Как остановить бегство краба?

Контр-адмирал Александр Иванков, начальник отдела береговой охраны приморского погрануправления ФСБ РФ, личность в крае достаточно известная. Именно под его руководством вот уже несколько лет морские пограничники "портят кровь" тем, кто пытается незаконно обогатиться за счет откровенного и махрового браконьерства. Изощренность браконьеров поражает: хотя общие схемы их работы пограничникам известны, сегодня любители легкой наживы изыскивают новые возможности заработать и в то же время уйти от ответственности - как уголовной, так и административной.

10 февр. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1900 от 10 февр. 2006

Контр-адмирал Александр Иванков, начальник отдела береговой охраны приморского погрануправления ФСБ РФ, личность в крае достаточно известная. Именно под его руководством вот уже несколько лет морские пограничники "портят кровь" тем, кто пытается незаконно обогатиться за счет откровенного и махрового браконьерства. Изощренность браконьеров поражает: хотя общие схемы их работы пограничникам известны, сегодня любители легкой наживы изыскивают новые возможности заработать и в то же время уйти от ответственности - как уголовной, так и административной. Сотрудники погрануправления тоже стараются не отставать. Извечная игра в "кошки-мышки" не прекращается никогда, но теперь силовики решили действовать не только фискальным путем, но и более эффективным - экономическим.

Об этом корреспондент "В" и побеседовал с Александром Иванковым.

Помогает экономика

- Конечно, значительную долю нашего времени занимает такой вопрос: как найти способ, чтобы поймать и изобличить очередного браконьера? Но мало поймать - надо довести дело до логического завершения, чтобы и нарушитель понес наказание, и государство получило деньги за нанесенный урон. И одними фискальными мерами не отделаешься. Главным фактором сегодня становится экономика. Пограничники, как и другие силовики, должны в первую очередь учитывать экономические законы, отдавая себе отчет: если кому-то выгоднее украсть, чем честно приобрести, он это украдет. А значит, воровство должно быть невыгодным. Взять, например, вопрос с рыбными аукционами, ныне, слава богу, отмененными. Если цены на рыбные квоты были в два раза выше, чем рентабельность, значит, государство понимало, что изначально это - организованное государством же браконьерство. Аукционы эти теперь отменены, но рыбную отрасль лихорадит, потому что ежегодно следуют нововведения, а значит, меняются условия, в которых работают рыбаки. Мы решили, что штрафы и задержания - это самая малая часть айсберга, которая не отражает нашу главную работу. Для себя мы выстроили цепочку, которая позволяет даже при ежегодном уменьшении квот, выделенных рыбопромышленным предприятиям, реально увеличивать количество официально добытого. Это происходит за счет слежения непосредственно в районах промысла, в морских контрольных пунктах, в портах и даже в районах прибрежного рыболовства. И поэтому ежедневно маленькие ручейки результатов этих осмотров сливаются в один большой информационный поток: все заносится в базу данных пограничного управления и сравнивается с результатами судовых суточных донесений, поставляемых со стороны рыбаков. Пример: в 2005 году мы таким образом подсчитали - 1 миллион 780 тысяч тонн продукции разного вида. До этого, в 2004 году, мы подбирались в цифре в 700 тысяч тонн, а в 2003-м - всего 70 тысяч тонн. И результаты нашего контроля подтверждаются письменно, в первую очередь Управлением Федеральной налоговой службы по Приморскому краю. Я далек от мысли, что значительный рост налогов - это целиком наша заслуга, но, поверьте мне, серьезно плечо мы здесь подставили. Например, в 2004 году от рыбаков Приморского края поступило налогов в 4,27 раза больше, чем в 2003 году. В первом полугодии 2005 года еще на 37 проц. возросли платежи в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. Я еще раз подчеркиваю: хотя количество выделяемых квот снижается, налогов платится больше. Кстати, сейчас приморские рыбаки добывают ровно пятую часть всех биоресурсов России. Поэтому в рыбопромышленном комплексе Приморья наблюдаются позитивные изменения - и зарплата растет, и налоговые отчисления тоже растут. И тут, конечно, большая заслуга губернатора, который вникает в эту проблему. Что еще радует - много добытой продукции сдается в приморские порты, то есть остается здесь. А это, в свою очередь, позволяет заняться глубокой переработкой. Губернатор вообще предлагает сделать такую систему - ввести самые большие пошлины на вывозимую из края рыбу-сырец, а на готовую продукцию (в виде изделий) - налоги минимизировать. Чтобы невыгодно было вывозить за границу, в страны АТР, наш сырец, из которого там делают консервы и нам же перепродают втридорога!

