Весеннее движение в тайге
Завершился сезон зимней охоты. Но забот у ведущих специалистов и рядовых сотрудников охотничьих хозяйств "Павлиновка" и "Борисовское плато" не убавилось. Корреспондент "В" убедился в этом воочию, посетив уссурийские заповедные леса.
Завершился сезон зимней охоты. Но забот у ведущих специалистов и рядовых сотрудников охотничьих хозяйств "Павлиновка" и "Борисовское плато" не убавилось. Корреспондент "В" убедился в этом воочию, посетив уссурийские заповедные леса.
Головная боль охотоведов
Рабочий день в тайге начинается с рейда по территории государственных природных заказников. Верхом на лошадях инспектора объезжают подведомственные угодья. Следом на грузовике везут корм для копытных на подкормочные площадки.
Главный специалист управления особо охраняемых природных территорий (ООПТ) приморской администрации Анатолий Олимпиев пригласил поучаствовать в рейде, совершив его сначала на "внедорожнике", потом пешим ходом по тайге. Взору предстала поляна с лабазом для проведения наблюдений и площадкой для подкорма диких животных. Надо сказать, что меню обеда для кабанов и оленей выглядело весьма внушительно: кукурузные початки, клубни картофеля, овес, подсоленное сено. Из грузовика были выгружены и рассыпаны по поляне два мешка соевого шрота. В месяц на подкормку уходит не менее трех тонн кормов, которые развозят по точкам.
- Подкормочные площадки, как правило, находятся в скрытных местах, подальше от дорог, от глаз досужих охотников, - рассказывает Анатолий Олимпиев. - Надо отметить, что нами не отмечены случаи отстрела диких животных на подкормке. Хотя для недобросовестных охотников это большой соблазн. Сейчас, по завершении сезона охоты, зверь отъедается в более спокойной обстановке. Однако для браконьеров законы не писаны.
За минувший год в охотничьих хозяйствах Артемовского отдела охотнадзора, в который входят шесть районов (Октябрьский, Уссурийский, Надеждинский, Хасанский, города Артем и Владивосток), было выявлено 28 нарушений. По трем случаям возбуждены уголовные дела.
- В целом наше управление показало неплохие результаты по выявленным нарушениям, по работе с браконьерством, - говорит главный специалист Артемовского отделения Станислав Авдеев. - Я убежден, что нельзя всех нарушителей "стричь под одну гребенку". Прежде всего законодательство нуждается в уточнениях и поправках. Например, за отстрел конкретного вида - конкретный штраф. Чтобы не было взысканий с размытыми формулировками "от пяти до десяти минимальных зарплат". Сейчас стало модным приобретать оружие. Когда есть дорогой карабин, дорогая машина, хочется уподобиться участнику королевской охоты. Знаете, устроить такое сафари в приморской тайге. Есть нормально подготовленные люди, грамотные охотники со стажем. С такими у сотрудников охотхозяйств не возникает никаких проблем. Наша головная боль - браконьеры и "крутые парни" с амбициями и без царя в голове. Нельзя сказать, что нам не хватает полномочий. Но есть нюансы с понятыми, со свидетелями, которые, как вы понимаете, не бродят группами по тайге, чтобы участвовать при составлении акта нарушения. Вот и получается, что совсем не просто разрешить конфликтную ситуацию. Законодательство постоянно меняется, ему явно недостает устойчивости.
При задержании нарушители себя ведут по-разному: одни бросают незаконно приобретенное оружие, отстрелянную дичь. Другие держат себя уверенно и даже нагло. В любом случае сотрудники природоохранного учреждения должны фиксировать все факты нарушений.
Недавно приобретенные фотоаппараты и видеокамеры специальным указом переведены в служебное пользование, пронумерованы. Теперь благодаря оперативной видео- и фотосъемке можно зафиксировать задержание браконьеров с поличным, что расценивается как документ, подтверждающий природоохранное нарушение.
