Как готовить будущих журналистов?

В московском Доме журналистов в начале февраля состоялась встреча деканов ряда факультетов журналистики страны с руководителями ведущих российских средств массовой информации. Тема встречи была актуальной для обеих сторон: как готовить будущих журналистов? Об итогах этого большого сбора рассказал корреспонденту "В" директор Института массовых коммуникаций ДВГУ, директор ГТРК "Владивосток" Валерий Бакшин:

14 февр. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1901 от 14 февр. 2006

В московском Доме журналистов в начале февраля состоялась встреча деканов ряда факультетов журналистики страны с руководителями ведущих российских средств массовой информации. Тема встречи была актуальной для обеих сторон: как готовить будущих журналистов? Об итогах этого большого сбора рассказал корреспонденту "В" директор Института массовых коммуникаций ДВГУ, директор ГТРК "Владивосток" Валерий Бакшин:

- В мире существует две системы подготовки будущих журналистов. Самая распространенная - когда в школу журналистики с двухлетним сроком обучения приходит человек, уже имеющий 4-летнее высшее образование гуманитарного, технического или иного профиля. Такая система, к примеру, действует в США. В России еще с 40-х годов прошлого века журналистов готовят в классических университетах с 5-летним сроком обучения. Лично мне, честно говоря, больше нравится американская система, но живем-то мы в России, поэтому надо думать, как максимально эффективно готовить будущих журналистов в условиях классических университетов.

В последнее время российская система подготовки журналистов активно критикуется практиками, и доля истины в этой критике есть: очень трудно в рамках классического университета готовить человека творческой специальности. Плюс надо учитывать реальности высшей школы последних 15 лет. Чтобы найти выход из создавшейся ситуации, год назад в Москве было создано партнерство факультетов журналистики, в которое вошло около 15 ведущих факультетов журналистики страны (всего в России журналистов готовят более чем в 100 вузах), в том числе и факультет журналистики ДВГУ.

За прошедший год была проделана значительная работа - прежде всего по повышению квалификации преподавателей. В октябре члены партнерства во главе с деканом факультета журналистики МГУ Ясеном Засурским встречались с представителями министерства образования и науки - состоялся заинтересованный разговор о путях совершенствования подготовки будущих журналистов. В частности, представителями министерства было с пониманием воспринято наше обращение о придании специальности "Журналистика" статуса творческой специальности, что позволило бы улучшить практическую подготовку будущих журналистов.

Очень важной была и недавняя встреча с руководителями ведущих СМИ страны. Ведь без поддержки медиа-сообщества (не только моральной, но и материальной) невозможно организовать полноценный процесс подготовки будущих журналистов. К сожалению, долгое время нормального диалога между теоретиками и практиками не получалось, разговор сводился лишь к взаимным упрекам (замечу, что факультет журналистики ДВГУ в этом плане представляет редкое исключение: у нас большая группа преподавателей одновременно работает в ведущих средствах массовой информации Владивостока, но таких журфаков в стране единицы).

Разговор в московском Доме журналистов был интересным и плодотворным. В нем приняли участие многие руководители медиа-индустрии. К примеру, очень конструктивными были выступления вице-президента Гильдии издателей периодической печати Евгения Абова, заместителя генерального директора ВГТРК Андрея Быстрицкого, советника руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Андрея Романченко. Но мне больше всего понравилась эмоциональная речь главного редактора радиостанции "Эхо Москвы" Алексея Венедиктова. По мнению Венедиктова, выпускник факультета журналистики должен быть широко образован, должен досконально знать и соблюдать нормы журналистской этики и не должен быть идеологизирован.

Действительно, именно классические университеты могут дать будущему журналисту тот уровень знаний, который позволит ему разбираться во многих вопросах современной российской жизни. Конечно, нужна и основательная техническая подготовка, но материально-техническая база факультетов журналистики не успевает за прогрессом редакционной техники. Поэтому Алексей Венедиктов считает, что современной техникой будущие журналисты должны овладевать в редакциях и телерадиокомпаниях.

Не все участники дискуссии согласились с тем, насколько большое значение Венедиктов придает этической стороне нашей профессии. Но лично мне его точка зрения импонирует. Вроде бы много мы говорим со студентами о журналистской этике и в то же время раз за разом сталкиваемся с грубыми нарушениями самых элементарных этических норм. Вспомните, к примеру, страшный пожар 16 января. Многие телеканалы (почти все местные, кроме ПТР, и некоторые федеральные - НТВ, ТВЦ), некоторые газеты дали кадры падения людей из горящего здания. Спрашиваю коллег: вы бы дали такие кадры, если бы из окон выбрасывались близкие вам люди? Ответ абсолютно одинаковый: нет. Так почему вы дали такие кадры про других людей?

В результате дискуссии в Доме журналистов мы договорились, что уже в ближайшее время в рамках партнерства факультетов журналистики будет создан координационный совет, в который войдут представители ведущих средств массовой информации страны, что позволит более полно учитывать запросы медиа-сообщества при подготовке будущих журналистов.