Русская деревня в харбинской версии
Как известно, согласно документам, подписанным первыми лицами Российской Федерации и Китайской Народной Республики, 2006-й год объявлен Годом России в Китае, а следующий, 2007-й - Годом Китая в России. "В" намерен активно и широко освещать все мероприятия и события, связанные с этим решением лидеров двух стран. И рубрика, которую мы открываем сегодня, станет постоянной на страницах нашей газеты как минимум на эти два года.
Как известно, согласно документам, подписанным первыми лицами Российской Федерации и Китайской Народной Республики, 2006-й год объявлен Годом России в Китае, а следующий, 2007-й - Годом Китая в России. "В" намерен активно и широко освещать все мероприятия и события, связанные с этим решением лидеров двух стран. И рубрика, которую мы открываем сегодня, станет постоянной на страницах нашей газеты как минимум на эти два года.
В рамках заявленной темы сегодня мы публикуем дневниковые записи нашего земляка, владивостокца Сергея Грибина, который вот уже почти полтора года (т. е. со дня основания) работает в "Русской деревне" в Харбине.
В чем-то весьма личные, может быть, несколько субъективные заметки, на наш взгляд, тем не менее достаточно характерно рисуют дух, атмосферу и само отношение к России, которое формируется сегодня в столице крупнейшей на северо-востоке Китая и ближайшей к нашей границе китайской провинции Хэйлунцзян.
На флаг - смирно!
"Русская деревня на острове Солнца под Харбином" (далее РД) была открыта 19 декабря 2004 года при большом стечении народа, официальных лиц, прессы и телевидения. Запомнились не очень продолжительные на 25-градусном морозе речи, суета кинооператоров, заевшие главные ворота РД, не пожелавшие "по-легкому" впустить внутрь отмитинговавших, банкет с не по-русски легким спиртным, танцы до упаду. Все!.. Праздник закончился, настали будни:
Подъем - в 7.30. С 8.00 до 8.30 - завтрак. В 8.45 - процедура подъема флага, я про себя назвал ее процедурой отъема последнего здоровья, на свежем утреннем 23-28-градусном (со знаком минус, естественно) воздухе. В 9.00 все на рабочих местах начинают совершать свой ежедневный трудовой подвиг. Хотя посетителей в РД было немного, а едоков в ресторане и того меньше - зима, одним словом.
"Русская деревня" - это около 20 одноэтажных домиков, в которых расположены магазины русского шоколада, спиртного, сигарет, а также магазины разнообразных русских сувениров. Все домики расположены внутри живой изгороди (внутри "периметра", как мы его называем). Отдельно находятся здание "Золотого театра" с рестораном, "Русская гостиница" - наше трехэтажное общежитие, офис РД и несколько пока не используемых домиков вне периметра. Весь этот комплекс зданий и сооружений расположен на острове Солнца за рекой Сунгари. На этом месте в стародавние времена находились дачи богатеньких русских харбинцев. В 2004 году крупная китайская строительная корпорация "Цзянлун" восстановила разрушающиеся строения, заменила или обновила все коммуникации и запустила проект "Русская деревня". Деньги вложены немалые, и смотрится "деревенька" неплохо.
Отцы-основатели рассуждали так: зачем китайские туристы деньги из Китая вывозят в Россию? Мы здесь, в Китае, построим "Русскую деревню", пригласим лучших артистов, организуем русский ресторан, привезем русскую водку, шоколад, сувениры - деньги будем лопатой грести. Сказано - сделано! Домики блистают чистотой, шоколад российский представлен в основном шоколадными плитками (на наш вкус, совершенно невкусными, но очень дешевыми) и "Альпен Гольдом". Русская водка в большом ассортименте - от "Полтины" и "Кузьмича" до нашего, приморского "Уссурийского бальзама" и "Кожемяки". На вид спиртное фирменное, но пробовать не доводилось - одна бутылка стоит от 120 до 250 юаней (от 420 до 900 рублей). Сувениры все поголовно сделаны, естественно, в Китае. Кривовато расписанные матрешки, литые из светлого металла пепельницы, открывашки для бутылок, фляжки, куколки, сувенирные тарелки, наборы открыток, картины, красочные буклеты и календари. Единственные реально "хендмэйд" (изготовленные вручную) сувениры - это вышитые нашей Танюшкой-рукодельницей салфеточки в русском стиле! Да еще шоколадные монетки
"1 юань", заказанные специально для РД на одной из московских фабрик, с изображением герба "Русской деревни" на обратной стороне "юаня".
Символ России - блондинка
Всего в разные периоды в РД было от 45 до 90 человек русского персонала. Это зависело от сезона и финансового положения: есть оборотные, свободные деньги - давай больше русских, а если каждый юань приходится считать - персонал сокращаем и зарплату русским, равно как и своим, китайцам, задерживаем.
Изначально персонал делился на четыре группы: артисты, ресторан, охрана, продавцы-горничные. Артисты приезжают работать на месяц или полтора и уезжают обратно. Состав их постоянно меняется, причем последнее время едут в основном артисты из Благовещенска.
В самом начале здесь работал владивостокский ансамбль "Метелица". Они отработали здесь больше полугода. Отличное музыкальное сопровождение, отработанные до нюансов вокальные и танцевальные номера, песни на китайском языке, шуточные номера - глаз не оторвать!
Но сейчас руководство деревни на базе русского "Золотого театра" создало ночной клуб, и сама потребность в русском фольклоре не то что бы отпала, а отошла на второй план. На первый выкатились грудастые и не очень стриптизерши (только топлес и ничего больше - но какой восторг в глазах у пуритански воспитанных китайцев!) и девушки-"ходули" - так мы называем аппетитных благовещенских красавиц за то, что они два из трех своих танцев не танцуют, а практически ходят в красивых страусиных перьях и открытых платьях.
