Никита Хрущев: Без Сталина... может быть, и войны бы не было
Через три года после смерти Сталина открылся XX съезд КПСС. Все 11 дней он проходил по стандартной программе: отчетный доклад, директивы на следующую пятилетку, планы "нового мощного подъема". Переломным стал 12-й день, закрытое заседание 25 февраля, которого никто из делегатов не ждал, поскольку оно в повестке дня и не значилось: выступление первого секретаря Центрального комитета КПСС Н. С. Хрущева, как бы вынесенное за рамки съезда.
Через три года после смерти Сталина открылся XX съезд КПСС. Все 11 дней он проходил по стандартной программе: отчетный доклад, директивы на следующую пятилетку, планы "нового мощного подъема". Переломным стал 12-й день, закрытое заседание 25 февраля, которого никто из делегатов не ждал, поскольку оно в повестке дня и не значилось: выступление первого секретаря Центрального комитета КПСС Н. С. Хрущева, как бы вынесенное за рамки съезда. Это потом дало ярым сталинистам повод назвать незаконным знаменитый доклад "О культе личности и его последствиях".До февраля о нем вообще никому ничего не было известно, хотя уже работала комиссия секретаря ЦК КПСС П. Поспелова по реабилитации. Решение пленума ЦК о докладе принималось втайне, члены Президиума ЦК КПСС знали о его содержании весьма приблизительно, а дата даже в день открытия съезда еще определена не была.
Сам Хрущев несколько дней вовсе не появлялся на съезде.
Большая часть документов, любезно предоставленных "Известиям" Российским государственным архивом новейшей истории (РГАНИ), только что рассекречена и публикуется впервые. За недостатком места процитировать их возможно, к сожалению, лишь в виде отдельных коротких фрагментов.
Протокол № 175 заседания Центрального комитета КПСС
Пункт 3. Утвердить прилагаемый проект телеграммы МИДа СССР советским послам: "Сообщаем Вам, что в соответствии с принятым инстанцией решением в день рождения И. В. Сталина 21 декабря 1955 года его жизнь и деятельность будет освещена опубликованием статей в печати и в передачах по радио. При случае информируйте об этом друзей. В. Молотов".
Постановление Президиума ЦК КПСС "Об осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы". 30 января 1956 года. Строго секретно
Принять предложение тов. Хрущева о создании партийных комиссий от ЦК КПСС и командировании этих комиссий в лагеря, наделив их полномочиями от Президиума Верховного Совета СССР, для рассмотрения дел лиц, отбывающих наказание за преступления политического характера и должностные преступления, и решения на месте вопроса об их освобождении.
Протокол заседания Президиума ЦК КПСС. 1 февраля 1956 года
(Присутствовали члены высшего руководства партии. Карандашные пометки сделаны заведующим общим отделом ЦК В. Н. Малиным для себя, отрывочно, конспективно. - "Известия")
Аристов: Тов. Хрущев, хватит ли у нас мужества сказать правду?
Микоян: Декрет о борьбе против террора был принят 1 декабря 1934 года.
Поспелов: Утверждались лимиты на аресты.
Хрущев: В докладе еще, может быть, добавить.
Первухин, Булганин, Микоян. Поддерживают.
Хрущев: Серову, Руденко, Комиссии Поспелова (начала работать в декабре 1955 года. - "Известия") проверить дело Тухачевского.
Молотов: Но Сталина как великого руководителя надо признать.
Микоян: А ты, тов. Молотов, его поддерживал!
Каганович: Многое пересмотреть можно, но тридцать лет Сталин стоял во главе.
Молотов: Нельзя в докладе не сказать, что Сталин - великий продолжатель дела Ленина.
Микоян: Возьмите историю - с ума можно сойти.
Сабуров: Если верны факты, разве это коммунизм?! Это простить нельзя.
Первухин: Знали ли мы? Знали, но был террор.
Булганин: Сказать партии всю правду надо, что Сталин из себя представляет, линию занять надо такую, чтобы не быть дураками. Состав ЦК XVII съезда он ликвидировал. Не согласен, что великий продолжатель.
Ворошилов: Партия должна знать правду, но преподнести так, как жизнью диктуется. Период диктовался обстоятельствами. Но страну мы вели по пути Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Доля Сталина была? Была, мерзости много, правильно говорите, тов. Хрущев, но надо продумать.
Суслов: За несколько месяцев мы узнали ужасные вещи. Нельзя оправдать этого ничем. Сталин Двинскому говорил: 10-15 человек на район осталось, и хватит.
