"Белая ворона" под стеклянной крышей

Александр Городний - галерейщик со стажем. Его имя, безусловно, ассоциируется с названием популярной в городе галереи "Артэтаж". За последние несколько лет детище Александра четырежды меняло свое месторасположение, сохраняя кредо и название.

17 февр. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1904 от 17 февр. 2006

Александр Городний - галерейщик со стажем. Его имя, безусловно, ассоциируется с названием популярной в городе галереи "Артэтаж". За последние несколько лет детище Александра четырежды меняло свое месторасположение, сохраняя кредо и название.
За плечами Городнего - 150 городских, краевых, региональных и международных выставок. Приобретены связи и опыт выставочной и музейной деятельности. Сегодня Александр возглавляет недавно открывшийся музей современного искусства "Артэтаж-ДВГТУ".

- Итак, в городе появилось новое культурное пространство. Насколько оно привлекательно для посетителей?

- Этому пространству под стеклянными куполами необходима адаптация во времени. Музеи открывают для того, чтобы их посещали люди, интересующиеся искусством. Здесь большой сбор состоялся лишь в день открытия. Для широкого посещения в штате необходимы искусствоведы-консультанты, дежурные в залах, та же гардеробщица. Все это должно быть. Ну и, конечно, новые экспозиции, которые привлекут внимание горожан к музею современного искусства.

- Вам не кажется, что снизился интерес к подобного рода зрелищам?

- Уже во второй половине 90-х годов наблюдался некоторый спад интереса. Но искусство живописи и скульптуры вечно. Не случайно открытие персональных выставок собирает неизменно полные залы. При этом в нашем городе должно быть минимум 20 галерей. Мы имеем академию искусств, художественное училище. Талантливым выпускникам при наличии четырех галерей здесь невозможно представить себя. И люди разъезжаются.

- Насколько реально эту ситуацию изменить в положительную сторону?

- Вы имеете в виду то, чтобы как-то окупалось творчество художников? Тут ведь в чем дело: современное искусство порой и купить-то нельзя! Как, например, приобрести видеоарт, перфоманс или инсталляцию? Пришел - увидел - впечатлился: В Японии в центре Токио, где земля стоит безумно дорого, существуют целые кварталы выставочных галерей, в которых есть место и концептуальному искусству. Два этажа сплошной атмосферы, которую не купишь! Нам, может быть, и не стоит оглядываться на продвинутые страны. А вот сделать нечто, чтобы не уезжали из Приморья достойные таланты, - просто необходимо. Пальцев на руках не хватает перечислить эти потери.

Вряд ли решение столь важного вопроса в моей компетенции. Но у меня были предложения возродить Дом творчества российского значения на Русском острове. Под Андреевкой на полуострове Гамова сохранились уникальные строения, которые можно было бы довести до ума.

- Для стороннего взора галерейное дело престижное и денежное занятие. Или я заблуждаюсь?

- Я тоже в свое время заблуждался на эту тему (смеется). Даже в Москве, где весьма преуспевающий рынок современного искусства, отмечается тенденция к падению продаж. И все, кто этим занимается, давно уже сворачивают свою деятельность в России и уезжают на артярмарки в Америку, в Европу, в Китай.

- У нас кто-нибудь всерьез занимается раскручиванием произведений молодых талантливых художников по принципу шоу-бизнеса?

- На Западе состоятельные господа стоят в очереди за право кого-нибудь поддержать, продвинуть потенциальную знаменитость, чтобы быть причастным к ее взлету. К тому же всякая спонсорская помощь дает ощутимое освобождение от налогов. Очень надеялся, что благодаря президентским указам будут предоставлены некие льготы творческим работникам, что отбоя не будет от спонсоров. Но ничего этого не произошло... А если говорить о местных дарованиях, поверьте, что какой-нибудь талантливый паренек из Покровки будет по меньшей мере мечтать о Москве, если не замахнется на Нью-Йорк, и строить свои планы в том направлении, минуя Владивосток. И это серьезный сигнал всем нам задуматься о том, что останется после нас...