Промедление смерти подобно
На минувшей неделе и в стране в целом, да и в регионах активизировалась деятельность министерства по чрезвычайным ситуациям. Спасатели провели несколько масштабных учений, внесли свои предложения по борьбе с птичьим гриппом, наметили меры борьбы с традиционным весенним паводком и даже опубликовали "черный список" сооружений, наиболее опасных в пожарном отношении...
На минувшей неделе и в стране в целом, да и в регионах активизировалась деятельность министерства по чрезвычайным ситуациям. Спасатели провели несколько масштабных учений, внесли свои предложения по борьбе с птичьим гриппом, наметили меры борьбы с традиционным весенним паводком и даже опубликовали "черный список" сооружений, наиболее опасных в пожарном отношении...
События последних лет показывают, что количество чрезвычайных ситуаций (ЧС), связанных с гибелью людей, неумолимо растет. А значит, на оперативных дежурных различных служб и должностных лиц, которые ими руководят при возникновении ЧС и ликвидации их последствий, ложится огромная ответственность. Все действия оперативных (диспетчерских) служб и спасателей регламентируются четкими нормативами, направленными на то, чтобы от момента получения оперативным дежурным доклада о возникновении ЧС до начала спасательных работ прошло как можно меньше времени. Почему же помощь приходит слишком поздно и гибнут люди?
К сожалению, на практике время реагирования превосходит нормативы в разы. Драгоценные минуты уходят на доклады, согласования, поиск должностных лиц. Чем больше управленческих звеньев принимает участие в принятии решения, тем больше времени проходит до начала спасательных работ или восстановления систем жизнеобеспечения. Ясно, что идеальным вариантом был бы тот, когда оперативный дежурный совместно с оперативно-диспетчерской службой края действует самостоятельно, не дожидаясь согласований "наверху".
При возникновении ЧС действиями оперативного дежурного Государственного учреждения Приморского края по пожарной безопасности, делам гражданской обороны, защите населения и территорий от ЧС руководит Главное управление МЧС России по Приморскому краю. Именно здесь находятся главные ответственные лица, формируется идеология оперативного реагирования. Если ознакомиться с инструкцией оперативного дежурного, создается впечатление, что его связали по рукам и ногам. В этом "алгоритме действий" слишком много нагромождений, а время идет на секунды. И разве можно заформализовывать алгоритмом события, которые возникают и развиваются непредсказуемо? Очень много времени тратится на немедленное составление и отправку обширных донесений. И это в то время, когда дежурный должен отслеживать обстановку, держать связь со службами, отдавать распоряжения. Очень жаль, что при "разборе полетов" в администрации края не выслушивают мнение оперативных дежурных, как это делается на флоте. Ведь именно на них порой вешают всех собак.
Конечно, продолжительность спасательных работ целиком зависит от экипировки и действий спасателей. Непосредственный руководитель спасательных работ, прибыв на место, сам определяет, с чего начать, и никто не имеет права вмешиваться в его действия. Странно, почему при проведении спасательных работ на пожаре во Владивостоке 16 января не использовались гибкие и жесткие штормтрапы. Помнится, еще лет десять назад пожарными отрабатывались действия по спасению людей с верхних этажей высотных зданий на крышу при помощи таких трапов.
Оперативное реагирование не срабатывает еще и потому, что слишком размыта ответственность должностных лиц за свои действия или бездействие. Это характерно для всей системы МЧС. Например, при разборе трагических событий на Дубровке в Москве нигде не упоминался отдел медицинской защиты, который имелся в каждом главном управлении. Именно он должен был организовать работу по скорейшему введению спасительной инъекции пострадавшим от газовой атаки. Сейчас эти отделы слиты с отделами защиты населения. Но готовы ли они к подобным событиям? Имеется и главный специалист по охране труда, в компетенцию которого входит безопасная эвакуация сотрудников с рабочих мест при пожаре и других ЧС.
Гибель членов экипажей судов "Ароса" и "Вест" в Японском море в 2004 году показывает, что в Приморском крае недостаточно четко отработано взаимодействие МЧС с армией, флотом и другими ведомствами, хотя на совместных учениях все вроде бы проходит гладко. В тот день летала авиация, ходили корабли, несмотря на шторм. По вопросам взаимодействия существуют строгая директива Генштаба от 6.08.1994 и приказ МЧС № 469 от 15.08.1994, а самолет МЧС появился над местом трагедии лишь на третьи сутки:
Все это происходит потому, что в систему МЧС вместе с гражданской обороной перешли ее методы и такое понятие, как "видимость работы". Здесь никого не удивляет, когда на должность полковника приходит капитан или майор, а на должность майора - старший лейтенант. Очередные звания присваиваются своевременно. Главное - работать так, чтобы не быть ответственным за промахи, которые всегда имеют место при ликвидации ЧС. Ответственность несут главы администраций различного уровня, начальники управлений и штабов ГО на местах, руководители объектов. Зато составляется отчетность, где в отношении должностных лиц главного управления все гладко.
И в плохом оперативном реагировании, и в неслаженности действий виноваты не только отдельные должностные лица, но и общая болезнь всей системы МЧС. Начинать ее лечение необходимо с подбора кадров: принимать людей на работу не по принципу "свой-чужой", а путем конкурсного отбора, включая тестовые проверки. В назначении на самые ответственные посты должна принимать участие комиссия по ЧС края (области). Нужно не наращивать, а сокращать аппарат управления по ликвидации ЧС и, напротив, увеличивать численность спасателей. Проведенная реорганизация МЧС в Приморье привела к созданию новой обширной структуры управления (более 100 человек), а число спасателей в краевой спасательной службе по-прежнему составляет 20 человек. Необходимо строгое ограничение звеньев, управляющих оперативным реагированием, и практическое расширение полномочий оперативных дежурных.
Глава МЧС Сергей Шойгу всегда выступал и выступает за сокращение аппарата управления, увеличение числа спасателей, улучшение их оснащения. Видимо, этому серьезно препятствуют люди с большими звездами на погонах. Задача непростая, но решать ее надо, если потребуется, привлечь и недавно созданную Общественную палату РФ. Наконец-то принято решение о создании на местах мобильных пожарно-спасательных формирований федерального подчинения. Возможно, это позволит поднять оснащение спасателей до современного уровня (вплоть до спецавиации).
Мне довелось нести оперативно-боевое и оперативное дежурство на протяжении 30 лет. За эти годы у меня сложилось твердое убеждение в том, что если при возникновении ЧС руководящие лица не сковывают действия оперативных дежурных, спасательные работы начинаются своевременно. Никакая инструкция не может перечислить всех обязанностей дежурного (как и любого должностного лица) и предусмотреть все возможные варианты развития событий. Хотелось бы пожелать Главному управлению МЧС по Приморскому краю (недавно здесь сменили начальника) не скатиться с пятого места в ДВФО на последнее, а работать так, чтобы занять первое место, что соответствует статусу Приморского края на Дальнем Востоке.
Справка "В"
Фентисов Николай Михайлович, капитан II ранга в отставке. Имеет три высших образования, в течение многих лет работал оперативным дежурным Главного управления ГОЧС Приморского края. Не раз выступал в печати, в том числе в журнале МЧС "Гражданская защита", с предложениями по совершенствованию оперативного управления при ЧС. Некоторые его предложения были приняты и учтены министерством в своей работе.
Автор: Николай ФЕНТИСОВ, специально для "В"