Молотов: Присоединяюсь к Ворошилову: правду восстановить. Правда и то, что под руководством Сталина победил социализм. И позорные дела - тоже факт.
Хрущев: Сталин - преданный делу социализма, но все - варварскими способами. Он партию уничтожил. Не марксист он. Все святое стер, что есть в человеке.
В Президиум XX съезда Коммунистической партии Советского Союза (Не ранее 25 - не позднее 28 февраля 1956 года.)
Узнала о заявлениях на съезде относительно фальсификации истории революции и партии, а также осуждения руководителей революции и партии, несправедливо обвиненных как враги народа. Среди них мой покойный муж Лев Троцкий, названный врагом народа номер один, и мой сын Лев Седов. Для осуществления этих заявлений на практике требую пересмотра процесса с целью реабилитации памяти жертв перед мировым общественным мнением. Наталья Седова-Троцкая.
Выступление тов. Хрущева Н. С. на пленуме ЦК Польской объединенной рабочей партии. 20 марта 1956 года
Очень тяжелая моя задача, потому что я, собственно, не знаю, какие вопросы вас интересуют... У нас был обмен мнениями: стоит ли ворошить старое, ведь люди десятилетиями привыкли думать одно, а мы вдруг скажем, что вот это - не такое белое, что это - предмет грязный. Долго спорили. После смерти Сталина мы десятки тысяч людей освободили из тюрем, восстановили в партии, восстановили своих друзей... Эти люди десятилетиями находились в партии, участники гражданской войны, а мы должны молчать? Если мы не согласны, зачем тогда выпустили их, реабилитировали? Нам говорили: как поймут? Могут спросить: а вы где были, вы вместе со Сталиным были. Да, были, видели. Пусть съезд судит - достойны мы доверия или не достойны. Это действительно трагедия. И виновник ее, конечно, Сталин, Сталин. Сейчас мы намерены опубликовать сборник работ Ленина, завещание Ленина перед смертью. Он видел все. Он тогда сказал, что Сталин - вероломный человек, способен злоупотреблять властью, его нельзя оставлять генеральным секретарем, он груб, не умеет работать с товарищами...
Когда Сталин укрепился лично, он перестал себя чувствовать ответственным перед ЦК партии и созывать Политбюро. Политбюро заседало только тогда, когда ему скучно было. Говорил: что-то давно заседания не было!..
Я не знаю, как сейчас лучше объяснить гибель людей. Например, гибель Косиора. Старейший член партии, рабочий, а его изобразили комендантом Пилсудского на Украине... расстреляли... Постышев - член партии с 1903 или с 1905 года, рабочий, прошел гражданскую войну на Дальнем Востоке, а уничтожен как враг народа. Эйхе - замечательный латыш. Рудзутак при Ленине пользовался доверием, а его сделали провокатором и расстреляли. Преданный человек, настоящий революционер и большевик...
Перед съездом мы вызвали Родеса (полковник госбезопасности, расстрелян в 1956 году. - "Известия"). Он допрашивал Косиора, Чубаря, Постышева. Спросили: какие у вас данные были к тому, чтобы считать их врагами народа? А он говорит: никаких данных, собственно, не было. Нам сказали, когда арестовали, например, Чубаря, что он - враг народа. Это партия сказала, и мое дело как следователя заставить его, чтобы сознался и собственноручно написал. Били, пока не сознается.
Возьмите дело врачей... Я читал собственные показания профессора Виноградова, что он - немецкий шпион. Протоколы читал, показания на него других врачей: мол, я такого-то отравил, такого-то задушил и со мной вместе участвовал Виноградов. Что же я - скажу Сталину, что это неверно? А он мне скажет: ты что, люди сами сознаются!.. Вот это и есть культ личности.
Я как-то Сталину сказал о кризисе в сельском хозяйстве. Он сразу насторожился: сталинская эпоха, и вдруг - кризис, так могут говорить только враги. Спрашивает Маленкова: мяса больше заготавливаем или меньше? Маленков отвечает: больше! Ведь мы тогда не могли сказать, мол, что же это за социализм, когда человек не может выпить лишнюю кружку молока! Я при капитализме, будучи шахтером, пил молока сколько хотел... Сталин говорит: надо создать комиссию и изучить это дело... Тянули мы долго, потому что не знали, как предложить, как просунуть, замаскировать, чтобы и вид был, и польза. Подсчитали, что надо 6 или 7 миллиардов рублей, это же детский лепет. А Сталин набросился: народники и эсеры подходят так, вы крестьян не знаете! Говорит: вношу свое предложение об увеличении налога на крестьян на 40 миллиардов рублей. Когда мы вышли, я говорю Микояну: спасение одно - если крестьяне восстанут... Если бы Сталин не умер, не знаю, чем бы все кончилось. Он же сказал, что народники, эсеры, значит, враги.
