Еще раз про любовь, или В поисках счастья...
Самый главный театральный праздник - это премьера. В академическом театре им. Горького подряд два праздника, две премьеры: на большой и на малой сценах, спектакли разные по жанрам, по способу актерского существования, по реакции зрителей.
Самый главный театральный праздник - это премьера. В академическом театре им. Горького подряд два праздника, две премьеры: на большой и на малой сценах, спектакли разные по жанрам, по способу актерского существования, по реакции зрителей.
Абсурд где-то рядом
"Бесприданник" Людмилы Разумовской - уже из названия, явно напоминающего знаменитую "Бесприданницу", понятно, что предлагается комедия. Сюжет ее бесхитростен и узнаваем. Пять незамужних дам разного возраста и социального положения мечтают выйти замуж. На всех один жених - он же бесприданник. В тексте пьесы масса сиюминутных реплик, как будто подслушанных на улице, порой остроумных. Ситуации - как будто из вечерних выпусков новостей: конкуренция, стрельба: Не случайно одна из героинь - бизнесменша, которая держит несколько водочных ларьков, - внешне напоминает одну из самых скандальных бизнес-леди нашего времени мадам Тимошенко. Хотя режиссер Елена Долгина отрицает намеренную похожесть. Происходящее на сцене могло бы показаться глупым и непонятно для чего поставленным, если бы не точно найденный жанр спектакля. Публике предлагается откровенный фарс, который предполагает любое преувеличение, нелепости, гротеск, даже абсурд. Этот абсурд, подчас напоминающий психушку, создают режиссер Елена Долгина и художник Владимир Колтунов, отсюда и внешность Тимошенко, и поющие революционный гимн протеста отвергнутые невесты, и рушащиеся от взорванных водочных ларьков стены конторы знакомств, в которой и происходит действие, и, наконец, неожиданный и очень смешной финал, когда на сцену величественно выплывает алый крейсер "Аврора" и на его фоне торжественно замирает счастливая бизнесменша Фроська в царской мантии рука об руку с "императором" - незадачливым бесприданником, а на руках у них младенцы, то бишь наследники.
В спектакле хорошие актерские работы - начиная с единственного мужчины - бесприданника, деликатно и с юмором сыгранного Анатолием Бугреевым. Не похожи друг на друга, каждая со своим характером, дамы: шамкающая беззубым ртом невеста баба Паша Ирины Лыткиной, закомплексованная на собственной несостоятельности Томусик Татьяны Данильченко, уверенная в своей неотразимости интеллигентка - писательница Марго Ирины Присяжнюк, самоуверенная, наглая Фроська Жанны Стрелковой, меняющаяся на глазах изумленной публики работница конторы Вика Натальи Крюковой. "Бесприданник" - фарс без затей, как говорят зрители, на таком спектакле можно отдохнуть.
Такое близкое прошлое
"Пять вечеров"... Давно не видели мы на малой сцене (да и вообще) столь тонкого, пронзительно совершенного творения. Без малого 50 лет умной, чистой пьесе Александра Володина. Когда-то она с успехом шла по всей стране, шла, кстати, и в нашей краевой драме. После широко известного фильма Никиты Михалкова театры оставили в покое володинский шедевр - это отнюдь не преувеличенное достоинство пьесы. И вот замечательный спектакль Ефима Звеняцкого. Первое, что надо сказать, - это удивительно точно переданное время конца 50-х годов, когда происходит действие "Пяти вечеров". Художник Геннадий Кунгуров скрупулезно воспроизвел реалии быта, атмосферы середины прошлого столетия: холодильник, стиральная машина, телевизионная линза, будильник, фарфоровая статуэтка маленького Володи Ульянова, костюмы и т. д. Даже программки, разбросанные по полу, при ближайшем рассмотрении оказываются подлинными программками спектаклей театра имени Горького тех лет.
И второе: поразившее воображение использование возможностей и пространства именно малой сцены, где обжит каждый ее кусочек, где даже окошечко радиорубки сыграло точно и изобретательно.
Малая сцена - это вообще особая эстетика, здесь актеры практически вплотную приближены к публике, здесь не надо форсировать звук, "хлопотать лицом", и малейшее движение ресниц, как на экране телевизора, становится мизансценой, здесь нельзя солгать.
И этой эстетикой уверенно овладели постановщик Ефим Звеняцкий и актеры как среднего, так и молодого поколения. Рассказанная ими история абсолютно опрокинута в прошлое и удивительно созвучна нашему времени. Спектакль о подлинной искренности и чистоте, о силе любви, о том, как необходимо оставаться самим собой.
Актеры искренни, достоверны, сердечны, эмоциональны. Тон задает Владимир Сергияков. Его Ильин - славный "человеческий" мужик - потерял себя и на наших глазах обретает не только веру, но и великую забытую любовь. Вообще, "играть любовь" на сцене непросто. Но как замечательно передает это чувство Светлана Салахутдинова, как она слушает, оценивает, как проживает каждый миг сценического существования. А рядом любовь девятнадцатилетней Кати, чудной, разнообразной, смешной и трогательной Яны Мялк. Пожалуй, что сегодня это лучшая роль молодой актрисы. Хорош Слава - узнаваемый парнишка, студент, озорной, с крепким внутренним стержнем - Андрей Соломонов. Убедителен Сергей Миллер в роли Тимофеева, старого знакомца главного героя, длинный, нескладный, как будто сам себя стесняющийся. Набирает силы начинающая актриса Евгения Богинская - она играет одинокую незадачливую продавщицу Зою.
Спектакль радует огромным количеством режиссерских находок. Поразительная сцена Кати и Славы: вернувшись ночью, они выясняют отношения при свете открытого холодильника. Или объяснение Ильина и Тамары, когда все его слова, как на крупном плане на экране, можно прочесть на лице Тамары. Или при расставании Ильин и Зоя с хрустом едят соленые огурцы, выуживая их из банки, и т. д.
Спектакль чист и пронзителен, ностальгия в нем доходит до боли сердечной, до комка непролившихся слез в горле, а человеческие отношения, прожитый огромный кусок жизни близки и понятны каждому зрителю.
Автор: Галина Островская, специально для "В", Юрий Мальцев, Татьяна Батова (фото), "Владивосток"