- Нет, я такого давления не чувствую. Наверное, это зависит от того, в каком амплуа работает актер. Некоторые становятся смешнее с годами. Кого-то старость украшает. Ну тебе ведь безразлично, насколько старо выглядит Роберт Де Ниро, правильно? Ты восхищаешься его работой. А вот, например, Том Круз - наверняка ты, как и все дамы, вряд ли хочешь видеть его стареющим...

- Впереди новые планы?

- В настоящий момент мое сердце принадлежит "Розовой пантере". Я люблю этот фильм и моего героя. Мне хотелось бы сделать еще один фильм (или два, или три)  про славного инспектора. Я очень надеюсь, что фильм получит хорошую прессу и заработает хорошие деньги, тогда у нас будет возможность сделать несколько последующих фильмов. Вряд ли это будет во Франции, конечно, так как это слишком дорого. А вот твоя идея послать Клуссо в Россию в поисках американского преступника мне нравится. Я подумаю над этим. Действительно, почему же все время русские должны быть плохими парнями, пусть и американцы побудут в этой шкуре (смеется). Кроме работы над новым сценарием о Клуссо я планирую писать новую книгу, хотя не знаю пока, о чем. Сейчас я работаю над мемуарными записками, которые мало связаны с Голливудом. Они в большей степени о моей жизни,  моих друзьях - обычных людях со здоровым чувством юмора, которые любят розыгрыши и шутки, которые не боятся посмеяться над собой и которыми я очень дорожу. Для меня одно из самых ценных качеств в человеке - это острый ум и чувство юмора. Разумеется, я ценю и другие качества, такие, как преданность, например, дружба или честность. Но мне думается, что эти качества присущи умному человеку как органические составные его характера. Как и трудолюбие, если вернуться к твоему вопросу... Я планирую много и плодотворно работать как актер, как писатель, может быть, как режиссер... Пожелай мне удачи...

Что я и сделала перед тем, как попрощаться. Стив спешил по неотложным делам. Это очень занятой человек с мягкой, почти застенчивой улыбкой, немного стесняющийся своих очков ("Никому не говори, - пошутил он, - что я ношу очки, хочу продержаться в этом бизнесес подольше!"), своей мятой куртки, извинился, что выглядит не "звездным" образом: "Суета, сама понимаешь". Как же не понимать! Выход фильма - дело непростое, надо всех умаслить, все (по возможности) рассказать про работу над картиной, заразить энтузиазмом и восторгом, заставить поверить, что фильм получился. Я поверила.

Автор: Наталья ХИГГИНСОН (Хвалина), специально для "В", Лос-Анджелес