Некоторые говорят: а что бы вы делали без Сталина во время войны? Немца бы разбили раньше и с меньшей кровью? Да, я в этом убежден. А может быть, и войны бы не было, умнее построили свою политику и избежали бы.
Сталин был революционер, но у него была мания преследования, шпиономания, и он тут ни перед чем не останавливался, он ведь и своих родственников расстрелял.
В Президиум ЦК КПСС
От члена ЦК Панкратовой А. М. (известный советский ученый-историк. - "Известия")
Считаю необходимым сообщить о настроениях среди интеллигенции Ленинграда.
Доклад Н. С. Хрущева был прочитан на партийных собраниях с участием беспартийного актива. Но допущено много самотека: не было ясно, кого отнести к активу, одни беспартийные приглашались, другие - нет, среди комсомольцев допускались подростки, школьники. Собравшихся предупреждали, что ни прений, ни вопросов не будет допущено. Все это вызвало недовольство и огромное множество вопросов, свидетельствующих о большой взволнованности и смятении среди кадров интеллигенции. Мне пришлось за время с 20 по 23 марта сделать 9 докладов и лекций. Подано свыше 800 записок. Во многих ставился вопрос: как теперь относиться к Сталину?
"Народ не сможет простить Сталину бессмысленные жертвы в Отечественной войне" (Асп. Дорошенко).
"Важно не то, как о себе думал Сталин - что он уничтожает людей в пользу дела социализма, - важно то, что он нанес огромный ущерб и вред" (без подписи).
"Если вспомнить, какие имеются в докладе намеки даже на отношение Сталина к убийству Кирова и что говорится о почти вредительской его роли в Отечественной войне, то вывод напрашивается один: действительно надо снимать портреты и выбросить его из истории" (без подписи).
"В школах сейчас принято из всех учебников вырывать портреты тов. Сталина. Считать правильным или нет?" (Петров).
"В корне необходимо изменить отношение народных масс и руководителей, все остальное будет только говорильней" (без подписи).
"Чем же было наше государство в продолжение почти 30 лет: демократической республикой или тоталитарным государством с неограниченным единовластием? Или, может быть, это совместимо?".
"Не способствует ли культу личности однопартийность и почти полное слияние органов власти и партийных органов?" (без подписи).
"В докладе неубедительно дан ответ на вопрос: где же были члены Президиума? Будет ли это разъясняться партийным организациям?".
"Почему не даются объяснения его поведения как отражения интересов определенного социального слоя, выросшего на почве советского бюрократизма, исказившего советскую демократию?".
Выражалось пожелание, чтобы ЦК обратился к партии с закрытым письмом, в котором были бы даны необходимые разъяснения в связи с вопросом о культе личности.
Постановление Центрального комитета КПСС. 30 июня 1956 года
ЦК КПСС исходил из того, что культ личности противоречит природе социалистического строя и превращался в тормоз на пути развития советской демократии... Смело и открыто сказано о серьезных ошибках... Ни одна из правящих партий капиталистических стран не рискнула бы пойти на подобный шаг. Наоборот, постарались бы замолчать, скрыть от народа неприятные факты.
Некоторые ограничения внутрипартийной и советской демократии, неизбежные в условиях ожесточенной борьбы с классовым врагом и его агентурой, а позднее в условиях войны, Сталин начал возводить в норму жизни... Ошибочная формула Сталина о том, что будто бы по мере продвижения к социализму классовая борьба будет все более обостряться... была выдвинута на первый план в 1937 году, в момент, когда социализм уже победил в нашей стране. В этой борьбе Сталин применял порой недостойные методы, нарушал ленинские принципы. В этом состояла трагедия Сталина...
Всякое выступление против Сталина было бы не понято народом, и дело здесь вовсе не в недостатке личного мужества... Отдельные ошибки и недостатки казались на фоне громадных успехов менее значительными.
Эти ошибки нанесли ущерб развитию отдельных сторон жизни Советского государства, особенно в последние годы жизни И. В. Сталина, развитию советского общества, но, само собой разумеется, не увели его в сторону от правильного пути развития коммунизма. Пусть буржуазные идеологи сочиняют басни о "кризисе" коммунизма, о "замешательстве" в рядах коммунистических партий. Их предсказания всегда лопались как мыльные пузыри.