А на финальном выходе все вместе с китайцами хором поют нашу "Катюшу" - это апофеоз вечера! Светлеют лица подпивших китайцев, все водят хоровод в середине зала, и я начинаю верить, что это не только ночной клуб, но и учреждение по укреплению дружбы России - КНР.
Сложнее поначалу оказалось с рестораном. Китайцам не нужны были ни высококвалифицированные повара, ни организация настоящей русской пекарни, ни летняя (считай, самая прибыльная) работа шашлычной "Генерал Топтыгин". В "русском" ресторане первые два-три месяца готовили китайские повара - наши только присутствовали при процессе. В зал выводили русского шеф-повара в громадном колпаке и говорили китайским посетителям, что все блюда сегодня для них приготовил наш повар Саша.
Им нужны были только наши русские официантки, желательно блондинки: ведь даже при всех общепризнанных успехах китайской экономики производство длинноногих, полногрудых и голубоглазых блондинок пока как-то буксует. Все время получается продукт (тоже очень симпатичный и сексуальный) невысокого роста с одинаково черными волосами и раскосыми глазами. Китайцам в русском ресторане при этом можно скармливать совершенно "нерусские" блюда. Для посетителя неважно, соответствует или нет вкус борща общепринятому в России (есть там сметана или нет) - ему важно, что принесла его русская блондинка, что он достаточно приятен на вкус, а что до тонкостей - пусть разбираются специалисты! Сделка состоялась! Он был в русском ресторане, его обслуживала русская официантка, перед ним раздевалась красивая европейская женщина, он честно съел все блюда, выпил литр "Харбинского" пива! Что еще?.. Все! Он получил то, за что заплатил свои деньги!..
Кстати, об "амурах"! За год работы в РД было создано несколько (до десятка) прочных любовных союзов.
Желающим без проблем выделялся "отдельный пятизвездочный домик", т. е. отдельная стандартная комната (при наличии заявления от обеих сторон). Особенно вожди РД приветствовали приезд супружеских пар. Мужик работает в охране, она продавец, горничная или официантка. Общий семейный бюджет, тишь да гладь, всем хорошо:
Две пары, образовавшиеся в РД, приехав в Россию, продолжают жить вместе. Одна официально зарегистрировала свой союз в загсе. Даже российско-китайские браки есть в истории РД, но не буду уточнять, кто да с кем, чтобы не сглазить... Дай им Бог счастья да детишек побольше!
С верой и надеждой
Из прилегающих российских территорий наиболее активно с провинцией Хэйлунцзян работает, пожалуй, республика Саха-Якутия. На всех июньских Харбинских ярмарках очень много их представителей. Достаточно активны позиции Хабаровска и Благовещенска. Приморье тоже, конечно, есть, однако по активности пока несколько уступает. Может быть, нет достойных нашего уровня задач?
Есть! И одна из них - на поверхности. В Харбине нет полноценного православного храма. Работают мусульманская мечеть, католический костел, еврейская синагога. Только Русская православная церковь представлена Покровским храмом, службу в котором ведет китайский священник на китайском же языке. Ни обряда венчания, ни крещения, ни исповеди, ни отпевания или причащения не проводится. Русские люди приходят в церковь для того, чтобы поставить свечку за здравие или за упокой, прикоснуться к русской православной традиции и после службы поговорить о своих житейских проблемах или успехах, обменяться новостями.
Труднообъяснимо, но факт: в Харбине сохранилось пристрастие к установке православных куполов (правда, без позолоты и креста) на совершенно различных зданиях, в том числе современных. В форме куполов изготавливают большие уличные светильники, крыши беседок и небольших строений. За последние годы в Китае повернулись лицом к нуждам верующих всех конфессий. Руководитель нашей "Русской деревни" господин Чжао Ичун даже выражал интерес к постройке небольшой бревенчатой православной часовни, чтобы здесь же, в РД, жил священник, проводил службу, общался с верующими. Ведь в русских деревнях в первую очередь всей общиной строили церковь!
Русские харбинцы собирали подписи, писали письма на имя губернатора провинции Хэйлунцзян господина Чжан Цзоцзи и секретаря провинциального комитета КПК товарища Цянь Юньлу. Писали о необходимости выдачи разрешения на регулярные визиты в Харбин русского православного священника для проведения богослужений. Приморская епархия готова организовать такие поездки, если в них нуждаются православные верующие Харбина.
Уверен, что сегодняшние руководители провинции Хэйлунцзян - господин Чжан Цзоцзи и товарищ Цянь Юньлу понимают всю важность этого вопроса для русских жителей Харбина и многочисленных русских туристов и наверняка помогут.
Нужно использовать предоставленный "исторический" шанс для решения этого вопроса: есть потребность у русских харбинцев; в Китае знакомы с православием не понаслышке и понимают, что христианство не несет ни агрессии, ни национальной розни; есть возможность и у Приморской епархии организовать регулярные визиты.
Нужен только некий толчок.
Харбин - Владивосток
P. S. Когда эти заметки были переданы в редакцию и уже готовились к печати, стало известно, что во время своего последнего визита в Харбин в конце января Сергей Дарькин во время переговоров со своими китайскими коллегами затронул и вопрос о православии. С руководством наших соседей найдено взаимопонимание, и намечаются первые конкретные шаги. Будем верить и надеяться!
Автор: Сергей ГРИБИН, специально для "В"