Бесплатную помощь нам гарантируют
Программа государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи в Приморском крае, как и в других регионах, принимается ежегодно. В ней подробно перечисляются виды помощи, ее объемы, нормативы финансовых затрат и пр. В разработке этой программы участвуют департаменты здравоохранения и финансов администрации Приморского края, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, органы здравоохранения муниципальных образований края.
Программа государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи в Приморском крае, как и в других регионах, принимается ежегодно. В ней подробно перечисляются виды помощи, ее объемы, нормативы финансовых затрат и пр. В разработке этой программы участвуют департаменты здравоохранения и финансов администрации Приморского края, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, органы здравоохранения муниципальных образований края. Правда, само население или вовсе не знает, или имеет самое смутное представление об этом документе. Поэтому корреспондент "В" попросил председателя комитета программно-целевого развития департамента здравоохранения администрации ПК Наталью ПОЛЕЩУК прокомментировать некоторые пункты.
- Наталья Семеновна, не порадуете ли нас большей денежной суммой, выделенной на здравоохранение в нынешнем году?
- Дефицит финансового покрытия программы в 2005 году составлял 35,7 процента, то есть более 3 млрд. рублей, в 2006-м он снизился до 24 процентов, это 2,6 млрд. Программа рассчитывается по нормативам, но получается, что есть расчетная и утвержденная программы, которые, естественно, разнятся. Финансовое покрытие осуществляется из трех источников. Это краевой и муниципальный бюджеты, а также средства обязательного медицинского страхования, состоящие из отчислений на единый социальный налог и платежей АПК, которые перечисляет субъект РФ на обязательное медстрахование неработающих граждан. Увеличение расходов на здравоохранение произошло за счет средств краевого бюджета (предусмотренных на страхование неработающего населения), возросших с 1 млрд. 80 млн. до 1 млрд. 632 млн. рублей.
- Безусловно, каждого интересует, а что лично мне дают эти отчисления, если, имея полис, я все равно вынуждена платить за медицинские услуги?
- Могу привести такой пример: в прошлом году на питание в стационарах, работающих по договорам обязательного медицинского страхования, выделялось 26 рублей в день, в нынешнем - 40, на медикаменты в среднем (в зависимости от профиля коек) предусматривалось 55,8, сегодня 70 рублей в день. Много это или мало? По нормам лечебного питания тариф должен составлять не менее 90 рублей в день, а тариф на медикаменты в среднем не менее 240 рублей. Естественно, лечебным учреждениям денег не хватает, поэтому они предпочитают закупать то, что жизненно необходимо для пациентов. Ну и сами больные, к сожалению, вынуждены доплачивать. Такова пока ситуация. Тем не менее мы в последнее время все меньше получаем жалоб. Это связано, к примеру, и с тем, что лечебные учреждения стараются в первую очередь обеспечить лечение социально незащищенных слоев населения - пенсионеров и инвалидов.
- Однако мне недавно позвонила женщина, находящаяся на лечении в "тысячекоечной" больнице, которая сказала, что не в состоянии найти почти 12 тысяч рублей на дробление камней в почках.
- Это называется литотрипсия, она действительно стоит дорого и не включена в программу бесплатной медицинской помощи. Больной могут предложить полостную операцию, за которую не придется платить, эндоскопическую - с доплатой или литотрипсию с применением сложного современного аппарата, уже за полную стоимость. Платные услуги предусмотрены постановлением правительства. В свою очередь, внебюджетная деятельность позволяет сегодня учреждениям здравоохранения повышать зарплату медикам, а также направлять заработанные средства на развитие самого учреждения. Согласитесь, что и то, и другое важно.
Объемы медицинской помощи, предусмотренные программой, рассчитаны на 2 035 800 человек, проживающих в Приморском крае.
- В программе госгарантий, Наталья Семеновна, есть пункт о предоставлении дополнительной медицинской помощи...
- Имеется в виду возложение на медработника дополнительного объема работ в пределах установленной законодательством нагрузки. Это значит, что участковый терапевт будет, к примеру, проводить диспансеризацию работающего населения в возрасте от 35 до 55 лет, а также неработающих пенсионеров, то есть проводить мероприятия по динамическому наблюдению за состоянием здоровья отдельных категорий граждан. Кроме того, он обязан проводить мероприятия по раннему выявлению социально значимых заболеваний, обеспечивать льготников необходимыми рецептами и многое другое. В ближайшее время мы рассчитываем получить разработанные Минздравсоцразвития России критерии оценки работы медиков по выполнению дополнительного объема медицинской помощи, после чего предполагается, что из 10 тысяч рублей, которые начали получать определенные специалисты, 70 процентов останется у них безусловно, а 30 процентов будут доплачиваться по итогам работы.
