Баулы "похудеют"
Китай в прошлом году принял 757 тысяч приморских туристов. Из них практически 90 процентов въехали в соседнюю страну в роли помогаек. Представляете, сколько тонн кофточек, носков, канцелярии, посуды перевозит эта армия беспошлинно через границу? Схема как часы работает на всех автопереходах.
Китай в прошлом году принял 757 тысяч приморских туристов. Из них практически 90 процентов въехали в соседнюю страну в роли помогаек. Представляете, сколько тонн кофточек, носков, канцелярии, посуды перевозит эта армия беспошлинно через границу? Схема как часы работает на всех автопереходах.
Ловко!
Новые таможенные правила, разрешающие перевозить без пошлины только 35 килограммов груза и лишь раз в месяц, ударят не только по помогайкам. Познакомилась в Китае с работающей тут "вахтовым методом" (месяц дома, месяц - за границей) переводчицей. Она в полной растерянности: "У меня своих вещей набирается не меньше 35 килограммов, а ведь еще и подарки хочется привезти. Придумают же, лишь бы людям сделать хуже!". "В трауре" туристы, которые привыкли совмещать приятное с полезным - экскурсии и шопинг: "Ограничения ударят по всем. Неужели нельзя бороться с помогайками как-то иначе?".
Работающие в связке с китайскими партнерами и имеющие свой "навар" обвиняют лобби грузоперевозчиков, которые "правдами и неправдами" хотят заполучить ширпотреб, перетаскиваемый сейчас помогайками.
Однозначного мнения о грядущих изменениях нет. Большинство видят в них как плюсы, так и минусы.
- Ловкую схему лет двенадцать назад придумали, конечно, китайцы, - "раскладывает по пальцам" руководитель одной из приморских турфирм. - Все в пределах российского законодательства. Наши лишь сумки перевозят через границу. Все остальное делают китайцы: производят продукцию, подбирают нужный товар, переправляют на свои же, китайские рынки, которых полно во Владивостоке, сами его продают. Деньги уходят мимо нашей казны и возвращаются на родину. В российский бюджет ничего не попадает.
А мы вдруг запереживали, что помогайки останутся без куска хлеба. Жаль их, конечно, но согласитесь, что на чаше весов несопоставимые вещи. Давно пора было навести порядок и соблюсти государственный интерес.
А ведь этот беспредел, творящийся у всех на глазах, и по истинному туризму нанес удар. Вместо того, чтобы развивать его, многие турфирмы пошли легким путем, раскручивая помогаечную схему и имея от нее свой "кусок".
Когда эту лямку тянули лишь сельские жители, у которых просто нет выбора, - было одно. Так нет, горожане "ломанулись" туда же. Представляете масштабы обмана государства?
А для себя - килограмм
Помогайка помогайке рознь. Существуют разные схемы. Кому-то приплачивают копейки за провоз баулов и моральные издержки. Такие группы далеко не увозят, селят в "русских гостиницах", типа покосившихся бараков, сразу за пограничной зоной. Переночевать на китайской стороне нужно обязательно, иначе "не пройдет" статус туриста. Рядом с границей сложилась инфраструктура для обслуживания специфических "гостей": грязноватая "забегаловка", где можно перекусить, незатейливая лавка, чтобы они могли купить хоть какой-то гостинец.
Вторая часть помогаек добирается до китайской цивилизации - в какой-нибудь из приграничных городков. Отправляются целыми селами! В недавней поездке довелось наблюдать отлаженную годами систему в действии. К нам в автобус, отправившийся из Камень-Рыболова, по пути подсели сразу 25 человек из села Троицкого, которые ехали в провинциальный китайский городок Мишань. Попутчики рассказали, что за поездку им платят по 250 рублей. Для себя разрешается провезти один килограмм. "Но мы возвращаемся домой на капусту похожие - все, что можно, нанизываем на себя, - делились женщины. - И ничего, что джинсами приходится укутывать шею. Для кого-то, может быть, это и джинсы, а для нас - шарф". За день в Мишане можно успеть переделать массу дел. Кто-то намеревался первым делом отправиться чинить замок на сапоге ("вот, видите, сломался, так и еду"), другой собирался сходить в парикмахерскую, третий предвкушал ужин в ресторане.
Желающих навестить Мишань в марте записывают уже только на одну поездку. До этого многие успевали смотаться за границу по три-четыре раза. Теперь, наверное, вместо себя будут отправлять детей, других членов семьи. Никто не переживает, что "лавочка" прикроется. Говорят: "Китайцы умные, что-нибудь придумают".
Отдельный разговор - о горожанах. Размах помогаечного движения в последние годы вовлек в свою орбиту и их. Видимо, потребовались новые силы. Более привередливым горожанам пришлось создавать и более комфортные условия. Расходы возросли, поэтому уже самим помогайкам приходится доплачивать за поездку. Хотите погулять по Китаю, посидеть в ресторане, принять сеанс массажа? Раскошеливайтесь за путевку! И ведь платят, хотя свою работу, как и другие помогайки, они честно выполняют - перетаскивают на российскую сторону сумки, "грамотно" уложенные китайскими партнерами наших туристических фирм.
Ожидается затишье?
Мало кто берется судить о том, что будет на российско-китайской границе после 25 февраля. Наверняка на некоторое время установится затишье. Оно может продлиться даже несколько месяцев. Однако на каждую меру можно придумать контрмеру, и ее придумают - это самое распространенное мнение.
Помните недавний шум по поводу того, что целую группу приморских турфирм лишили права безвизовой отправки туристов в Китай? А ведь это звенья одной цепи. Первая тоже была направлена против размаха помогаечного "бизнеса". И что, "лишенцы" не возят теперь туристов без виз? Возят, только "по чужим спискам", доплачивая за каждого человека фирме, которая имеет на это право.
Все утрясется и на этот раз?
Разговор о новых таможенных правилах, начатый в пятничном номере "Владивостока" за 17 февраля, вызвал много читательских откликов. Сегодня мы продолжаем тему.
Автор: Надежда БРАЖИНА, "Владивосток"