От шестнадцати и младше
6 февраля в центральную больницу Надеждинского района с диагнозом "отравление" поступила девочка Аня. Возраст пациента - 1 год и 11 месяцев. Как установили местные врачи, ребенок в столь нежном возрасте отравился: пивом. Приехавшие на место сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних Надеждинского РОВД, проведя предварительную проверку, установили, что алкоголем девочку накачали собственные родители. Сейчас эта версия уточняется, как и возможные причины - каким образом и зачем это было сделано.
6 февраля в центральную больницу Надеждинского района с диагнозом "отравление" поступила девочка Аня. Возраст пациента - 1 год и 11 месяцев. Как установили местные врачи, ребенок в столь нежном возрасте отравился: пивом. Приехавшие на место сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних Надеждинского РОВД, проведя предварительную проверку, установили, что алкоголем девочку накачали собственные родители. Сейчас эта версия уточняется, как и возможные причины - каким образом и зачем это было сделано.
Пенный напиток вместо молока
Детей, едва ли не с пеленок начинающих употреблять пиво и всевозможные "отвертки", становится все больше. Как рассказала корреспонденту "В" заместитель начальника подразделения по делам несовершеннолетних УВД Приморского края подполковник милиции Наталья Левченко, число несовершеннолетних, доставленных в органы внутренних дел Приморского края за распитие спиртных напитков в общественных местах, впечатляет. Если в 2003 году подобных случаев было зафиксировано 3348, то в 2004 году доставленных было уже 3697, и почти каждый десятый совершил преступление, находясь в нетрезвом виде.
Наталья Левченко:
- О том, что среднестатистический любитель спиртного молодеет, свидетельствует возросшая статистика привлечения родителей к административной ответственности. Кроме того, на учете в ПДН края состоит 380 несовершеннолетних, систематически употребляющих алкоголь, что составляет 5,9 процента от общего числа подростков, находящихся на профилактическом контроле. Однако в сельских районах края все гораздо хуже. Так, в Чугуевском, Яковлевском, Красноармейском и Анучинском районах каждый четвертый подросток поставлен на учет за употребление спиртных напитков.
У врачей - не менее "радостные" цифры.
Ольга Южакова, заместитель главного врача Приморского наркологического диспансера по детско-подростковой наркологии:
- На сегодняшний день на учете в нашем диспансере стоит около 300 детей-алкоголиков. В основном это ребята 14-18 лет. Но я лично сталкивалась и с детьми, употребляющими спиртные напитки, младше 14 лет. Нельзя сказать, что с течением времени эта цифра - 300 "пивных" детей - уменьшается или увеличивается. Она стабильна. Кроме того, процент латентности, то есть случаев, о которых мы не знаем вовсе, крайне высок, поскольку милиция не задерживает на улицах детей с бутылкой в руках, а родители часто считают, что пиво - это невинное увлечение. И все забывают при этом, что по законодательству РФ употреблять спиртные напитки можно с 21 года, так как именно к этому возрасту окончательно формируется организм. А если начать пить раньше, это может привести к различным последствиям, начиная с интоксикации и заканчивая нарушениями в развитии.
"Дыра" в законе
Но, как выясняется, каковы бы ни были устремления милиционеров и медиков, иногда "подкачать" с законами могут те, кто должен их создавать, - депутаты. Так, 7 января 2006 года вступил в силу федеральный закон № 156-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Поправки затронули в том числе и статьи, касающиеся продажи и распития пива и напитков на его основе. Но возложенных на него, в первую очередь - милиционерами, работающими с несовершеннолетними, ожиданий обновленный закон, к сожалению, не оправдал. Причин тому несколько, но главная - одна: в законе оказалась пропущенной категория граждан с 16 до 18 лет.
Конечно, несомненным плюсом январских поправок стало почти трехкратное увеличение штрафов за все нарушения, связанные с потреблением и розничной продажей пива. Например, за вовлечение в распитие несовершеннолетних - до трех минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), за продажу подростку пива - от 200 до 300 МРОТ. Дальше плюсы переходят в минусы...
