Была, есть и будет
Уже в двух чтениях Госдума приняла новую редакцию законопроекта "О рекламе". Предполагаемые ограничения кое-кого очень обрадовали. По крайней мере даже известный телеведущий Валерий Комиссаров недавно говорил примерно следующее: "Я самый ярый ненавистник всей рекламы на телевидении. Особенно, когда веду серьезную программу, сочувствую собеседнице, а в этот момент раз - "критические дни". У меня после этого долго критические дни".
Уже в двух чтениях Госдума приняла новую редакцию законопроекта "О рекламе". Предполагаемые ограничения кое-кого очень обрадовали. По крайней мере даже известный телеведущий Валерий Комиссаров недавно говорил примерно следующее: "Я самый ярый ненавистник всей рекламы на телевидении. Особенно, когда веду серьезную программу, сочувствую собеседнице, а в этот момент раз - "критические дни". У меня после этого долго критические дни".
С другой стороны, к забавным роликам многие уже привыкли, даже цитируют лучшие, хотя и ворчат по привычке. Большинство уже поняли, что коль есть реклама - есть товар и услуги. Как лучшие вещи вытесняют постепенно на прилавках худшие, так и реклама в конце концов должна стать качественной. Пока что она разная - хорошая, не очень и безобразная. Изменит ли ситуацию новый законопроект? Добром или злом он обернется? Попробуем разобрать предложения депутатов по пунктам.
В глаза бросается прежде всего ограничение телерекламы по времени. И это не может не радовать. Существенно ужесточаются требования к объему и периодичности размещения рекламы в эфире. Ясно, что никто из зрителей не подсчитывал реальные отрезки времени, но могу сказать, что сейчас разрешено 20 процентов эфирного времени отдавать под рекламу, так что 5 процентов - это немало. Приятно, что под ограничение попадают и "бегущие строки", которые порой накладываются на более важную информацию.
Не может не радовать и ужесточение требований к рекламе фармацевтических препаратов. На мой взгляд, необузданная пропаганда самолечения стала настоящей бедой. Ведь псевдоврачи так убедительно твердят о пользе того или иного лекарства (прибора), что хочется немедленно бежать в аптеку, заказывать необходимое по почте. Написала эти строчки, и тут на компьютере высветилось сообщение о пришедшем письме. Очень в тему! Производители одного медицинского аппарата сообщили, что больные люди стали жертвой недостоверной информации, что их прибор не лечит инфекционные заболевания, что использовать его в данных случаях можно только в комплексе с медикаментозным противовирусным лечением. Но ведь реклама уже внедрилась в сознание многих наивных обывателей, не имеющих электронной почты. Себя производители вроде бы обезопасили, а вот покупателей: Помнится, известный актер лечебные браслеты пропагандировал, да так убедительно, будто сам от всего излечился. Ну ладно, он деньги заработал, а браслет вреда никому не принес. Но ведь и по-другому бывает, ведь велика у нашего народа вера в целителей. Потому и покупали молодые мамочки для своих малышей какие-то непроверенные добавки, а бабушки тратили свои крохотные пенсии на чудо-эликсиры. Так что хочется "чепчики в воздух бросать", читая, что особо не будет "допускаться использование "людей в белых халатах", а реклама лекарственных средств будет разрешена только в специализированных изданиях или в местах проведения медицинских мероприятий". Как говорится, и слава богу!
Есть в новом законопроекте и норма, ограничивающая размещение рекламы в детских передачах. Специалисты считают, что программы для ребятишек нельзя прерывать в середине, ролики можно показывать только в начале или в конце. Интересно, что за принятие этого пункта проголосовали 352 депутата, против - 47. У последних, похоже, детей нет. Наверное, именно поэтому их не беспокоили и недавние телеролики известной кофейной марки, когда агрессивные старушки и молодушки крушили все вокруг, получив чашку иного кофейного напитка. Одно время и стукачество пропагандировалось - мол, не я это, вон тот однокурсник бутылку прохладительного вытащил. Наверное, это было становление рекламного рынка, без которого в принципе в нынешнее время жить невозможно. Иначе, откуда мы почерпнем информацию? С другой стороны, без рекламодателей и телевидение не выживет, без которого мы уже своей жизни не представляем. Современное же телевидение - механизм очень затратный. Пусть уж производители и продавцы его поддерживают, у государства и других проблем хватает.
Правда, после принятия нового закона, возможно, обнаружим мы в нем и ложку дегтя. Уже всем понятно, что реклама - составляющая рынка, поэтому умереть она не может, а вот мутировать - с превеликим удовольствием. И если сейчас среди роликов встречаются действительно талантливые, запоминающиеся, сделанные с чувством юмора, то в ближайшее время они скорей всего все больше и больше будут из самостоятельных произведений малого жанра перевоплощаться в инородные вставки в сериалы. В идущей сейчас "Моей прекрасной няне" дворецкий предлагает (рекламирует) Жанне Аркадьевне успокоительное, в "Не родись красивой" - вокруг одной из героинь мультяшно пляшут конфеты, другая говорит о достоинствах мобильника. Так в лоб, плоско и скучно товары пропагандируются, что желания купить их не возникает, но и от телевизора на время такой "рекламной паузы" не отойдешь. Из любопытства подсчитала: в недельной телепрограмме 41 сериал. Бедные рекламодатели, какие же сюжетные ходы придется им изобретать, вставляя свои товары непосредственно в фильмы? При этом депутаты убеждены, что ограничение рекламы сделает ее менее навязчивой и более качественной. Как говорится, поживем - увидим. По крайней мере в 2008 году нам обещают еще более сократить объем рекламы на ТВ - до 15 процентов эфирного времени как в сутки, так и в час.
Во всех странах отношение к рекламе неоднозначное, потому что вряд ли найдутся зрители, которым вся она безусловно доставляет удовольствие. Но при этом трезвомыслящий народ понимает: реклама - двигатель торговли, без нее ни производители, ни потребители уже не проживут.
Автор: Галина КУШНАРЕВА, "Владивосток"