Справка "В"

Сегодня наблюдается четыре основных способа, которыми браконьеры обходят имеющиеся договоры между Россией и Японией:
- доставка продукции на транспортных судах (усиленный контроль японских властей распространялся преимущественно на суда с орудиями лова);
- доставка "товара" на промысловых судах под флагами третьих стран (Белиз, Гондурас, Камбоджа), на них ограничения не распространяются;
- доставка на промысловых судах, предварительно оформленных на приход в портах Южной Кореи (улов выдается за "корейский");
- перегруз уловов на японские транспортные суда, находящиеся в нейтральных водах.

Закон не обязателен для всех?

Как отмечает Александр Иванков, несмотря на то, что пограничники сегодня делают упор на экономику, остается много "дыр" в чисто законодательной работе, касающейся пресечения "рыбных" преступлений и наказания за них. За последнее десятилетие лишь в 2002 году снижалась активность поставок российских биоресурсов в Японию, что, соответственно, вызвало рост их стоимости на японском рынке. Тогда в результате скоординированных действий МИД и Госкомрыболовства России японское правительство было вынуждено ввести запрет на заход в свои порты российских судов без грузовых таможенных деклараций на морепродукцию. Сначала это позволило значительно сократить ввоз незаконно добытого краба, однако уже вскоре браконьеры восстановили временно утраченные позиции, изменив схемы и маршруты контрабандных поставок.

Несмотря на заявления официального Токио об активизации борьбы с российскими контрабандистами, власти прибрежных префектур и муниципалитетов, по сути дела, так и не получили соответствующих указаний. Как результат, ощутив серьезные финансовые потери от наметившегося сокращения поставок российских морепродуктов, администрации прибрежных японских городов вначале принимали промысловые суда с контрабандным грузом под видом транспортных, а впоследствии стали оформлять заходящие суда практически без каких-либо ограничений.

Сегодня, как отмечают приморские пограничники, есть и еще одна проблема - законодательная. Это странно, но новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) в вопросах охраны биоресурсов более лоялен к нарушителям, нежели раньше. Как отмечает контр-адмирал Иванков, в соответствии со статьей 19.4 резко снижена административная ответственность за невыполнение законных требований погранохраны об остановке судна, что влечет безнаказанность за это грубейшее правонарушение. Если раньше санкция за указанное правонарушение предусматривала максимально наложение штрафа до 3000 МРОТ с конфискацией судна, то в новом КоАП РФ штраф снижен до 150 МРОТ (в 20 раз!) и применяется лишь в отношении капитана судна (юридические лица - судовладельцы, фактически давшие указание вести незаконный промысел, не могут быть подвергнуты по этой статье штрафным санкциям). А статьей 18.6 КоАП (нарушение порядка прохождения установленных контрольных пунктов - точек) предусмотрено наложение штрафа на должностных лиц в размере до 50 МРОТ. Незначительный размер штрафа создает предпосылки для уклонения от прохождения контрольной точки, а за этим естественно следует сокрытие, недекларирование продукции морского рыбного промысла и т.д. При этом данное правонарушение в соответствии с ФЗ "Об исключительной экономической зоне РФ" является нарушением условий промысла. Малый размер наказания зачастую приводит к тому, что положенные 5 тысяч рублей штрафа нарушители готовы выплатить на месте, чтобы спокойно двинуться дальше.

Морские пограничники видят и пресекают все маневры браконьеровКак отмечает Иванков, все это порождает у нарушителя чувство полнейшей безнаказанности. Зачастую для того, чтобы остановить судно-нарушитель, приходится его долго догонять и даже применять оружие. Если за весь 2005 год сотрудникам погрануправления пришлось семь раз применять оружие, то только за один январь - уже два.

Давно пора пересмотреть "гуманные" статьи 253 и 256 УК РФ, так как они позволяют понести полную ответственность лишь тем, кто добыл 1,2 тонны камчатского краба. Если больше добыл, то проданная партия краба "покрывает" максимальные санкции статей - 500 тысяч рублей. А если говорить об уголовном наказании в виде лишения свободы - то за 2003-2004 год в Приморском крае за незаконный промысел осуждены 68 капитанов, чьи суда вели незаконный промысел. Приговоров с реальным лишением свободы не было ни одного, а типичный приговор выглядел так. "4 октября 2005 года Хасанский районный суд установил, что Гузев Леонид Валентинович, 1962 г.р., будучи капитаном СРТМ "Каратау", в период с 19 по 22 ноября 2003 года, не имея надлежащего разрешения, действуя умышленно, с целью незаконного выезда из России в Республику Корея, незаконно пересек государственную границу РФ: Гузев Л. В., в период с 5 по 9 декабря 2003 года, находясь в территориальном море РФ в районе промысла (бухта Валентин), не имея разрешения рыбоохраны на ведение промысла краба, организовал постановку ловушек для его добычи:" В итоге по сумме трех статей (контрабанда) Гузев был приговорен к трем годам условного срока.