- Есть еще пункт о дорогостоящих видах медицинской помощи.
- Сюда входит прежде всего приобретение дорогостоящих расходных материалов для проведения операций на сердце и сосудах, нейрохирургических и травматологических операций, которые делаются в краевых специализированных учреждениях. У нас такая помощь оказывается в основном в краевой клинической больнице № 1 и краевой клинической № 2, краевом центре охраны материнства и детства. На эти цели в 2006 году будет использовано 10 млн. рублей. Естественно, потребности в оказании специализированной помощи полностью не удовлетворяются. Вместе с тем за счет средств федерального бюджета через Фонд социального страхования с 2005 года стали приобретаться дорогостоящие расходные материалы для эндопротезирования, и ряд операций инвалидам был выполнен в краевой клинической больнице № 1. В соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 года № 1343-р перечень реабилитационных мероприятий, предоставляемых инвалиду, включает в себя обеспечение не только протезами (эндопротезами), но и восстановительной терапией и хирургической помощью, куда входит и лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности. К сожалению, за счет средств федерального бюджета этого на данное время не происходит. По информации Приморского отделения Фонда социального страхования на уровне правительства Российской Федерации готовится Порядок реализации вышеуказанного распоряжения. Мы надеемся, что он будет утвержден в 2006 году. Ведь если операции будут полностью оплачены хотя бы для инвалидов, появится возможность помочь и другим категориям пациентов в пределах утвержденных расходов, и очередь будет двигаться быстрее. Кроме того, в программе предусмотрены 8 млн. рублей на дорогостоящие расходные материалы для сеансов гемодиализа. Так что всего на дорогостоящую помощь в этом году выделено 18 миллионов.
- Меня заинтересовало и положение программы о том, что "время ожидания приема в поликлинике - не более 20 минут со времени, указанного в талоне".
- Руководители лечебных учреждений обязаны принять меры к тому, чтобы программа выполнялась. Следовательно, им необходимо укомплектовать штат, правильно организовать работу. У врачей должны быть помощники - медицинские сестры, которые выписывают направления на анализы, рецепты на лекарства, то есть облегчают и ускоряют работу врача. Этот временной отрезок согласован с организаторами здравоохранения, со стороны поликлиник претензий не было, следовательно, они согласны с предусмотренным в программе временем.
- А как насчет размещения больных стационара вне палаты? Имею в виду коридорную госпитализацию на срок не более 1-2 суток.
- По экстренным показаниям человека обязаны поместить в стационар, даже если в палатах нет места. Однако действительно не позже чем через двое суток пациента должны перевести в палату. За этим строго следят эксперты страховых компаний, в случае нарушений могут применяться штрафные санкции. Судя по показателям работы коечного фонда в наших больницах, такое требование - не проблема для лечебных учреждений.
- Зато, насколько мне известно, положение о хосписах и отделениях сестринского ухода в нашем крае вряд ли выполнимо.
- Приказом Минздравсоцразвития России утверждена номенклатура учреждений здравоохранения, в которой есть такое понятие, как Дом сестринского ухода, хоспис. В учреждениях здравоохранения края функционировали и продолжают функционировать только койки сестринского ухода, в основном терапевтического профиля. Безусловно, и хосписы для онкологических больных, и Дома сестринского ухода нужны, однако на краевом уровне решить эту задачу пока нереально, так как нужны очень большие средства. Побеспокоиться о своих людях - задача каждого муниципального образования.
- Наталья Семеновна, программа государственных гарантий, утвержденная администрацией Приморского края, принималась в этом году не просто - сказалось разграничение полномочий, формирование специализированных учреждений. Специалистам пришлось принять во внимание и положения национального проекта "Здравоохранение". В результате программа получилась большой, подробной, конкретной. Но ведь она предназначена не только для медицинских работников.
- Конечно. Поэтому она должна быть доступна каждому посетителю лечебного учреждения, то есть должна находиться на видном месте, в "Уголке потребителя". Любой человек имеет право с ней ознакомиться. Свои права необходимо знать.
Время ожидания приема врачом поликлиники не должно превышать 20 минут от указанного в талоне, больной стационара при любых условиях не может лежать в коридоре больше двух суток.
Автор: Галина КУШНАРЕВА, "Владивосток"