Кнуты без пряников

После того как внимание к проблемам безопасности дорожного движения привлек сам президент Владимир Путин, соответствующие властные структуры заметно активизировались. Начавшаяся кампания по размаху вполне сопоставима с любым из приоритетных национальных проектов. Оно бы и неплохо, но чисто российские методы, которыми оперируют исполнительная и законодательная ветви власти, вселяют некоторую тревогу: как бы с водой не выплеснули и ребенка.

17 февр. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1904 от 17 февр. 2006

После того как внимание к проблемам безопасности дорожного движения привлек сам президент Владимир Путин, соответствующие властные структуры заметно активизировались. Начавшаяся кампания по размаху вполне сопоставима с любым из приоритетных национальных проектов. Оно бы и неплохо, но чисто российские методы, которыми оперируют исполнительная и законодательная ветви власти, вселяют некоторую тревогу: как бы с водой не выплеснули и ребенка.

Тем более что закон у нас обязателен не для всех. Если вы, к примеру, сын министра обороны, то даже наезд на пешехода со смертельным исходом может вас не волновать. А вот если вы - рядовой водитель, оказавшийся на пути стремительного чиновничьего кортежа, тогда все гораздо хуже...

Утвержденная правительством РФ концепция федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах" предусматривает комплекс самых разнообразных мер. Не удовлетворившись этим, федеральные власти выдают на-гора все новые инициативы, которые на местах просто не успевают "переварить". Очередной "штурм" начался 27 декабря, когда опубликованные правительством РФ поправки в правила дорожного движения (ПДД) обязали всех автомобилистов уже с 1 января 2006 года ездить за городом с включенными фарами, а детей перевозить в специальных сиденьях. Одновременно попали под запрет поворотники красного цвета, предусмотренные американскими стандартами.

После протестов отдельных депутатов Госдумы и представителей общественности премьер-министр Михаил Фрадков заявил о том, что эти поправки в ПДД вступят в силу только с началом 2007 года. Однако тут в поле зрения автомобилистов попал новый ГОСТ, вступающий в силу уже 1 марта 2006 года. Он предписывает устанавливать на все автомобили третий стоп-сигнал и обивать незаводские "кенгурятники"  эластичным материалом, запрещает снабжать шипами только два колеса, ставит вне закона красные поворотники и желтые габариты. Удаленный или неработающий катализатор тоже становится основанием для отказа в прохождении техосмотра.

Пока адвокаты от автомобилизма сочиняют иски в суды, из Госдумы пришла очередная новость. Депутаты-единороссы Москалец, Плигин и Харитонов внесли на рассмотрение парламента законопроект, серьезно ужесточающий наказания за пренебрежение правилами ДД. Предлагается для учета серьезных нарушений вернуть балльную систему, отмененную в 1997 году: набрав в сумме десять и более баллов за определенный период времени, водитель рискует расстаться на два года с правами или же "загреметь" на 15 суток. Среди других инициатив - увеличение штрафных санкций за выезд на полосу встречного движения, пользование телефоном на ходу, проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на перекресток, где уже образовался затор, и т. д. Из новых (и довольно спорных) норм - наказание за "перестроение в плотном потоке", которое предлагается карать тясячерублевым штрафом. Не совсем понятны критерии определения плотности потока. Существует опасение, что с принятием этого пункта ездить по Владивостоку, не говоря уже о Москве, в часы пик станет вовсе невозможным. К тому же в законопроекте есть и другое новшество: за нежелание пропустить общественный транспорт или, не дай бог, оперативную машину с сиреной и мигалкой предусмотрен штраф от 1000 до 2500 рублей. То есть придется выбирать меньшее из двух зол: то ли не пропускать "пожарную" или "скорую", то ли преступно перестраиваться в плотном потоке.

Всего законопроект вводит около 65 изменений в Кодекс об административных правонарушениях РФ. Минимальный штраф предлагается установить на уровне 300 рублей. Кроме того, рассматривается вопрос об отказе от фиксированной ставки МРОТ (сегодня при расчете штрафов за отправную точку берется давно устаревший МРОТ, равный всего 100 рублям). Другое принципиальное новшество: в случае принятия законопроекта нарушителем будет считаться сам собственник автомобиля, даже если фактически нарушение ПДД допустил другой водитель, управляющий транспортным средством по доверенности. То есть, предположим, видеокамера зафиксировала номер автомобиля, превысившего допустимую скорость - и штрафную квитанцию отправят собственнику вне зависимости от того, кто на самом деле был за рулем.

Депутат Госдумы Владимир Плигин, один из авторов уже становящегося скандальным законопроекта, ожидает принятия документа в первом чтении в марте 2006 года, а в завершающем - на осенней сессии. Между тем его коллега по Госдуме, председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин считает, что единого мнения по поводу всех этих поправок в высших эшелонах власти нет, а значит, предстоит серьезная дискуссия. "Поправки, касающиеся вины владельца, неконституционны, потому что в корне противоречат презумпции невиновности, - заявил Похмелкин. - Получается, что не гаишник доказывает вину водителя, а водитель доказывает свою невиновность".

Автор: Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"