Согласно части первой обновленной статьи 20.20 КоАП РФ штраф в размере от одного до трех МРОТ грозит за распитие пива, а также алкогольных и спиртсодержащих напитков (с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции) в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта, в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания), в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях. Это касается всех граждан Российской Федерации старше 16 лет - именно с этого возраста начинается ответственность за правонарушения по Кодексу об административных правонарушениях. Другими словами, с 16 лет во всех перечисленных в законе местах пить пиво нельзя - накажут. Зато, получается, можно на улицах, остановках, в общественных местах - в законе же об этом ни слова.
Непонятно еще и то, идет ли в этой статье закона речь только о зданиях детских, образовательных и медицинских организаций или и о прилегающих к ним территориях? Какие учреждения можно отнести к организациям культуры? На сколько метров простирается территория образовательного учреждения, если нет вокруг забора? Или, например, как соотнести во Владивостоке парки или территорию Спортивной гавани с данной статьей?! Но даже не эти факты больше всего настораживают милиционеров, а то, как данный закон применяется к несовершеннолетним, которые в последнее время уж очень быстро превратились в потребителей пенного напитка.
А вот в статье 20.22 КоАП, где предусмотрена ответственность родителей за то, что их дети в возрасте до 16 лет распивают пиво и напитки на его основе, определен более широкий печень "запрещенных" мест (улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования и другие общественные места). Но эти ограничения, повторимся, действуют лишь до наступления 16 лет. Получается, с формальной точки зрения, нынешний подросток в возрасте от 16 до 18 может распивать пиво неподалеку от парка (или возле дома) и не нести никакой ответственности.
У милиционеров, конечно, свой взгляд на ситуацию. С одной стороны, их порадовал тот факт, что пиво наконец признали напитком, который приводит к алкоголизации (ведь инспектора ПДН за годы службы видели "пивные" последствия у несовершеннолетних во всей красе. Для некоторых их подопечных распитие пивка на лавочке с друзьями заканчивалось так называемыми пивными комами и последующей реанимацией). С другой стороны, ожидаемые поправки должны были повысить требования к потребителям пива, а особенно к несовершеннолетним. Однако этого не произошло.
Наталья Левченко:
- То, что законодатели не охватили категорию от 16 до 18 лет, не означает, что эти несовершеннолетние могут распивать спиртные напитки, где угодно. Можно, конечно, говорить, что это взрослые люди и у них есть свобода выбора. Но для нас, сотрудников милиции, очевидно, что несовершеннолетние - наиболее уязвимая часть граждан. И если им сейчас не дашь понять, что можно, а что нельзя, то потом будет уже поздно. А потому территориальные органы ПДН сейчас нарабатывают практику по обновленному кодексу. Мы намерены ежемесячно отслеживать статистику административных правонарушений, касающихся распития алкогольных напитков.
Между тем, по данным ПДН УВД края, с момента вступления закона в силу инспекторами уже составлено 20 административных протоколов в отношении несовершеннолетних в возрасте именно от 16 до 18 лет. Но даже при назначении штрафов перед милиционерами вырастают все новые и новые препятствия. Сотрудники ПДН края, например, отмечают такой факт: находкинская прокуратура при рассмотрении административных протоколов на заседании городской комиссии по делам несовершеннолетних требует наличия медицинских документов (хотя парадокс - при употреблении пива тестирование не показывает наличие алкоголя в крови).
Думается, что законодатели конечно же поправятся. Однако наблюдаемая "сырость" нормативно-правовых актов наводит на мысль, что раз депутаты в Москве не сильно озабочены этой проблемой, есть ли им дело до двухлетней девочки Ани из Надеждинского района Приморского края?
Автор: Служба оперативной информации, Нина ПЕТРУХИНА (фото), "Владивосток"