Анонимное письмо из г. Горького в журнал "Коммунист" (не позднее 14 ноября 1956 года)
Тов. редактор! Меня удивляет то, что вы много пишете о культе личности И. В. Сталина, а у нас, на автозаводе имени Молотова, часто от рабочих слышно недовольство таким отношением к Сталину. А эти руководители хрущевы, "путешественник", как его у нас называют, пробанкетили со шпионом Тито, растерялись, не знают теперь, что делать со своим коллективным руководством. У Сталина рабочий класс стоял на первом плане, а у Хрущева - кучка людей, которая уже пришла к коммунизму. Какой-то зав. отделом горкома или горисполкома получает две ставки, живет с семьей на дачах за городом. Не говоря уже о больших людях, которые имеют по две-три персональные машины на дедушку, бабушку, тещу и т. д. Чего же не пишут о том, что В. И. Ленин говорил, что любой руководитель должен получать не больше высококвалифицированного рабочего! В связи с таким отношением к Сталину со стороны Хрущева и кое-кого других - очень нехорошие разговоры и анекдоты, а у Сталина в народе - исключительный авторитет и любовь. Я работаю технологом, мне приходится ходить по цехам и все это слышать.
Записка Чувашского обкома КПСС в ЦК КПСС. 21 ноября 1956 года. Секретно
19 ноября около девяти часов утра на Чебоксарском заводе электроаппаратуры топором была сбита голова с скульптуры И. В. Сталина... Указанные действия совершил Золотов Л. А., беспартийный, 1927 года рождения, работающий в должности инженера-конструктора. Отец Золотова Л. А. Аркадий Золотов в 1937 году был арестован, осужден на десять лет и умер в тюрьме в 1942 году. В 1955-м посмертно реабилитирован.
В ходе проверки выявлено, что в первых числах ноября Золотов снял портрет Сталина И. В. в заводской столовой и портрет Ленина - Сталина (двойной) в помещении отдела. Эти факты своевременно не были замечены парткомом завода. Глумление над скульптурой Сталина происходило в присутствии ряда работников охраны, отдела главного механика и других. Часть из них предполагала, что снятие скульптуры проводится по указанию свыше, и возмущалась открытым глумлением над скульптурой.
Данный факт в тот же день обсужден в парткоме, где было решено резко усилить воспитательную работу в коллективе. Приняты дополнительные меры к широкому разъяснению вопроса борьбы с культом личности.
20 ноября Золотов арестован. Ведется следствие.
Секретарь Чувашского обкома КПСС Никитин.
Перечить тирану никто из них не смел
Решение об ознакомлении коммунистов с докладом было принято лишь 5 марта. Но уже до того мир, разумеется, догадывался о сенсационном событии. Зарубежные компартии - в смятении, а советские вожди не торопились рассеять зловещий туман. Да состоялся ли доклад вообще?! Хрущев умудрился не отвечать ни "да", ни "нет". Руководитель французской компартии Морис Торез придумал спасительную формулу: "Доклад, приписываемый товарищу Хрущеву". Сложным, почти детективным путем, через несколько стран текст попал в США. Его напечатала полностью "Вашингтон пост", а вслед, молниеносно, газеты всего мира.
Хрущев, выступая в Варшаве на пленуме ПОРП, покаянно объяснял братьям-полякам, почему он и другие члены советского партийного ареопага не могли не то что противостоять - перечить тирану. ЦК КПСС был вынужден выпустить постановление "О преодолении культа личности и его последствий" с целью как-то, хоть частично, обелить Сталина и смягчить ситуацию. Однако преодолеть последствия доклада и начавшегося развала коммунистического движения было уже невозможно.
Где прочесть доклад Хрущева
После речи первого секретаря вместо обязательных бурных аплодисментов в зале воцарилась гробовая тишина. Прения не открывались. Постановление съезда по докладу состояло из одной фразы: "Заслушав... одобряет... осуществить мероприятия, обеспечивающие полное преодоление". Принято единогласно, как и предложение "не публиковать в настоящее время". Длилось "настоящее"
33 года, в течение которых текст доклада в СССР так и не появлялся в печати. На сегодня есть две публикации - в 1989 году в журнале "Известия ЦК КПСС" в разделе "Из архивов партии" и в 1991 году в сборнике "Реабилитация: политические процессы 30-50-х годов". Сегодня пожелавшему прочесть доклад это если и удастся, то с трудом.
Автор: Материалы разворота перепечатаны из газеты 'Известие' с любезного разрешения главного редактора газеты В.К.Мамонтова