Так вот, как отмечает Иванков, очень редко после получения условного срока капитаны перестают участвовать в подобных операциях. Даже будучи дисквалифицированными по суду, они оформляются в судовой роли как матросы, фактически продолжая командовать экипажами. А будь за подобное реальное лишение свободы, глядишь, призадумались бы, стоит ли чей-то миллионный бизнес твоей свободы.

Удивительны трактовки некоторых судов при рассмотрении административных правонарушений. Даже в разных райсудах Владивостока правонарушение одной и той же квалификации может быть истолковано совершенно по-разному. Александр Иванков отмечает, что такая санкция, как конфискация судна, применяется, как правило, в отношении иностранных судов-нарушителей. А российское судно, что бы оно ни совершило, почему-то обязательно окажется снова у владельца. "У судейского корпуса Приморья - отдельный взгляд на проблему незаконного промысла, - говорит Иванков. - Задержанное с партией краба судно, пусть даже без орудий лова, но явно транспортирующее незаконно добытый "товар", почему-то не признается нарушителем промысла. А значит, конфискация тут неприменима! Но позвольте, есть такие факты, когда и на Камчатке (в 2005 году 10 судов конфисковано), и на Сахалине эти суда конфискуют! Где единообразие закона, ведь одинаковый Кодекс РФ об административных правонарушениях действует на всей территории России?".

"Команда смертников"

Зачастую сами суда, на которых выходят в море ловцы крабов, представляют собой изношенные и утлые суденышки, у многих из которых нет даже обязательной системы спутникового контроля. Случись что в море - и никто не узнает, куда делось судно, где оно затонуло, ибо контрольные точки им либо вовсе не проходятся, либо реальные данные искажаются. Моряки, нанятые в такой экипаж, наверное, даже не отдают себе отчета в том, на каком корабле-призраке они зарабатывают для владельца судна миллионы. Это они рискуют утонуть, но никак не те, кто всегда остается в тени. Кстати, если вернуться к Хасанскому району, то суда расположенного там рыболовецкого колхоза "Рыбак" 28 раз задерживались за незаконный промысел краба и другие правонарушения в течение ряда последних лет. И каждый раз находились какие-то причины, по которым полной ответственности руководители не несли. И уже только в начавшемся году одно из судов этого колхоза в пятый раз заявляется на "многодневные ходовые испытания" - термин, за которым, как правило, кроется неафишируемый промысел.

Бесконечное противостояние

"Дыры" в законах чреваты еще и тем, что в некоторых случаях суда, задержанные c крупной партией преступно добытого краба, легко и без проблем возвращаются владельцу. Например, сегодня совершенно непонятная ситуация складывается со шхуной "Бали", задержанной аж 31 января 2004 года. Ее владельцы скрылись, капитан в розыске, а сроки административной ответственности, в которые они должны были рассчитаться, прошли. Итог - если сегодня владелец появится, судно ему придется вернуть. И это при том, что государство от поимки этого судна ничего себе не компенсировало. И таких суденышек немало.

Пограничники сегодня готовы бороться с браконьерством и по-новому, и по-старому. Главное, говорят, чтобы не мешали - ни законы, ни те, кто очень своеобразно их толкует. А то получается, что на экономический контроль, приносящий прибыль, теневые владельцы крабового бизнеса отвечают махровым браконьерством:

Справка "В"

Как свидетельствуют данные японской таможенной статистики, если в 1995 году из 32338 тонн камчатского краба, доставленного в японские порты, 24173 тонны (или 74 проц.) составили вареномороженые конечности, то в прошлом году на долю продукта первичной переработки пришлось всего 25 проц. Между тем на мировом рынке цена 1 кг вареномороженых конечностей камчатского краба почти в три раза превышает стоимость килограмма краба, реализуемого в живом, свежем или охлажденном виде. Еще дороже стоит краб рассольной или газовой заморозки, поставляемый в Японию из США. В целом, как считают эксперты, краболовная отрасль Дальнего Востока фактически превратилась в сырьевой придаток японского продовольственного рынка, цены которого являются по существу демпинговыми и обеспечивают лишь минимальную рентабельность. Так, если в 1996-2003 годах объем поставляемого в Японию и США краба в пересчете на сырец в два и более раза превышал общедопустимый улов (ОДУ), то изучение данных японской таможенной статистики за прошлый год позволяет говорить уже о пятикратном превышении ОДУ. Причем добыча ракообразных не прекращается даже в летние месяцы, когда краб линяет и цены, по которым он может быть реализован, минимальны.

Автор: Александр ОГНЕВСКИЙ, "Владивосток"