Конкуренцией это не назовешь
Владивостокское предприятие "Флориаль" пять лет назад начинало с бельевого трикотажа и футболок, а сейчас в цехе выпускается уже более 200 моделей. По логике, именно на защиту таких вот производств, поставляющих продукцию на местный рынок, отчасти направлены меры по сворачиванию помогаечного "бизнеса".
Владивостокское предприятие "Флориаль" пять лет назад начинало с бельевого трикотажа и футболок, а сейчас в цехе выпускается уже более 200 моделей. По логике, именно на защиту таких вот производств, поставляющих продукцию на местный рынок, отчасти направлены меры по сворачиванию помогаечного "бизнеса".
Как сами производители расценивают новые таможенные ограничения? Директор ООО "Флориаль" Наталья Богатова считает:
- С позиции покупателя я понимаю, что эти ограничения направлены против моих интересов. Всем нам хочется, чтобы в продаже было как можно больше дешевых товаров.
Если же говорить с позиции бизнесмена, занимающегося швейным производством, то новые правила я, бесспорно, одобряю. Мы не можем конкурировать с наводнившей рынок китайской продукцией, поскольку находимся с производителями из соседней страны в совершенно разных условиях. У нас себестоимость продукции намного выше, ведь мы платим людям больше, предоставляем им соцпакет, у нас короче рабочая неделя и рабочий день. Если сделать график другим, то и зарплату надо поднимать, иначе кто к нам пойдет? В Китае с его переизбытком рабочей силы такой вопрос просто не стоит. На нас давит гораздо более тяжелое налоговое бремя, мы обязаны выполнять жесткие требования по созданию безопасных условий труда и т. д. и т. п.
Сравниваю не понаслышке. Приходилось бывать на китайских фабриках, выпускающих трикотаж, в том числе в известной у нас в стране компании "Дружба". Как правило, их предприятия сами продукцию не реализуют, а выполняют заказы специализированных корпораций, имеющих договоры с американскими, европейскими компаниями (китайцы снабжают одеждой весь мир). В этом механизме, кстати, кроется еще одна причина выбрасывания на наш рынок дешевых товаров. Для китайской стороны они зачастую вообще ничего не стоят. Заказ на пошив партии продукции оплачивается сразу в размере 102 процентов со скидкой на небольшой процент брака. Вот эти самые два процента (совсем не обязательно, что это будет явный брак) привозятся к нам и предлагаются по минимальной цене. Это отнюдь не маленькие партии.
Теперь вы понимаете, что нам невозможно конкурировать с китайцами? Поэтому мне, как производителю, выгодно, чтобы ввоз их продукции ограничили и наш рынок не был завален чужим трикотажем. Каждая страна старается защитить свой рынок, и это естественно.
Теперь давайте посмотрим на проблему с гражданской позиции. То, что мы сейчас наблюдаем, можно назвать экономической интервенцией. На китайской стороне выпустили продукцию, их рабочие получили за это деньги, товар "с малыми жертвами" привезли к нам, и, продав его, снова поимели не мы, а они. Что при этом имеет страна? Разве что потребитель выигрывает - вот и все. Ни отчисления налогов, ни пополнения казны.
Поэтому я уверена, что надо развивать свое производство и давать людям возможность зарабатывать. У торговца и производителя даже психология разная. Не случайно в каждой стране стараются поддержать своего производителя.
Считаю, что новые таможенные правила - пусть маленький, но все же шажок к тому, чтобы поднять легкую промышленность России. Иначе она будет окончательно уничтожена. Хорошо, если бы вторым шагом стало снижение пошлины на ввоз сырья. Ведь у нас брать сырье для выпуска тех же трикотажных изделий негде. Но ввозить сырье - это совсем не то, что ввозить уже готовые изделия. Надо стимулировать создание швейных производств на своей территории.
Владимир ДЕНИСОВ, первый заместитель председателя Приморской торгово-промышленной палаты:
- Ограничения, вызванные даже самыми благими намерениями, обычно имеют свою оборотную сторону. Так и с пресловутыми 35 килограммами. Да, помогаечный "бизнес" надо изживать. Но где сельским жителям работать и как им жить? Местные власти вяло занимаются развитием на своей территории предпринимательства, созданием условий для занятости людей. Потому они не от хорошей жизни вынуждены идти чуть ли не в рабы - помогайки.
Когда говорят о защите cобственных производителей, всегда хочется задать вопрос: а закрыты ли у нас те товарные позиции, которые отданы сегодня на откуп китайским поставщикам? Ну никак не хотят в Дальнереченске выпускать зубочистки, в Арсеньеве - тапочки, Лесозаводске - губки для мытья посуды... Перекроем "кислород" китайцам, а сами с чем останемся? Процесс насыщения рынка собственной продукцией хоть и идет, но слишком уж медленно.
Кроме того, ограничения затрагивают интересы многих наших компаний. Без загрузки могут остаться турфирмы, транспортные компании, обслуживающие международные маршруты. А ведь там тоже люди работают.
Пока, конечно, трудно однозначно сказать, во что в итоге все это выльется. Но опасения многих по поводу серьезных негативных последствий, думаю, не напрасны.
Автор: Записала Надежда БРАЖИНА, "Владивосток"