Дорогое удовольствие
Основная работа управления заключается в комплексе природоохранных мероприятий, куда входят контроль за ведением охоты, незаконными рубками деревьев, поддержание кормовой базы диких животных. Инспектора проводят дневные и ночные рейды по тайге круглогодично, но с особым пристрастием - в пору весенней и зимней охоты. Управление финансируется из краевого бюджета, благодаря которому появилась возможность закупить два автомобиля, оргтехнику, зимнее и всесезонное спецобмундирование для инспекторов, воздуходувки для ведения борьбы с лесными пожарами, бензопилы, топоры, генераторы.
По заказу управления были выполнены 190 аншлагов, которые теперь доступно и красочно разъясняют каждому вступившему на заповедные земли, что он несет ответственность за сохранность природы и ее обитателей на данной территории.
Это не лишнее в условиях столь популярных среди охотников хозяйств.
- За 76 суток, определенных для охоты, мы насчитали 3150 человеко-дней, - подводит итог охотовед охотхозяйства "Борисовское плато" Юрий Русских. - Заехали на 309 автомобилях. Все выделенные лицензии - закрыли. Порядка 50 оленей, полтора десятка кабанов, семь косуль. Охотники в основном народ подготовленный. Хотя попадаются индивидуумы, которые полагают, что звери сидят в лесу и ждут их. А за ним-то надо потопать по тайге, попотеть, лазая по сопкам. Есть у нас задумка со следующего сезона отправлять с группой охотников егерей-проводников. Но пока предварительный опрос охотников особого восторга последних не вызвал. Не хотят городские охотиться под доглядом специалиста. Мы так полагаем, что на два-три смежных коллектива охотников будем отсылать егеря. Идея эта возникла не на пустом месте. Часто неопытные охотники делают подранка, но ведь не было случая, чтобы кто-нибудь из них сознался в этом. По правилам охоты - иди и добирай раненого зверя или гаси лицензию. Вот егерь такую ситуацию и проконтролирует. Интересуюсь у Юрия Ивановича:
- Есть ли среди охотников женщины?
- Много лет к нам приезжает семья из Владивостока. Оба охотники: и муж, и жена. Знаю их с 1975 года. Женщина хотя и в возрасте, но настоящая фанатка охотничьего дела. Правда, сейчас она все больше на зайчиков ходит со своей одностволочкой. Охотники ее уважают. Теперь она и своих внуков с собой привозит. Считайте - охотничья династия.
- Охота по сегодняшним меркам дорогое удовольствие?
- Лицензия на копытного стоит порядка 300 рублей, путевка - 2500 рублей. Плюс заправка транспорта, провиант, сюда же - боеприпасы, дорогое оружие, обмундирование. Не каждый может себе позволить такое удовольствие. Другое дело - местный народ. У этих граждан, как правило, ни лицензий, ни дорогого оружия. Оседлал лошадку и пошел промышлять таежными тропами с дедовой берданкой. Такого "охотника" и отследить, и прищучить непросто.
- Бывали встречи охотников с хищными зверями?
- В прошлом году нашему егерю довелось встретиться с медведем. В декабре этот зверь еще не залегает. Самки уже в берлогах, а самец ложится только под хороший крепкий снег. Шатуном считается разбуженный до срока медведь. Так вот, наш коллега напоролся в тайге на бодренького мишку, который его так в объятия и сгреб. Покатились вниз по сопочке в обнимку, а как рухнули в сугроб, так оба в разные стороны и разбежались. На ружье остались отметины от медвежьих когтей. В ноябре-декабре такие встречи вполне возможны: Я здесь больше тридцати лет, раза три-четыре довелось видеть леопарда. И то издали. Вот оленя увидеть или кабана - не проблема.
В этом смысле нашему рейду повезло. Крупный кабан-самец резво перебежал дорогу нашему "уазику". А потом посчастливилось увидеть нескольких оленей, резво поднимающихся по крутым склонам сопки. Совсем скоро на прогалинах появится первая трава.
Автор: Татьяна БАТОВА (фото автора), "Владивосток"