Загоняем тарифы в рамки

Сколько же будут ползти вверх тарифы на жилищно-коммунальные услуги? Вопрос скорее риторический, поскольку нельзя не понимать, что они и дальше будут расти, расти, расти... Успокоить душу может одно - в соответствии с новым федеральным законодательством такой рост теперь ограничен определенными рамками - так называемыми предельными индексами.

17 февр. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1904 от 17 февр. 2006

Сколько же будут ползти вверх тарифы на жилищно-коммунальные услуги? Вопрос скорее риторический, поскольку нельзя не понимать, что они и дальше будут расти, расти, расти... Успокоить душу может одно - в соответствии с новым федеральным законодательством такой рост теперь ограничен определенными рамками - так называемыми предельными индексами. Кроме того, в области регулирования тарифов четко разграничены полномочия федеральных органов власти, субъекта РФ и органов местного самоуправления. Администрация края в соответствии со своими полномочиями уже утвердила такие предельные индексы для городских округов и муниципальных районов Приморского края на 2006 год.

- Никто не намерен платить свои деньги, не зная, за что, и большинство стараются разобраться в принципах начисления платы за услуги ЖКХ, понять механизм формирования тарифов, - рассказывает заместитель председателя жилищного комитета департамента по ЖКХ и топливным ресурсам администрации края Елена ПАРХОМЕНКО. - Многие звонят нам в департамент, задают волнующие их вопросы во время "Прямых линий".

- Наверняка один из таких вопросов - почему и после перехода на полное возмещение населением затрат на жилищно-коммунальные услуги, то есть достижения тех самых 100 процентов оплаты, о которых так долго говорилось, платить приходится все больше и больше?

- 100-процентного рубежа мы достигли к 1 января 2005 года. Предприятия ЖКХ, как и любые другие, поставлены теперь в рыночные условия. В связи с этим у них возросла ответственность за качество предоставляемых услуг. Очень серьезную работу им нужно вести теперь по собираемости платежей, поскольку уже никто не будет возмещать понесенные из-за неплательщиков убытки.

То, что оплачиваем сейчас 100 процентов, означает: бюджет в возмещении затрат предприятий ЖКХ не участвует. Но это никак не значит, что наши платежи останутся отныне стабильными. Растут стоимость топлива (к примеру, за прошлый год стоимость жидкого топлива увеличилась на 95 процентов), транспортные расходы и т. д. и т. п. Поэтому не расти тарифы просто не могут. Другое дело, какими темпами, и насколько обоснован этот рост.

- Во всяком случае, они не могут подниматься чаще одного раза в год.

- Тарифы на услуги ЖКХ - это не цены на рынке: сегодня одни, завтра - другие. Они регулируются государством. В отношении тарифов на электро- и теплоснабжение механизм такого регулирования разработан уже давно. Их устанавливает Региональная энергетическая комиссия Приморского края. Этому предшествует тщательная проверка, чтобы в тариф не были включены необоснованные затраты. Анализируется, как выполнялись производственные программы, проводились капитальные ремонты по восстановлению основных фондов. Ведь все это должно вести к снижению себестоимости услуг, оптимизации затрат. Изменение тарифов должно быть экономически обоснованно.

С принятием нового закона государственный контроль устанавливается теперь не только за ростом цен на отпуск тепла и электроэнергии. Теперь такое регулирование распространяется на все виды услуг и даже плату за жилое помещение.

- Насколько я знаю, при подготовке постановления краевой администрации по утверждению предельных индексов возможного изменения тарифов по краю работала комиссия и была проведена большая аналитическая работа. Многие города и районы "не вписались" в предельные индексы?

- Постановлением администрации для каждого муниципального образования установлен свой потолок роста тарифов на все виды услуг и платы за жилое помещение в сравнении с прошлым годом. При подготовке постановления учитывались многие факторы, в том числе частота смены ставок оплаты. И надо сказать, что не везде плата росла. Кое-где, наоборот, проводилась политика сдерживания тарифов, и несколько лет они не менялись.

- Надо полагать, в таком случае затраты жилищно-коммунальных предприятий компенсировались из местных бюджетов?

- Ничего подобного. Просто предприятия загонялись в угол. Или жилищный фонд "доводился до ручки", люди не получали нужные услуги. Тем не менее в одночасье тарифы здесь нельзя поднять до уровня обоснованных, это будет происходить постепенно.

В целом по краю получилось, что рост платы за жилье составил за год 4 процента, за коммунальные услуги - 7,5 процента. Есть примеры, где рост тарифов на коммунальные услуги и платы за жилое помещение вышел за рамки предельных индексов. Главам таких городских округов и муниципальных районов постановлением администрации края рекомендовано в течение месяца привести установленные тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, размеры платы за жилое помещение и размеры платы за коммунальные услуги на 2006 год в соответствие с предельными максимальными индексами, установленными этим постановлением.

Механизм регулирования, который сейчас вводится, думаю, уже со следующего года будет работать как часы, и он поможет навести порядок.

- Ситуация усугубляется тем, что с конца прошлого года изменился порядок начисления субсидий. Теперь имеет значение, как выставляются платежи за отопление: с разбивкой на 12 месяцев или только 7 месяцев непосредственно в отопительный сезон.

- Дело в том, что новый порядок начисления субсидий основывается не на фактических начислениях, а на установленных стандартах. Поэтому получателю субсидий выгоднее вносить платежи за отопление с разбивкой на 12 месяцев, поскольку субсидия в те месяцы, когда выставляется максимальная сумма, может не покрыть его затрат. Коль порядок начисления субсидий изменился, то и нам надо "адаптировать" порядок платы за тепло (это самый большой платеж). Мы считаем, что во всех муниципальных образованиях жители должны иметь выбор, как им платить: каждый месяц или только в холодное время, когда подается тепло.

- Елена Александровна, жители населенных пунктов, которых обслуживает "Примтеплоэнерго", часто задают вопрос, почему они платят по-разному. А ведь, как известно, для всех теплоснабжающих предприятий "Примтеплоэнерго" установлена одна стоимость гигакалории.

- Действительно, для этого предприятия утвержден единый тариф. Предприятиям, не покрывающим за счет него свои расходы, разница компенсируется из бюджета. Плата же за отопление в разных населенных пунктах бывает разная, поскольку она зависит не только от стоимости гигакалории, но и от установленных в этом муниципальном образовании нормативов потребления тепла. Нормативы зачастую утверждаются разные.

- По прогнозам, большую часть многоквартирных домов возьмут под свое крыло управляющие компании. Плату за содержание и ремонт жилых помещений они будут устанавливать по согласованию с нами, собственниками жилья. Должны ли при этом управляющие компании представить результаты независимой экспертизы этих тарифов?

- Прямого требования на этот счет в Жилищном кодексе нет. Но я бы, например, потребовала экономическую оценку затрат управляющей компании. Это поможет понять преимущества одной организации по сравнению с другой (надеюсь, что конкуренция между ними со временем будет). Место на рынке сможет завоевать как раз та компания, которая будет иметь такую экспертизу, а не та, что возьмет цифры "с потолка".

Справка "В"

Федеральный закон от 26.12.2005 № 184-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты РФ" устанавливает:
- индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса);
- предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение;
- предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги;
- предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

Автор: Надежда БРАЖИНА, Марина ИВЛЕВА, "Владивосток"